Своеобразное развлечение. Случайные факты о составах олимпийских сборных
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
На каникулах были опубликованы состав одиннадцати сборных, которым предстоит играть на Олимпиаде в Милане. Двенадцатая – Италия – вроде бы припозднилась, но на этой неделе стала известна и её официальная заявка. По такому случаю можно взяться за старый добрый eliteprospects и обсудить несколько статистических показателей. Не столько ради прогнозов (предсказательная сила нижеупомянутых показателей невелика), сколько для задания рамки восприятия надвигающегося турнира.
Средний возраст
В позапрошлом году подвиги Андреса Амбюля вдохновили исследование, основной вывод которого формулируется так: средний возраст сборных на турнирах с участием всех лучших сейчас составляет 28...29 лет. Этим сборные «всех звёзд» отличаются и от сборных на чемпионате мира, и от клубных команд, которые часто моложе примерно на два года. Таким образом, самые важные хоккейные вопросы решают люди, которых принято называть «возрастными» – демографический переход случился на рубеже веков, и обратной тенденции пока не видно. Смотрим нашу первую таблицу.
В таблице, помимо среднего возраста, я указал ещё и число игроков, которым исполнилось 30 – или больше. Есть интересный выброс: средний возраст Швейцарии относительно велик не столько потому, что там много ветеранов, сколько потому, что там нет студентов старших курсов. Патрик Фишер завершает десятилетнюю карьеру в сборной и делает ставку на испытанных людей. Очевидно, поэтому в составе нет относительно молодого (23 года) Тео Роше, самого результативного швейцарца NL прямо сейчас – хотя не исключено, что он всё-таки попадёт на Игры, если не решатся проблемы со здоровьем Филиппа Курашева.
Основной результат таков: на Олимпиаду едет 140 игроков категории «30 и старше» – 47% от общего числа. Дискуссия о Конноре Бедарде и Макклине Селебирини могла вызвать ощущение, что турнир в Милане будет «играми нового поколения», но – нет, в целом это не так. Конечно, в случае вполне возможного успеха США желающих приписать этот успех молодости будет много. Однако – как показало вышеупомянутое исследование – возраст сам по себе является слабым предиктором результата.
Опыт игры в НХЛ
Вопрос о возрасте плотно ассоциируется с вопросом об опыте. На eliteprospects давно предлагает простую формальную меру такого опыта: суммарное число матчей, которые игроки провели в той или иной лиге. Я решил дополнить эти данные указанием на число активных игроков НХЛ и тех, кто когда-то там играл – хотя бы один матч. Так получилась вторая табличка нашего материала.
Верхняя часть таблицы выглядит невыносимо ожидаемо – точно так, как подсказывает интуиция. Четвёрка фаворитов очевидна, Чехия просела и теперь её позиция соответствует географической – Швейцария ближе, Швеция и Финляндия дальше. Впрочем, есть, наверное, одна ремарка по поводу не вполне очевидного – почти полностью НХЛовский состав Финляндии не является чем-то типичным. В 2010 г. в Ванкувере у финнов было 18 действующих игроков НХЛ (из 23 в заявке), а на Играх в Сочи – всего 12! Тем, кто считает НХЛ однозначным индикатором непревзойдённого качества, такой переход может показаться знаком повышения уровня финнских амбиций.
Самое интересное в этой таблице – во второй половине. В составе шести команд «второго эшелона», от Швейцарии до Франции – 67 игроков, играющих, игравших или хотя бы видевших НХЛ. В 2010 г., в Ванкувере, в командах «второй шестёрки» был 51 игрок с нхловским опытом, при этом 45% (!) приходилось на словаков. В Сочи это число выросло до 61 – сравнимо с нынешним показателем, при меньшем удельном весе Словакии. Можно сказать, что Гэри Беттмэн решил увести НХЛ с Олимпиады в тот самый момент, когда «второй эшелон» начал всерьёз и регулярно претендовать на большее. Это, собственно, отчасти признал и сам комиссионер, пригласивший «Команду Европы» на Кубок Мира в 2016 г. На это указывают и результаты международных турниров в 2018-2025 гг., от немецких финалов до датского полуфинала. Всё это порождает определённые ожидания по поводу сенсационного потенциала турнира в Милане, хотя, конечно, консервативный вариант всё ещё остаётся самым вероятным.
Опыт международных турниров
Сборные «второго эшелона» проигрывают по НХЛовским меркам, но у них есть компенсационный механизм – возможность чаще собирать своих лучших игроков на международных турнирах. Когда-то главным инструментом компенсации был чемпионат мира (о нём ниже), но благодаря действиям всё того же комиссионера в этот раз инструментом компенсации также были Игры 2018 и 2022. Отсутствие игроков НХЛ на азиатских Олимпиадах радикально повлияло на показатели суммарного олимпийского опыта – смотрите.
Лидерство словаков кажется объяснимым: на ОИ2022 они взяли «бронзу», это – их первая олимпийская медаль и первый международных успех после «серебра» ЧМ2012. В НХЛ словаков теперь немного, при этом наметилась тенденция к росту качества молодёжи. Поэтому тот факт, что в составе сразу десять человек пекинского набора, не удивляет.
Датчане, в свою очередь, лидеры по числу игроков с опытом «евротуровских Олимпиад». Были бы и лидерами по суммарному числу матчей, если бы смогли отобраться на Игры в Пхенчхане. Пекин был их дебютом – и четвертьфинал стал локальным, но важным успехом.
Немцы тоже использовали НХЛовский перерыв с пользой. Однако, их успех случился раньше – в 2018 г. – команда в Пхёнчхане была немолодой, и до Милана доедут только три человека с серебряными олимпийскими медалями. Швейцарцы же при Фишере на ОИ – в отличие от ЧМ – играли плохо, чем, очевидно, и объясняется их относительно низкая позиция в рейтинге.
Переходя к элитной части таблицы, первым делом, конечно же, стоит обратить внимание на финнов. В 2022 г. они взяли своё первое олимпийское «золото» (как тут не вспомнить, что первый титул чемпионов мира они выиграли в 1995 г. – также на турнире без игроков из НХЛ). Событие грандиозное, но в составе только один чемпион – Микко Лехтонен, ныне украшающий игру ZSC Lions. Это примечательно, поскольку даже у рафинированных шведов и американцев (!) по два человека из пекинского состава.
Наконец, эта таблица – лишнее свидетельство особого канадского статуса. Канадцы – единственные, у кого в составе сразу два двукратных олимпийских чемпиона, Сидни Кросби и Дрю Даути. И они же – единственные, кто отправлял команду на Игры 2022 и 2018 (итальянцы и французы туда не попали), и кто не нашёл возможности взять хотя бы одного человека из тех составов в Милан.
Есть ещё один человек, заслуживающий особого упоминания под олимпийской таблицей. Роман Червенка – единственный, кто играл на всех Олимпиадах с 2010 г. и поедет в Милан (компанию ему мог бы составить Каспар Даугавиньш, но он пропустил Пхёнчхан). Амбюль, к сожалению, ушёл на пенсию, и теперь Червенка – дедушка международного хоккея. А поскольку он, помимо прочего, двукратный чемпион мира (2010, 2024), то самое время перейти к обсуждению опыт игры на главном международном турнире. В следующую таблицу я также включил общее число матчей, общее число игроков с опытом выступлений, и дополнительно – общее число игроков, ездивших на ЧМ как минимум два раза.
К этой таблице дать развёрнутый комментарий, как ни странно, сложнее, чем к олимпийской. Можно хоть раз упомянуть Италию – и в этой таблице хозяева, увы, на последнем месте. Можно ещё раз отметить Швейцарию – команда сочетает относительно высокую дозу НХЛовского опыта и таланта с богатой историей игры на ЧМ, другой такой нет.
Самое интересное тут, пожалуй, касается канадцев, американцев и финнов. Чемпионат мира пользуется в Северной Америке ограниченным интересом, скажем так. Тем не менее, турнир играет роль главной школы международного хоккея: почти все канадские и американские олимпийцы приезжали на турнир хотя бы однажды. При этом показатели финнов – которых нельзя упрекнуть в презрении к ЧМ – близки к американским и канадским. Соответственно, относительно скромное представительство и тех, и других на ЧМ может быть не только следствием слабого интереса, но и просто результатом известной организационной проблемы – лучшие канадцы и американцы далеко не всегда свободны в мае.
Главное характерное отличие упомянутой троицы от остальных – относительно небольшое число игроков, которые приезжали на ЧМ хотя бы дважды. И тут, пожалуй, стоит сказать, что у канадцев самый опытный игрок ЧМ – Нэтан МакКиннон, четыре турнира, 46 матчей. Сразу за ним – Кросби и Колтон Парайко, по три турнира и 26 игр. Это как минимум любопытно. И – да, заметим ещё, что у американцев в Милане будет пять человек, выигравших «золото» на ЧМ2025.
Опыт международных турниров, выстроенность команды, знакомство игроков и тренеров – всё это раньше было главным преимуществом сборных второго мира перед элитными командами. Но в этот раз Беттмэн сунул в рукав элитной четвёрки крупный козырь. Всего год назад состоялся «Турнир четырёх народов», на котором канадцы, американцы, шведы и финны могли познакомиться, сыграться и собраться духом. Из тех составов у элитных команд – от 19 до 21 игрока, так что – да, турнир в этом смысле должен был стать очень полезным для фаворитов.
Хват клюшки
Этот переход может показаться неожиданным, объяснюсь. Давно наблюдаю за сборной Швейцарии и одной из проблем – частных – этой команды сейчас является тот факт, что все НХЛовцы за вычетом проклятого Лиама Бихзеля имеют левый хват клюшки. На ЧМ2024 Кевин Фиала в левом круге вбрасывания в большинстве казался проблемой, которую надо решать. Казалось, что при выборе игроков из Европы Фишер будет ориентироваться на игроков с правым хватом, но – нет, за скобками остались и Тайлер Мой (лучший бомбрадир команды на ЧМ2025!), и Доминик Эгли, успешно играющий в сильнейшей лиге Европы, SHL. Словом, Фишеру дефицит «праворуких» ключевой проблемой не кажется, но посмотреть статистику по этому показателю захотелось – любопытно же.
Есть сразу два повода сказать, что «таблицу я составил не зря». Во-первых, интуитивное представление о Швейцарии как команде с дефицитом праворуких оказалось обманчивым. Во-вторых, в этой таблице Италия оказалась первой – ровно половина полевых игроков в этой команде имеет правый хват. Впрочем, это лишь следствие духовной близости итальянцев и канадцев: в сборной Италии восемь уроженцев Канады, и шесть из них – с правым хватом. Таким образом, первое место Италии лишь дополнительная иллюстрация к особой симметрии Канады – единственной команды, в которое число нападающих с правым и левым хватом равно.
Что же касается «рамки восприятия», то эта таблица – повод с особым вниманием следить за Германией и Словакией как командами с острым дефицитом нападающих с правым хватом. Пометьте себе.
Как пользоваться этими таблицами
Цель работы была определена как «задать рамку восприятия». И цель эта, полагаю, достигнута. Вот возьмём, например, Словакию. Что можно сказать про эту команду, кроме дежурного «их главная надёжда – Юрай Слафковски»? Можно сказать, что это – команда, сочетающая молодость с богатым международным опытом и памятью о недавнем олимпийском успехе. Швейцария – команда игроков «среднего возраста», с обоснованными амбициями и дурной олимпийской репутацией. Немцы будут страдать от недостатка праворуких нападающих, финны приедут на Игры в качестве «третьей североамериканской команды», а сразу пять американцев будут в глубине души мечтать не просто о «золоте», а о клубе «Три золота». За тем, чтобы всё было, как положено, должен следить Роман Червенка.