«Феррари» черным по белому
Должна сказать, что домашний скандал «Феррари», с рассказами о саботаже Найджела Степни на Гран-при Монако и прочими некрасивыми делишками, меня не сильно впечатлил шито белыми нитками, а вернее, запорошено мистическим белым порошком в баках болидов. Уголовное дело, возбужденное в Италии по заявлению «Феррари», правда, удивило -- кажется, все серьезно. И вот оно! Вчера и сегодня бабахает так, что накрыло и «Феррари», и «Макларен», и даже ФИА зацепило.
В распоряжении Кофлэна был талмуд на 500 страниц, в котором содержится информация о «Феррари» от А до Я
Сначала сухие факты. Найджел Степни со вторника официально уволен из «Феррари». Он и сотрудник «Макларена», сначала безымянный, а затем вычисленный по давней связи со Степни, Майк Кофлэн обвиняются в промышленном шпионаже против итальянской конюшни. Обыск, проведенный в доме Кофлэна в Сюррее, дал «положительные результаты». И судя по тому, как быстро «Макларен» отмежевался от дела, отстранив своего главного конструктора результаты эти абсолютно реальны, не фальсифицированы и не подброшены. В среду британская команда заявила, что интеллектуальная собственность «Феррари» в МР4-22 не использовалась и предложила ФИА провести полный тест болидов для подтверждения сего факта. Федерация, на которую, возможно, осуществлялось давление и со стороны итальянцев, взялась, при полной поддержке обеих команд, провести собственное расследование в рамках Международного спортивного кода и регламента Ф-1.
Факты, как видите, немногочисленны, поэтому вопросы растут как грибы после дождя. Что в найденных документах? Действительно ли Кофлэн не использовал их в работе, и знало ли о существовании столь ценной информации высшее руководство «Макларена»? Почему, когда две недели назад у Степни начались проблемы, его партнер не избавился от компрометирующих его бумаг, а хранил их у себя дома? Откуда «Феррари» так точно узнала, кто замешан в шпионаже, и так легко и быстро обнаружила документы? Был ли пакет, найденный у Кофлэна и датированный концом апреля, первым и единственным, или до него были другие, не найденные? Как поведет себя ФИА, и грозят ли «Макларену» какие-то суровые санкции в чемпионате? Как повлияет на работу конструкторского бюро британской конюшни отстранение руководителя высшего звена? Впрочем, последний вопрос разбирать не буду, предлагаю просто почитать анализ коллеги на сайте www.formulamag.com. Но слухи и домыслы по некоторым остальным хотелось бы с вами обсудить.
Всех, конечно, грызет вопрос об использовании полученной информации. Уверенность, с которой «Макларен» отдал болиды на растерзание техническим делегатам ФИА, заставляет думать, что формально там все чисто. Данные, полученные в конце апреля, дали доминирующий результат в Монако уже через пару-тройку недель? Вот это вряд ли. Да и прямое использование деталей машины совершенно другой конструкции нереально. Но вот идеи! Идеи они всегда подсматриваются друг у друга, фотографируются у конкурентов детали аэродинамики, шасси и вся внутренняя начинка, которая может неосторожно быть открыта постороннему взгляду. А если взгляд можно запустить глубже? Не обязательно ведь слепо копировать, но чужие идеи могут вдохновить, натолкнуть, подсказать что-то новенькое, интересное уж я по себе знаю, все-таки исследовательской работой занимаюсь.
А если нельзя скопировать, то может можно опротестовать какой-то элемент? Как в прошлом году в масс-демпферами «Рено» ну не вышел у «Феррари» нужный эффект, зато получилось их забанить. Тут возникает захватывающее подозрение о том, что «Макларену», возможно была доступна некоторая информация о F2007 и ранее. Помните гибкие днища, работу которых Падди Лоув так детально описал перед ФИА? Откуда, спрашивается, у британцев были столь точные данные о работе маленькой пружины, которая крепит днище к монококу? Так может, именно отсюда ведется отсчет времени, в течение которого «Феррари» вела внутреннее расследование, заподозрив уже в том инциденте, что кто-то сливает информацию конкурентам Итак, шпионские данные можно использовать не только для себя, но и против их источника. Кстати, а как «Макларен» менее чем за сутки определил, что у них нет элементов, которые они, напомню, в глаза не видели? Понятно, Кофлэн сказал, но правду ли?
Думаю, вряд ли расследование ФИА даст такие же «положительные результаты», как обыск. И санкций против команды со стороны ФИА, разумеется, не будет. Но небольшое сомнение будет витать над «Маклареном» на (какое неудачное временное совпадение!) родном Гран-при Великобритании. А уголовное дело о промышленном шпионаже затянется. Памятуя о случае с «Тойотой», на годы.