Сборная мира за 25 лет! Команда непобедимых
Привет! Продолжаем подводить итоги четверти века. Мы уже собрали символическую сборную России, на очереди – сборная мира!
Ниже результат нового голосования авторов Спортса.
Тактика
XXI век – век тики-таки, гегенпрессинга и сложного футбола. Поэтому позиции в центре поля и атаке нашей команды плавающие, разве что Серджи Бускетс постоянно за пультом управления игрой. В остальном каждый может оказаться где угодно. Роналду – формальный центрфорвард, но при желании может смещаться на левый фланг и возвращать нас во времена «МЮ» и «Реала», тогда как место в центре займет Месси, а Иньеста сместится в центр для поддержания второго темпа атаки, а правый фланг закроет Филипп Лам. В общем, у соперника нет шансов.
Вратарь
Никто в истории не влиял на трансформацию вратарской позиции сильнее него. Нойер первым показал, сколько пользы может приносить голкипер с мячом в ногах, став дополнительным разыгрывающим.
Кроме того, Ману был одним из первых, кто спокойно перекусывал мячи, выходя далеко за пределы штрафной. Это позволило «Баварии» задирать линию обороны еще выше, зная, что сзади всегда есть активная страховка.
Нойер не только устанавливал тренды. Он один из лучших голкиперов в истории в любом компоненте классической вратарской игры. После десятка радиоуправляемых передач за матч всегда готов спасти ворота в сумасшедшем прыжке.
Революционная легенда.
Артем Денисов
Правый защитник
Переосмыслил позицию крайнего защитника. Кафу убедил: можно бесконечно атаковать по флангу. Лам предложил другое направление – центр поля. Он был первым ложным фулбэком, то есть крайним защитником, превращающимся в дополнительного полузащитника.
Теперь ложные фулбэки временами появляются чуть ли не в каждой команде мира, а Лам в этой роли – до сих пор образец стабильности и качества за счет великолепной тактической обученности, выбора позиции, умения диктовать игру. Возможно, самый умный крайний защитник в истории.
Это видно и в защитных обязанностях. Лам внешне далек от образа классического атлета, тем более именно на флангах защиты мы привыкли видеть двужильных работяг. Филипп без большой скорости спокойно оборонялся, читал соперника, выигрывал мячи без физического доминирования; двуногость помогала обороняться против любого типа вингеров: и тех, кто лезет в лицевую, и тех, кто смещается в центр.
Артем Денисов
Центральный защитник
Принято считать, что соперничество Месси и Криштиану сделало их теми самыми Месси и Криштиану.
Рамос мог бы возразить.
Все знают про особенный тренировочный кодекс Роналду. Он останавливался, только чтобы перейти к другой составляющей подготовки – восстановлению. Двусторонки в его вселенной не отличались от матчей. Он рыскал, выискивая момент, обводил, ускорялся, летел на каждое добивание, словно его зачтут в статистику.
Единственный, кто бросался на каждый подбор и бился до конца так же, как бился Роналду – Серхио Рамос. Он каждый день бросал Рону вызов. Каждый день напоминал, что он опоздает на дальнюю, не добьет с отскока, если хоть чуть снизит планку.
И каждый игрок «Реала», кем бы он ни был, вынужден был отвечать на тот же вызов, едва оказывался в манишке другого с Серхио цвета. Он каждый день тащил команду вперед. Мадридцы выиграли столько лигочемпионских кубков, потому что дрались за них каждый день. А если случался вечер, когда и этого не хватало, защитник с душой девятки давал себе волю и решал вопрос сам.
Рамос не лучший защитник за четверть века. Не особо значимый в плане тактики. Но – самый важный.
Джорджо Кьеллини как-то назвал его великим мастером нанесения травм. Но, по-моему, Рамос величайший мастер современности в другой, более редкой и востребованной дисциплине: в превращении игроков, перешедших в великий клуб – в игроков великого клуба.
Андрей Клещенок
Центральный защитник
В Англии для защитников типажа Ван Дейка давно придуман лейбл Rolls-Royce. Имеется в виду не марка автомобиля, а аура, которую создает игрок – сравнимая с машиной премиум-класса. Чтобы заслужить признание, нужно соответствовать трем критериям – доминировать в физическом плане, круто пасовать и излучать спокойствие. Самый яркий пример Rolls-Royce в АПЛ – Рио Фердинанд.
Ван Дейк в какой-то момент подхватил знамя и удерживает его даже в свои 34. На пике находился в шаге от «Золотого мяча» – проиграл Лео Месси в 2019-м, но с разницей в семь голосов. Уникально для защитника современной эпохи.
Помимо индивидуального блеска, важно подчеркнуть разницу, которую ВВД сделал для «Ливерпуля». Покупка Вирджила вывела команду на новый уровень. Спустя полгода после трансфера «Ливерпуль» запустил грандиозную чемпионскую гонку с «Ман Сити». Спустя полтора – выиграл ЛЧ. Спустя два с половиной – взял АПЛ, набрав 99 очков. Показательно, что на следующий год «Ливерпуль» посыпался – в сезон, который ВВД полностью пропускал из-за травмы. То, что ему удалось вернуться на топ-уровень (получается у не всех), лишь подытоживает уникальность Вирджила.
Вячеслав Палагин
Левый защитник
Девять лет дополнял на фланге Роналду – то есть делал все, чего Криштиану не мог. Кажется, это исчерпывающее описание.
Он управлялся с мячом техничнее вингеров, слышал ритм на уровне второго плеймейкера и отбирал как настоящий итальянский фулбэк, грубым сколом вытесанный из альпийского камня. Сказать, что в нем было все, чего ждешь от крайнего защитника – неправда. В нем было гораздо больше.
По сути, Марсело и не был крайним защитником. Он был инструментом тотального доминирования на краю. Человеком, который превзойдет оппонента настолько разными способами, что назвать это конкуренцией будет как-то нечестно.
Андрей Клещенок
Опорный полузащитник
Бускетс – уникум, который с 19 лет олицетворял футбольную зрелость. Бускетс – это 15 сезонов фантастической стабильности + создание эталонного образа современного опорника в топ-клубе.
Лучше всех вклад Серджи в современный футбол осмыслил Хуан Роман Рикельме: «Появление Бускетса изменило концепцию игры. Он был уникален. Единственный опорник, который на самом деле был десяткой и всегда все делал правильно. Бускетс запутал футбольный мир.
После появления Бускетса мы пришли к осознанию, что опорник должен обладать выдающимся пасом. Если команда плохо играет в футбол, то, как правило, главная причина в том, что опорник плохо пасует. Мы успели позабыть, что раньше игроком, который заставлял всю команду играть хорошо или плохо, был десятый номер. Сейчас, если у команды не получается строить игру, виноват разыгрывающий опорник».
Позже на фундаменте, который заложил Бускетс, Родри выиграл «Золотой мяч» – его пиковые сезоны были еще сильнее, но именно Серджи толкнул футбол в эту сторону.
Вадим Лукомский
Центральный полузащитник
Мы уже вполне определенно можем назвать Модрича одним из лучших полузащитников всех времен. Но особенным его делает не вневременное величие. Особенное в нем то, что даже в списке избранных, среди самых-самых, он уникален. Почти все его конкуренты были игроками выдающихся, но односторонних талантов. Лука умел и практиковал все.
В молодости он часто и качественно челночил на флангах «Тоттенхэма», ничуть не проигрывая в резвости и динамике стандартным британским бегункам. Потом поиграл на всех позициях и ролях в центре. Давал объем и мобильность, когда нужны были объем и мобильность, играл накоротке и защищал мяч в тесноте в моделях с вязким владением, работал с большими пространствами у контратакующих тренеров, прессинговал в атакующих системах и сторожил опорную в оборонительных.
Фалькао и даже Маттеус могли не вписаться в игру. В мире Пирло существовали непрофильные позиции. Иньесту и Хави встроить было сложнее, чем промахнуться. Но не было абсолютно никаких шансов, что Модрич окажется на обочине потому, что ему не подошла система или он не подошел ей.
Системы менялись. Модрич оставался опорой для каждой.
Андрей Клещенок
Центральный полузащитник
«Если бы футбол был наукой, то Хави открыл бы больше формул, чем кто-либо другой. Никто в истории футбола не коммуницировал с любым партнером настолько же тонко и умно», – считает Хорхе Вальдано, бывший игрок и гендиректор «Реала».
Пас – самое частое и банальное действие в футболе. Хави раз за разом показывал нам, сколько на самом деле в нем может быть смысла. Намного более глубокого, чем просто исход – точный или неточный. Нога принимающего, сила и тип передачи, оценка ситуации в зоне паса на несколько шагов вперед, тайминг расставания с мячом и еще десятки факторов.
Для большинства игроков первична доставка мяча из точки А в точку Б. Хави был одержим контролем, поэтому заглядывал намного глубже и учитывал каждую мелочь. Пожалуй, он ближе всех подобрался к полной безупречности в принятии решений. Его передачи не просто доставляли мяч из одной точки в другую, а определяли атаку на несколько шагов вперед.
Этот дар делал Хави лучшим в мире по управлению темпом и контролю матчей. В XXI веке не было игрока, который влиял бы на качество игры всей команды сильнее. Не совпадение, что с Хави на пике «Барса» и сборная Испании пережили свои лучшие годы в истории.
Вадим Лукомский
Центральный атакующий полузащитник
«Должен сказать Андресу спасибо, потому что он действительно помог мне. Люди считают, что тренеры обучают игроков, но в редчайших случаях – и случай Андреса точно в их числе – футболисты помогают тренерам лучше понимать игру. Он помог мне. Просто наблюдая за ним, учишься понимать футбол», – восторгался Пеп Гвардиола.
Иньеста сочетал в себе все качества идеального полузащитника с умением включать их в самый драматичный момент. Мог управлять игрой как Хави, разрезать оборону как КДБ, удерживать мяч в окружении соперников как Месси. При этом редко доминировал в матчах с первой до последней секунды.
Его роль – ответственный за магию. Маг, у которого полно кроликов в шляпе. Пожалуй, самую точную характеристику ему дал Хави (конечно!): «У Андреса есть дар. Он футбольный ангел-хранитель. Он появляется, когда действительно нужен, и творит чудо».
Вадим Лукомский
Творец
Слова излишни.
Гений, каких футбол еще не видел.
👏 👏 👏 👏 👏👏 👏 👏 👏 👏
Завершитель
Образцовый атлет, гроза рекордов и лицо футбола.
👏 👏 👏 👏 👏👏 👏 👏 👏 👏
Главный тренер
Тренер, сотворивший эпоху. Взлет его безупречной «Барселоны» в поздних нулевых совпал с триумфом Испании на Евро-2008. Это выглядело так убедительно, что породило десятки команд и тренеров-подражателей. Не всегда удачных и успешных.
В деталях все было сложнее, и Пеп не обрадуется, когда услышит от вас «тики-така»…
Но в общем смысле с Гвардиолой будут связывать владение мячом, терпеливые комбинации и футбольный интеллект.
Восхождение Пепа вынудило футбол искать ответы. И они нашлись: прессинг и контратаки указывали на изъяны в его учении. Столкновение глобальных идей двинуло футбол вперед.
Пеп тоже менялся. Упрощал, сдвигал настройки, порой отказывался от того, что мы привыкли считать красивым. Растил учеников, позже ставших его конкурентами.
После 1000 матчей и стольких лет, трофеев и болезненных крушений (а они были, часто – по вине Пепа) Гвардиола все еще здесь.
Никита Киселев