Какой была бы сборная России на Олимпиаде-2026. Версия Ильи Воробьева
Приветствую вас, читатели Спортса’’! Спасибо за отзывы к первому тексту блога. Отдельная благодарность за вопросы – постараюсь ответить на них в следующих постах. Сегодня поговорим о хоккее сборных. Хочется объяснить, как формируются составы команд на большие турниры, вроде Олимпийских игр, и представить, какой могла быть сборная России в Милан-Кортина-2026.
*****
Выбирать состав на турнир всегда тяжело, и со мной согласятся тренеры любой команды. Когда перед Кубком мира-2016 мы думали, как набрать в сборную России игроков из НХЛ, тренер шведов признавался: «Вам, может, не хватает оборонительных защитников или центральных нападающих, а у меня другая проблема. В НХЛ под 100 человек из Швеции играет, а мне нужно всего 23, и чтобы все у них срослось».
Тоже непростая история.
Это я сейчас за 30 минут набросал фэнтези-состав, который в теории мог бы поехать на Игры, а в реальной жизни это кропотливая работа многих людей – скаутов, менеджеров, тренеров – на протяжении нескольких месяцев. Каждого кандидата нужно просмотреть, с каждым нужно поговорить, узнать, как здоровье, как настрой, согласен ли на роль в сборной, которая может отличаться от той, к которой привык в клубе. Готов ли к тому, что желающих играть в большинстве по полторы минуты очень много, что столько времени на льду у него не будет.
На таком уровне разница между кандидатами иногда минимальная – в пол-ногтя. Мнений много – предлагают болельщики, эксперты, коллеги, а принять правильное решение нужно тебе. Станислав Черчесов перед футбольным чемпионатом мира-2018 говорил, что тренер сборной на каком-то этапе должен стать глухим и слепым. Если он будет всех читать, все смотреть и подбирать состав исходя из этого, каши мы не сварим.
Очень жаль, что нашей сборной не будет на Олимпиаде в Италии. Интересная собралась бы команда. Вот моя версия ее состава.
*****
Вратари
Андрей Василевский, Сергей Бобровский, Илья Сорокин
(Игорь Шестеркин травмирован)
Как я отмечал раньше, команда это пазл, а самая важная часть этого пазла – вратарь. Напрашивается вопрос: как выбрать правильного, когда в твоем распоряжении сразу три игрока из категории лучших в мире? Это проблема, но это проблема класса «люкс». Ее решать намного легче, чем нехватку центральных нападающих. Легче и приятнее – ты можешь сделать апгрейд того, что и так на очень хорошем уровне.
Понятно, что твой выбор все равно раскритикуют, и претензий не будет только в одном случае – если на шее после турнира окажется золотая медаль. Но я повторюсь, что три вратаря высочайшего класса в твоей команде – это приятная проблема.
Кто вышел бы в старте на первый матч, сейчас не скажу. Нужно оценивать их по готовности – кто будет в лучшей форме, тот и сыграет. Для меня важно услышать мнение тренера вратарей. Он четко понимает, насколько человек готов ментально. К примеру, плей-офф-2016, когда Вася Кошечкин переиграл Илью Сорокина в финале Кубка Гагарина. Не то, чтобы Илья ошибался – нет, но Вася за счет своего опыта и уверенности приносил нам победы.
А уже потом Сорокин играл так, что в ЦСКА говорили: «Если сегодня больше одной забьем, то с таким вратарем точно не проиграем». В общем, стал тем Сорокиным, которым является сейчас.
У Бобровского – два Кубка Стэнли подряд, сколько раз он вытаскивал сборную… Наверное, сложно что-то добавить. У Василевского многие отмечают атлетичность, но главное, что Андрей – большой профессионал. Он же начинал в «Тампа-Бэй», когда там Бен Бишоп играл, и тогда ему показали, что такое профессионализм. А это очень важно, в какую систему ты попадаешь.
Я слушал интервью Патрика Кэйна, который в лиге Онтарио играл с Костицыным-младшим. Сергей тогда больше 100 очков набирал за сезон, был лучшим в лиге по передачам. Так вот спросили у Кэйна: «Почему так по-разному они с Сергеем зашли в НХЛ?» Патрик ответил: «Разницы между нами нет, мы оба талантливые игроки. Но я попал в команду к Джонатану Тэйвсу».
В НХЛ не случайно молодых игроков отправляют под крыло звезд. Так у Сидни Кросби с Марио Лемье было, например. Много похожих историй. И еще всегда нужно делать выбор – решить, что именно ты хочешь от своей карьеры? Нэтан Маккиннон говорил, что перед ним в какой-то момент встала дилемма – оставаться на крепком хорошем уровне или пахать, как прокаженный, чтобы быть суперзвездой. Он выбрал второе.
Про Василевского можно сказать то же самое. Важно и отношение к работе, и среда, в которой ты оказался.
Закрывая тему вратарей, расскажу еще случай. Во «Франкфурте» я пересекался с финном Юккой Тамми. На Олимпиаду в Нагано его взяли третьим, как самого опытного, который бы мог помочь молодым пацанам. Он даже не раздевался на матчи, не сыграл ни минуты, но был очень полезен команде. Настолько ментально был силен! Кстати, финны тогда медаль взяли, обыграли канадцев в матче за бронзу.
Защитники
Михаил Сергачев, Иван Проворов, Владислав Гавриков, Артем Зуб, Никита Задоров, Александр Никишин, Дмитрий Орлов, Дамир Шарипзянов.
(Александр Романов и Дмитрий Куликов травмированы)
У нас отличный выбор среди защитников. Не так часто такое бывало, если вспомнить все последние Олимпиады. Ребята опытные, почти все в топ-4 в своих клубах НХЛ. Могут помочь атаке, хотя с этим проблем не было и раньше, но сейчас у нас много качественных защитников оборонительного плана. Это огромный плюс для сборной.
Миша Сергачев должен был бы стать лидером обороны, если наша фантазийная сборная хотела бы на что-то претендовать. Артем Зуб хорош в обороне, очень цепкий. Есть Никита Задоров, который может устрашить, его нужно далеко объезжать нападающим. Влада Гаврикова знаю еще по молодежной команде «Локомотива». Он всегда считался самым талантливым защитником по своему возрасту, но его мучили травмы. Влад вырос, возмужал, окреп – и развил свой талант до конца. Давно играют Дима Орлов и Иван Проворов, Александр Никишин зашел в НХЛ в этом сезоне.
Интересно посмотреть, как на таком уровне выглядел бы Дамир Шарипзянов. На турнире с участием НХЛ тем, кто уже играл против их звезд, влиться будет проще. Не нужно перестраиваться на другие скорости. Конечно, были чемпионаты мира, когда наши ребята из КХЛ хорошо смотрелись против Коннора Макдэвида, но тут нужно точечно подбирать.
В первой паре, наверное, сыграли бы Сергачев и Зуб, но все зависит от того, что мы хотим, какие ставим задачи? Разрушаем мы или созидаем? Кто наш соперник? Тренер смотрит на все это, и от игры к игре вносит коррективы.
Нападающие
Кирилл Капризов – Евгений Малкин – Никита Кучеров
Видел, что в «Питтсбурге» Малкина сейчас выпускают на фланге, но, скажите, кто у нас лучше из центральных? Павел Дацюк же закончил карьеру, насколько мне известно. А кто еще? Женю Малкина я помню еще 17-летним, когда он в «Магнитке» играл. Высочайшего уровня хоккеист! У «Металлурга» раскат в большинстве был – Женя брал шайбу за воротами, всех обыгрывал и залетал в чужую зону. 17 лет ему было! И под него такой раскат!
Никита Кучеров… Вот есть простые смертные в хоккее – бегают, ведут борьбу, пытаются отдать пас. А есть люди-гении. Они видят игру по-другому, читают ее иначе. Они опередили время. Можно всю жизнь работать в двух-трех местах, пытаться как-то заработать, а есть те, кто делают деньги из воздуха. Это можно сказать и про Кучерова, и про Капризова с Малкина. Топовый уровень. Шайба у них на крюке другой становится.
Это и дар, и саморазвитие. Все видели, как Кучеров после смены на скамейке смотрит моменты со своим участием. Представляете уровень человека, который не играл полгода, а потом вышел в плей-офф и там стал лучшим бомбардиром? Это ж какая должна быть сильная голова!
Артемий Панарин – Данила Юров – Андрей Свечников
К той же категории топ-хоккеистов можно отнести и Артемия Панарина – он слева в предполагаемом втором звене. Перед драфтом много говорили, что таким же ярким в будущем станет и Свечников, но он нападающий другого плана, и система игры у его «Каролины» иная. Андрей – мастер, может все. И забить, и отдать, и протащить. У него мало слабых мест, и он бы очень хорошо помог команде. Андрей нравится мне, как игрок, хотя в этой команде нет игроков, которые могли бы не нравиться.
Данила Юров – один из немногих наших центров в НХЛ, играет во втором-третьем звене «Миннесоты». В свое время я его в «Магнитке» подтягивал, но ему тогда физики совсем не хватало, еще молодым был. Потом Андрей Разин продолжил развивать, Юров выиграл Кубок Гагарина, приехал за океан. Есть еще определенные моменты при игре в обороне, над которыми нужно работать. Данила может становиться лучше, потолок для роста есть.
Александр Овечкин – Владислав Наместников – Кирилл Марченко
Овечкин – капитан этой команды. Человек, который сплотил бы коллектив вокруг себя, а это очень важно на таких турнирах. Выходил бы в большинстве, возможно – в первой спецбригаде. Представим, что Кучеров – дирижер, он справа. Малкин и Капризов перед воротами, Овечкин в своем офисе на завершении. И Миша Сергачев на синей линии. Уверен, с передачами на Овечкина он справился бы не хуже, чем Джон Карлсон в «Вашингтоне».
Наместников – опытный центр. Больше 800 матчей в НХЛ, был на Кубке мира, да и кто еще, если не он? Со своей ролью в третьем звене Влад справится. Марченко – лидер «Коламбуса», растет, как игрок.
Валерий Ничушкин – Дмитрий Воронков – Иван Барбашев
Можно Воронкова отправить в третью линию, но пусть будет в силовом звене. Тут крепкие ребята, Валера и Иван выигрывали Кубки Стэнли. Предположу, что в комментариях мне напишут: «Вы в курсе, сколько забил Павел Дорофеев? А где Иван Демидов? Почему нет Романа Канцерова?»
Они хорошо играют и находятся где-то рядом с составом, но, хорошо, давайте возьмем только Кучеровых и Овечкиных, техничных и забивных нападающих. А кто будет в меньшинстве играть? Кто шайбу ловить на себя? Кто будет таскать рояль?
Дорофееву, Демидову нужна роль в топ-6 или топ-9, а там на краях свободных мест немного, и есть ребята поопытнее, более универсальные. Ваню Барбашева в любое звено поставь, и он пригодится. Любого игрока вокруг себя сделает лучше. Те же канадцы при выборе состава делают на этом акцент – выбирают тех, кто более разносторонний, кто может вписаться в систему, кто умеет делать многое и на высоком уровне.
По помощникам картина была бы такой: тренеры вратарей – Сергей Наумов и Рашит Давыдов, тренеры по защитникам – Игорь Никитин и Сергей Гончар, а по нападающим – Алексей Жамнов и Сергей Брылин.
*****
Распределить игровое время в этой команде – интересная и одновременно не легкая задача. Звездам же хочется забрать себе все большинство, как в клубах, и такое происходит не только у нас. На Кубке мира в 2016-м эту тему грамотно подогревала канадская пресса. Ох она задавала нам жару. Постоянно писала – а почему это Овечкин так мало играет в спецбригадах? А у самих звезды проводили смены по 40 секунд, и ничего, нормально все.
Такие вопросы лучше обсуждать на берегу – до начала турнира, чтобы потом не было претензий. Играть хочется всем, но, слушайте, у Канады на том же Кубке мира 13-м нападающим был Джо Торнтон. Джо Торнтон! Да, это многое говорит о силе канадцев, о том, как Джо хотел эту медаль, но он принял свою роль, согласился на минимальное время. Ты играешь за свою страну, твоя цель – медаль, а не личная слава. И ребята адекватно воспринимают, когда объясняешь.
При этом даже идеально подобранный состав – не гарантия успеха. На Олимпиаде или чемпионате мира нет серий до 3-4 побед, как в клубном плей-офф, где все честнее, где сильнейшая команда чаще всего побеждает. Один матч можно выиграть практически у любой команды. Какая-нибудь случайная залетит, а потом они окопаются в защите, а вратарь будет стоять на голове. Всего одна деталь в игре выпадет, и все – до свидания.
Опять же Кубок мира-2016. Сборная молодых звезд там производила лучшее впечатление среди всех команд, но сломался вратарь Мюррей, второй номер не сыграл, и для них турнир закончился. А у нас фантастически был готов Сергей Бобровский. Если бы не Боб, мы бы тогда далеко не прошли. Он же в полуфинале с канадцами два периода тащил. Мы честно сопротивлялись, но потом все же подломали они нас. Мне передавали слова Брэда Маршана. Они, канадцы, реально были озабочены тем, что наши лидеры по ходу турнира добавляли, и все могло сложиться иначе.
Да очень много всего может повлиять. Психология, например. Немцы на чемпионате мира в 2010-м в первом матче обыграли в овертайме американцев, и на этой волне дошли до полуфинала. А еще вспоминаются слова Майка Бэбкока на одной из Олимпиад. Его спросили, что может сделать разницу в матчах лучших против лучших.
Он ответил: «Все, что угодно. Даже не вовремя сломанная клюшка».
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев; Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press; Gettyimages/Martin Rose / Staff