А что было бы, если бы Петросян не прыгала четверной?
Аделия Петросян – 6-я на Олимпиаде.
Формально та же позиция, что и у Петра Гуменника. Но ощущения полярно разные: если в мужской произвольной от пьедестала отделило ангажированное судейство, то в женской – собственная ошибка.
Можно, конечно, возразить, что и Гуменник не сделал в Милане свой максимум – в конце концов, он сдвоил по одному прыжку в короткой и произвольной. Но проблема в том, что максимум практически всех участников, кроме победителя, был куда ниже.
Петросян – другой случай. Арбитры к ней были довольно лояльны еще с короткой программы: не сэкономили надбавки за прыжки и не слишком сильно прижимали компоненты.
Единственным явно негативно настроенным против Аделии судьей оказался американец – но в бригаду во второй день он не попал. Как, впрочем, и его коллега из Австрии, тоже придержавший Петросян на старте.
Если против Гуменника работали сразу два арбитра – из Канады и Италии – что действительно повлияло на его оценки, поскольку отбрасывалась лишь одна минимальная, то Аделия такого ярого противодействия избежала. Во многом потому, что за пьедестал боролась с японками, а их судьи традиционно избегают обвинений в предвзятости.
Казахстанка Надежда Парецкая и вовсе поставила Петросян на третье место в короткой и первое в произвольной. Оценки всех лидеров в ее протоколе были ниже, чем у коллег, на 6 баллов, у Аделии – настолько же выше.
Но если судьи были готовы видеть Петросян на пьедестале, чего не хватило ей самой?
Весь олимпийский сезон Аделии – борьба не только с ограниченными ресурсами здоровья, но и мучительный перебор вариантов идеального контента. И основная проблема в том, что никакой систематичности в ее ошибках не было.
На сентябрьском отборе в Пекине (на фоне недавней травмы) получился экономный набор из тройных.
В Омске удались два квада, но не хватило сил на все остальное, да и выступление шло вне конкурса. На чемпионате России из ниоткуда возник тройной аксель, но один четверной закончился падением, а другой превратился в двойной.
В том, что в Милане Аделия выберет риск, мало кто сомневался. Хотя четверной на тренировках все еще оставался лотереей, было понятно, что с Алисой Лью и Каори Сакамото, которые в итоге взяли золото и серебро без всяких ультра-си, они изначально в разных стартовых позициях.
Но если гипотетически представить, что Петросян отказалась от четверного, могла ли она взять медаль?
На отборе в Пекине ее безопасный набор получил 140,91 балла. В Милане четверной тулуп встал вместо сольного двойного акселя и с учетом падения стоил дешевле него на 1,22 (но это позволило, в свою очередь, немного удорожить секвенцию). Итого за технику при чистом прокате Аделия могла получить около 78-79 баллов – это уровень Лью и Гленн.
Еще около 2 баллов потенциально Петросян могла прибавить в компонентах: на них, безусловно, сказалось падение, кроме того, относительно сентябрьского турнира Аделия действительно стала увереннее. И несмотря на первые несколько секунд замешательства после падения, за большую часть проката ей точно можно себя похвалить.
Свыше 70 баллов за компоненты в Милане получили только Сакамото и Лью. И, пожалуй, это справедливо: первая на разрыв прощалась со спортом, а вторая – ее полная противоположность – уже традиционно откаталась так, будто не знает напряжения.
Это удивительное свойство Лью делает ее одной из самых стабильных одиночниц со времен Медведевой. Но если у той была железная концентрация на прокате, то Алиса, наоборот, игнорирует все базовые ценности фигурного катания – борьба за золото, прыжки и федерацию за плечами.
«Мне не нужна медаль», – сказала Лью после короткой и в итоге стала двукратной чемпионкой в Милане.
Даже несгибаемый Илья Малинин в главный момент не выдержал напряжения, а Алисе, кажется, безразлично, о каких кольцах идет речь – олимпийских или тех, которые она методично добавляет в свою прическу каждый год, мечтая стать похожей на дерево.
Глупо было бы требовать такой же уникальной расслабленности от Петросян. Но надо отдать Лью должное: кататься настолько беспечно в ситуации, когда все медальные надежды федерации на Олимпиаде связаны только с тобой, а два золота уже упущено – отдельный талант. Не менее важный, чем легчайшее скольжение Сакамото и тройной аксель Гленн.
Чистый прокат облегченной произвольной принес бы Петросян около 146-147 баллов вместо итоговых 141,64. Чтобы забрать бронзу у Ами Накаи требовалось 4,63 – скорее всего, разница между ними была бы в десятых. В чью пользу они бы разошлись, учитывая то, что японка каталась последней – вопрос открытый.
Олимпиада (вероятно, единственная в жизни), где ты стартуешь раньше главных соперниц – тот случай, когда лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном.
Я уверена, что Сакамото безумно больно за то, что она не попыталась зайти на финальный каскад. Третье в карьере серебро – слабое утешение, когда ты была в шаге от золота.
И если бы Петросян осталась четвертой с чистым прокатом, возможно, она всю жизнь думала бы о том, что было бы, не испугайся она в этот вечер рискнуть.
Олимпиада-2026
Милан, Италия
Женщины
Итоговое положение
1. Алиса Лью (США) – 226,79
2. Каори Сакамото (Япония) – 224,90
3. Ами Накаи (Япония) – 219,16
4. Моне Чиба (Япония) – 217,88
5. Эмбер Гленн (США) – 214,91
6. Аделия Петросян (Россия) – 214,53
7. Нина Петрыкина (Эстония) – 210,82
8. Ли Хэ Ин (Южная Корея) – 210,56
9. Анастасия Губанова (Грузия) – 209,99
10. Софья Самоделкина (Казахстан) – 207,46
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: Gettyimages.ru/Matthew Stockman, Jamie Squire