Встречайте ски-альпинизм – в новом олимпийском виде Россия идет за медалью
Ски-альпинизм – сверхновая экстрим-дисциплина, олимпийская премьера которой выпала на Милан-2026. И сегодня Никита Филиппов поборется за медаль – шансы высокие!
Квалификация – в 12:30 мск, полуфиналы – с 14:55, финалы – в 15:55. В этом тексте – все основное для подготовки к просмотру.
МОК одобрил включение ски-альпинизма в программу по предложению оргкомитета – хозяева имеют такую опцию. Это всегда шанс для нишевого спорта, но гарантии на сохранение нет – акция может оказаться разовой, а для спортсменов участие в Олимпиаде стать первым и последним в карьере.
«Ски-альпинизм особенно популярен в Италии, имеет глубокие исторические и спортивные корни в альпийских регионах, один из самых быстрорастущих зимних видов среди любителей», – объяснял МОК причины включения в олимпийскую программу.
Пример о популярности ски-альпинизма в Италии: здесь производится 80% мирового запаса обуви для занятий, от начальных моделей до профессиональных.
Сейчас этот спорт мощно развит во всей альпийской Европе (зачастую – намного популярнее беговых лыж), а всего Международная федерация лыжного альпинизма (ISMF) насчитывает 55 стран с четырех континентов – для зимнего спорта цифры не рекордные, но очень достойные.
Впрочем, ски-альпинизм – не совсем новичок на Олимпиадах. Многие считают его прообразом соревнований военных патрулей на Играх-1924 – тогда лыжники бегали с винтовкой (и поэтому чаще говорится про связь с биатлоном) по пересеченной местности на 25 км, а маршрут прокладывали по горам.
Первые официальные турниры по ски-альпинизму прошли в 90-е, а полноценная международная федерация появилась только в 2008-м, хотя Кубок мира разыграли чуть раньше – в 2006-м.
Как дела у ски-альпинизма в России?
У нас этот вид поднимается не слишком бурно – в программе развития многократно подчеркивается его начальное состояние.
По данным Минспорта за 2024-й, в России ски-альпинизмом занимались всего 117 человек, которых в четырех отделениях спортивной подготовки вели 6 тренеров. Зато у 80 ски-альпинистов уже есть разряды и звания – это, вероятно, самый высокий процент среди всех видов спорта в стране.
Отдельной федерации ски-альпинизма у нас нет – по всем документам эта дисциплина считается разновидностью не лыжных гонок или горнолыжного спорта, а альпинизма.
Основные проблемы, препятствующие динамичному развитию ски-альпинизма в России, федерация альпинизма проговаривала в программе развития от 2023 года.
Дословно – почему в нашей стране у этого спорта пока нет шансов:
● высокая стоимость и отсутствие производства спортивного инвентаря: лыж, ботинок, креплений, камусов, палок, лыжероллеров, экипировки, лыжных парафинов, шлемов;
● отсутствие продуманной системы подготовки сборных команд, в том числе отсутствие понимаемого вектора развития, размытость стратегии подготовки;
● отсутствие преемственности между сборными по ски-альпинизму юниорского, резервного и основного состава;
● отсутствие научно-обоснованных методик спортивной подготовки в целом и особенно к олимпийским дисциплинам;
● отсутствие «среднего звена» в тренерском составе сборных команд;
● высокий средний возраст лидеров сборной России по ски-альпинизму;
● дефицит юниоров, способных конкурировать с возрастными спортсменами даже на спринтах и вертикальных гонках;
● для многих спортсменов тренировочный процесс строится исходя из свободного от работы и семейных вопросов времени, поэтому не всегда позволяет полноценно развить функциональные способности и реализоваться на международных стартах;
● недостаточный уровень реализации, оценки и контроля функционального состояния спортсменов со стороны тренерского состава;
● нехватка специализированных спортивных школ, отделений и дополнительных штатных единиц в действующих, нехватка финансовой поддержки ведущих спортсменов;
● недостаточный уровень навыков спусков вне горнолыжных трасс, для этих целей необходимо привлечение специалистов по фрирайду и горнолыжной подготовке, проведение инструкторских занятий с тренерским составом;
● анализ выступлений ведущих сборных по ски-альпинизму позволил выявить причину высоких результатов соперников. Это уровень их снаряжения – карбоновые ботинки, средства подготовки камусов, лыж и, конечно, наличие в командах специалистов, выполняющих техническую подготовку снаряжения и сопровождения;
Испанец Ориол Кардона Колл – мировой лидер
● отсутствие материально-технической базы для занятий ски-альпинизмом в отделениях по ски-альпинизму в организациях спортивной подготовки;
● отсутствие специализированных кафедр в физкультурно-спортивных вузах, в которых накапливается опыт и готовится тренерско-преподавательский состав по ски-альпинизму, осуществляется переподготовка и повышение квалификации действующего тренерского состава;
● кризисная ситуация в вопросе контроля и управления спортивной подготовкой по причине полного отсутствия доступного отечественного оборудования и программного обеспечения для мониторинга программ спортивной подготовки и высокоэффективного системного анализа данных;
● сравнительно низкий уровень профессиональной подготовки тренерско-преподавательского состава.
Возможно, после Игр-2026 другого повода узнать об этих проблемах уже не будет.
Что это вообще за спорт?
Коротко о правилах спринта, который вошел в олимпийскую программу – их доступнее всего объяснила Спортсу’’ лучшая российская ски-альпинистка Варвара Прохорова.
«Горные перевалы издавна преодолевали на лыжах с наклеенными шкурами. То есть шли в гору, а потом эти шкурки снимали – и ехали вниз, как на горных лыжах. Это история происхождения вида спорта в двух предложениях.
По формату спринт выглядит как в лыжах: квалификация, четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В забегах на выбывание по 6 человек.
Схема примерно такая: бежим в гору, потом снимаем лыжи, цепляем их за рюкзак, пробегаем что-то типа лабиринтика и добираемся до верха. Там сдергиваем камуса (это штуки, которые теперь используются вместо шкур) и едем слаломный спуск. На все уходит минуты четыре, так что это безумно динамично и зрелищно», – дистанция такой гонки иногда не превышает нескольких сотен метров, а набор высоты – около 70 метров.
Прохорова первой из российских спортсменов в зимних видах получила нейтральный статус, а пользователи Спортса’’ помогли ей собрать деньги для поездки на Кубок мира, но в Милан-2026 Варвара не попала – не хватило квалификационных баллов.
Зато на Олимпиаде выступит Никита Филиппов – парень с Камчатки, фамилия которого держится на 7-й строчке в списке фаворитов мужского турнира. Среди всех российских спортсменов в Милане-2026 он самый статусный на международном уровне: 7-е место в тотале Кубка мира, две спринтерских бронзы на этапах и серебро ЧМ-2025 в категории U-23.
«Готов отдать для победы вообще все. Выверну себя настолько, насколько это возможно. Спринтерская гонка максимально азартная, там нужен кураж, я обожаю бегать такое. Почти все боятся быстро ехать вниз, а у нас без этого никуда. Классный ски-альпинист должен быть отбитым.
На обычном старте может быть 100 участников, и все они – не туристы. Много людей стало переходить из других видов: лыжи, биатлон, ски-кросс, трейлраннинг, МТБ. Спринт мы бежим в районе двух-трех минут. Квал проходят 30 человек. И на каком-то этапе между первым и 31-м местом было всего 8 секунд, настолько плотно», – рассказывал в интервью Спортсу’’ Филиппов.
Не боится смерти и медведей. Первый из наших на Олимпиаде-2026 – кто он?
В Милане-2026 сотни участников точно не будет – в спринте у мужчин и женщин по 18 квот.
Тем выше шансы на пьедестал.
Подключаемся в 12:30!
Наша главная надежда на медаль Олимпиады – не фигурист и не лыжник
Фото: Gettyimages/David Ramos, Francesco Scaccianoce; РИА Новости/Александр Пирагис, Андрей Варенков