Один из лучших дней в истории хоккея: великие матчи получили великую концовку
Кажется, я понял, что такое хоккей на Олимпиаде.
Первую неделю турнир в Милане-2026 разочаровывал. Можно было радоваться деталям (например словакам и Слафковски), можно было смеяться над неудачной сменой французов, но общая картина выглядела скорее удручающей. Постоянные 5:1 у Канады и США на фоне бед Швеции, Чехии и Финляндии намекали, что разница в хоккейном мире уже большая – и интересным тут будет один матч.
Финал.
США – Канада. Ткачак против Макдэвида. Снова. Как в Кубке Стэнли. Будто и не расходились.
А потом был день четвертьфиналов. Безумный – от начала до конца. Вихреподобный. День, в разгаре которого Дима Федоров сказал: «Кажется, мы видим один из лучших матчей в истории Олимпиады» – и с ним не поспоришь.
Можно только добавить. Потому что к Канаде – Чехии прибавился сюжет Финляндии – Швейцарии, а потом их сверху придавило еще и США – Швецией.
Кажется, это был один из лучших дней в истории хоккея.
И кажется, теперь я понимаю, откуда он такой взялся.
Для начала – база. Кубок Стэнли учит нас тому, что плей-офф – это во многом психология. В 2023-м «Вегас» не был лучше «Флориды» технически (тактически и как угодно еще) – и этот тезис подтвердился в двух последующих сезонах, но он выбрался в финал с хорошим настроением и постоянно находил поводы это настроение улучшать.
И, например, «Торонто». «Лифс» постоянно заходят в плей-офф с ужасным настроением – с дефицитом уверенности в себе и с какими-то фобиями. Отсюда такое количество средних и даже посредственных серий.
Но в плей-офф НХЛ серии идут до четырех побед, и там команды все-таки тестируются по целому набору параметров. Если в вашей защите дыра – никакая психология не спасет; поэтому «Эвс» так долго шли к кубку.
Плей-офф Олимпиады – один матч. И это радикализирует ситуацию – по сути, остается только психология. Только уверенность в себе и отношение к событиям в игре.
И в этом смысле первая неделя Игр – та, которую сейчас уже странно вспоминать – ценна тем, что она складывала контекст. В те дни создавался психологический контекст для матчей на вылет.
Вчера ведь играли не просто Канада – Чехия, Финляндия – Швейцария и США – Швеция. Вчера играли два безусловных фаворита (извините), которые уже в Милане очень четко обозначили свои амбиции, и один условный фаворит – против отстающих команд. И когда команды вышли на лед, контекст заработал во весь рост.
Идеальным примером стала, конечно, игра Канады и Чехии.
● Канадцы в этом контексте должны были забивать сразу два-три гола – нормой для них считался только такой расклад. Это была их зона комфорта, она стартовала с разницы +3.
● Для чехов в этом контексте хорошим развитием событий было все, что выше «-3» на табло.
От каждого неудачного действия при 0:0 и даже 1:0 в свою пользу, канадцы все очевиднее торопились, нагнетали и упрощали.
От каждого удачного действия даже при 0:1 чехи будто бы подзаряжались. Лучше всего это видно по тому, как играл Роман Червенка. Как он катался, ставил корпус, делал паузы, поднимал голову, отдавал передачи и бросал по воротам. Это был хоккей уровня и формата Сидни Кросби – от начала до конца матча.
Потому что чехи весь матч получали доказательство того, что у них все хорошо, у них все получается. Несмотря на то, что играли с Канадой просто на равных: психологический контекст так сложился, что это уже считалось достижением.
Та же самая – равная – игра считалась большим упущением Канады. Как так она не забила пять в первом периоде? Кошмар.
Этот уникальный психологический контекст возможен только на Олимпиаде с участием лучших. И он работает отчасти как кривое зеркало. Червенка в нем – главная звезда. Макдэвид – ничем не лучше.
Это идеальный сетап для разного рода героев. Одни, у кого меньше мастерства, получают трамплин. Другие – у кого побольше – вынуждены прыгать через барьер. Потрясающее зрелище.
Я понимаю, что Канаде и США после вчерашнего будут задавать много вопросов, но я видел просто потрясающие в их исполнении матчи. Мы регулярно видим, как фавориты отдают игры, которые развиваются вот так. В которых психология играет за соперника, и в которых каждый гол – небольшое чудо.
Но у Канады и США большие, просто огромные, в чем-то невероятные игроки. То, как Марнер показал скидку направо, на Селебрини, а сам пошел между троих чешских защитников – поэзия в исполнении суперзвезды.
То, как Куинн Хьюз провел полторы минуты на льду, спрятал бросок и положил шайбу под дальнюю штангу – поэзия в исполнении суперзвезды.
Финнам с решающим голом было чуть проще: швейцарцы ошиблись со сменой в овертайме – и дальше было дело техники. Но это тоже был исключительный по красоте финиш.
Великие матчи получили великую концовку. Никакой исход не был детерминирован – если бы Нечас забил за минуту до конца основного времени, мы бы сейчас обсуждали огромную сенсацию. И это тоже была бы суперконцовка суперматча.
Поражение Канады (и США, и Финляндии) было реальным. Да, оно не отражало бы какой-то объективный расклад сил и мастерства. Это просто продолжение того контекста, который сложился на Играх ко вчерашнему дню.
Олимпиада волшебна тем, что выравнивает самых лучших со всеми остальными – и заставляет даже самых лучших творить волшебные вещи, чтобы преодолеть обстоятельства.
У Марнера и Хьюза вчера получилось. Но уже завтра для них же все начнется снова.
Фото: East News/AP Photo/Hassan Ammar, AP Photo/Carolyn Kaster