5 бунтарей, которые всегда делали по-своему. Из-за них меняли правила игры
Сегодня им посвящают мерч.
Букмекерская компания PARI вместе с брендом «Родина» выпустила лимитированную коллекцию мерча. Она вдохновлена великими бунтарями в мире спорта – атлетами, которые не побоялись сломать стереотипы и решали по-своему.
Проходите квиз, чтобы получить шанс выиграть эксклюзивный бунтарский мерч, и читайте материал, чтобы узнать больше о героях коллекции.
Жан-Марк Босман – изменил трансферную систему в футболе
Жан-Марк Босман был непримечательным игроком, но повлиял на современный футбол сильнее, чем многие суперзвезды. Сейчас сложно представить, но раньше игроков могли продавать даже после завершения контрактов. То есть никаких свободных агентов – вся власть в руках клубов.
В 1990 году у Босмана истек контракт с «Льежем». Клуб предложил бельгийцу новое соглашение с понижением зарплаты на 75%: 30 тысяч франков в месяц (750 евро) – меньше по правилам бельгийской федерации предлагать было просто нельзя. Полузащитник ожидаемо отказался – и «Льеж» выставил его на трансфер, запросив около миллиона долларов компенсации.
Босман посчитал, что это нарушает свободное перемещение работников в Евросоюзе, и подал в суд. Тяжбы длились пять лет, карьера футболиста скатилась – низшие дивизионы Бельгии и Франции.
В 1995-м дело решилось в пользу Босмана. С этого момента игроки получили право свободно покидать клуб после завершения контракта. Также суд признал, что лимит на иностранцев не распространяется на граждан стран ЕС. Президент УЕФА Леннарт Юханссон паниковал: «Этот вердикт создает хаос. Они пытаются убить футбол в Европе».
Футбольные боссы максимально тянули с реформами – только к 2001 году согласовали новый трансферный регламент, который сделал эту часть футбола такой, какой мы ее знаем: два трансферных окна, компенсация за подготовку молодых игроков, создание арбитражного органа (палата ФИФА по разрешению споров) и так далее.
Сам того не осознавая, малоизвестный бельгиец способствовал усилению влияния игроков и агентов и превращению футбола в глобальный рынок.
Билли Джин Кинг – добилась равных возможностей для женщин в теннисе
Билли Джин Кинг – выдающаяся теннисистка (39 титулов «Большого шлема» в разных разрядах) и одна из главных борцов за равные возможности в спорте.
К концу 1960-х женские гонорары на теннисных турнирах не шли ни в какое сравнение с мужскими (например, за победу на турнире в Риме Билли Джин Кинг получила 600 долларов, а румын Илие Настасе – 3500), на многих крупных турнирах женская сетка отсутствовала вовсе. Триггером для активизма в 1970 году стал турнир промоутера Джека Крамера, чемпиону которого полагалось 12 500 долларов, а чемпионке – всего 1 500.
Девять теннисисток, включая Билли Джин, посчитали это унизительным и вместе с издателем журнала World Tennis Глэдис Хелдмэн и при спонсорстве табачной компании Philip Morris организовали чисто женский турнир Houston Virginia Slims Invitational с призовым фондом 7,5 тысяч долларов, а потом и запустили свой тур. Кинг признавалась, что за первые три года его существования теннисистки заработали больше, чем за предыдущие 30 лет.
В 1973-м Билли Джин Кинг обыграла Бобби Риггса в показательном матче, известном как «Битва полов», который увидели по телевизору 48 миллионов американцев. Эта победа стала кульминацией ее общественной деятельности и символом борьбы женщин за равные возможности. В том же году на Открытом чемпионате США уравняли призовые для мужчин и женщин (сейчас так на всех ТБШ).
Макс Ферстаппен – заставил «Ф-1» менять правила более 10 раз
Впервые Макс Ферстаппен спровоцировал пересмотреть регламент «Формулы-1» своим появлением в 2015-м: он дебютировал в возрасте 17 лет и 166 дней и вошел в историю как самый молодой пилот «Ф-1», при этом у него за спиной был всего один сезон в «Ф-3» и не было водительских прав. Тогда для Ферстаппена сделали «особое исключение за выдающиеся пилотажные навыки».
Спустя год Международная автомобильная федерация (ФИА) изменила требования. Теперь, чтобы получить право выступать в «Ф-1», пилот должен достигнуть 18 лет (с 2024 года допускаются исключения для 17-летних), набрать как минимум 40 очков в младших сериях и проехать хотя бы 100 км в свободных практиках Гран-при (в обоих случаях учитываются только последние три сезона). И да, водительские права обязательны.
Это было начало. Агрессивный, предельно смелый стиль Ферстаппена привел к тому, что правила поведения на трассе менялись более 10 раз – от трактовок оборонительных маневров до ограничений на смену траектории при торможении. ФИА даже ввела отдельное понятие «движение при торможении», фактически подстраивая регламент под стиль нидерландца.
Майкл Джордан – повлиял на стиль в НБА
В 1984 году Майкл Джордан подписал контракт с Nike: 2,5 миллиона долларов за пять лет, 25% от продаж обуви и собственная линия кроссовок. Сделка не только перевернула рынок своими условиями, но и сделала революцию в культуре кроссовок НБА.
Популярна история о «забаненных» красно-черных кроссовках Air Jordan, которые нарушали «правило 51%» (обувь в НБА должна была быть как минимум на 51% белой), и о штрафах в 5 тысяч долларов, которые якобы оплачивал Nike ради того, чтобы яркая обувь была на ногах Джордана во время матчей.
Это красивый миф. Впервые Майкл появился в красно-черных кроссовках не в официальной, а в выставочной игре, и это были не первые джорданы, а их прототип – Air Ship. Именно эту модель в красно-черном цвете не одобрила лига и отправила Nike письмо с предупреждением. В итоге на первый матч сезона Майкл вышел в белых Air Ship, которые соответствовали требованиям. И нет никаких подтверждений, что Джордан хоть раз надевал на официальные матчи кроссовки в запрещенных цветах.
Но Nike умело раскрутил реальную ситуацию с нарушением, построив маркетинговую кампанию Air Jordan на «забаненных кроссовках» – обуви настолько особенной, что НБА запрещает в ней играть. Яркие джорданы приобрели огромную популярность (к концу третьего года контракта компания надеялась продать кроссовок на 3 млн долларов, а продала на 126 млн только в первый), и со временем лига смягчила правила: сначала разрешила добавлять на обувь цвета клубов, а затем полностью сняла ограничения на расцветку.
Катрин Швитцер – совершила революцию на Бостонском марафоне
Бостонский марафон – один из самых престижных забегов в мире. Он появился в 1897-м и более 70 лет считался исключительно мужским соревнованием, хотя запрет на участие женщин не был прописан в правилах. Женщин просто не допускали.
В 1966 году директор забега отклонил заявку Бобби Гибб, заявив, что женщины физиологически не способны преодолеть 42 километра. Но Гибб все равно преодолела дистанцию – нелегально, выбежав без номера на одном из ранних участков трассы.
Этот поступок вдохновил Катрин Швитцер, которая в следующем году пробежала Бостонский марафон официально. Зарегистрировалась под инициалами K.V. Switzer, по которым нельзя было определить пол, получила номер 261 и 19 апреля 1967-го вышла на старт. В ходе забега на девушку набросился один из директоров марафона Джок Семпл. По словам Швитцер, он пытался силой увести ее с трассы и кричал: «Верни номер и убирайся к черту с моего марафона!» За Катрин заступился ее бойфренд и будущий муж Том Миллер, бежавший рядом и вытолкнувший Семпла на обочину.
Швитцер завершила забег за 4 часа 20 минут. Кстати, почти на час быстрее пробежала та самая Бобби Гибб, которая вновь участвовала без номера.
Фотографии Катрин, за которой гонится разъяренный организатор, облетели весь мир и символизировали абсурдность старых норм. Но изменения произошли не сразу – лишь через пять лет, в 1972-м, женщин официально допустили к участию в Бостонском марафоне. В 1974 году Швитцер со временем 3:07:29 выиграла Нью-Йоркский марафон, а в 1975-м установила установила личный рекорд на Бостонском (2:51:37).
***
Выиграйте бунтарский мерч в квизе – переходите по ссылке, отвечайте на вопросы про героев коллекции и участвуйте в розыгрыше мерча и фрибета 1000 ₽ от PARI.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Jonathan Daniel/Allsport, Fox Photos/Hulton Archive; East News/STF / BELGA / AFP, AP Photo/Suzanne Vlamis
18+ Реклама, ООО «БК «ПАРИ». Erid: 2SDnjcVLX6Q