Налоги, «вечный» контракт ЦСКА, Роналдиньо – главные события в беттинге за 2025-й

2025 год стал для беттинг-индустрии в России очень насыщенным – не только из-за регулирования и новых налогов, но и из-за поиска букмекерами новых идей: рынок притормаживает, поэтому прежние методы не всегда работают.

Мы попросили экспертов из индустрии назвать главное событие 2025-го в беттинге. И вот что получилось.

Олег Давыдов, исполнительный директор Первой СРО 

Главное событие – перестройка налоговой системы для букмекеров, не буду оригинальным, сказав об этом. Это одно из тех событий, время от времени происходящих в отрасли, которые меняют ландшафт и устоявшиеся правила игры, и несут в себе далеко идущие последствия.

Важно, что рынок и регуляторы смогли найти компромисс. Желаю коллегам быстро, эффективно и с минимальными потерями адаптироваться к новым условиям и продолжить развитие.

Евгений Лебедев, автор телеграм-канала Panda Ludens 

Если не брать налоги, однозначно решение Верховного Суда по цессиям от 23 октября.

Вообще, к чести Елясова, Васильева, Коняева и подражателей (юристы, которые выкупали долги у пользователей и судились с БК – Спортс’‘) – ребята нашли достаточно хитрую лазейку, дабы перевести споры между клиентами и букмекерами из судов общей юрисдикции в арбитражные суды, которые:

Загружаю...

● Никогда не рассматривали подобные споры и «мы не знаем, что это такое».

● Упраздняли в рамках рассмотрения сам факт соблюдения правил азартной игры. Предметом спора становился «долг», переданный по цессии.

Зацепило всех основных игроков рынка, вызывает большую радость факт того, что и юристы индустрии консолидировались, и Верховный Суд услышал истинную природу таких споров.

Если бы на этом поле проиграли – был бы запущен дикий процесс легализации дропов (суть – находишь юриста, играешь с дропов, БК тебя ловит, идешь к юристу и продаешь ему «долг» на дропе, юрист забирает выигрыш в суде). Отрадно, что не случилось.

Игорь Попов, автор телеграм-канала «Контентчино с SMM»

Помимо резонансного закона, который был принят, выделил бы более историю с неймингом турниров. Это возможность для букмекеров использовать наружную рекламу, тем самым увеличивая охваты. И в этом году тоже этот инструмент активно использовался. Были неймингов очень разных турниров и у WINLINE, и у Fonbet, с дартсом в нейминге активно работал OLIMPBET. У нас тоже была такая практика в этом году – мы стали партнерами сборной России, чьи матчи называли BetBoom матчи сборной.

Второй пункт – букмекеры более активно начали создавать суббренды. Например, у Fonbet есть First & Red, плюс их благотворительная инициатива Fonteam, что тоже на самом деле позволяет рекламироваться в наружке и подписывать тех амбассадоров, которые, возможно, напрямую бы не хотели бы сотрудничать с букмекерами.

Загружаю...

Мы тоже провели первый полноценный год с суббрендом BB Tennis. Стали официальными партнерами трансляции всей серии ATP мужского тенниса и транслировали их на своих площадках.

Можно также добавить то, что, несмотря на изоляцию российского спорта, все равно приезжают иностранные сборные, проводят международные турниры. И подписывают иностранных амбассадоров под ЧМ – Fonbet с Пирло и WINLINE с Роналдиньо. BetBoom, например, подписал киберспортивную Furia, амбассадором бренда стал FalleN (Габриэль Толедо) – настоящая легенда.

Максим Афанасьев, Sportradar Director 

Если говорить об одном главном событии года, то это, безусловно, дизрапт от Kalshi и взрыв интереса к биржам предсказаний (prediction markets). Фактически мы увидели второе пришествие «бирж ставок», причем произошло это не где-нибудь, а в США – самом зарегулированном беттинг-рынке мира.

Долгосрочная ставка Kalshi на «брешь в регулировании» стала самой громкой сенсацией индустрии в 2025 году: она спровоцировала кризис регуляторной модели, обвалила акции многих публичных компаний сектора и заставила пересматривать подходы к бизнесу даже таких гигантов, как FanDuel и DraftKings.

Иронично, но по рыночной стоимости теперь именно Kalshi стал новым «гигантом».

Павел Краснов, экс-глава спонсорства BetBoom 

Как эксперт по спортивному спонсорству, хотел бы выделить два важных подписания в этом году.

Первое – это большой успех коллег из ФНЛ, которым удалось этим летом подписать рекордный для Первой лиги четырехлетний контракт с PARI на 4 млрд рублей.

Загружаю...

Уверен, что руководство и менеджмент ФНЛ сделает все возможное, чтобы отработать этот контракт на все 100%, как они умеют, а PARI получит достаточно дивидендов, чтобы признать данное сотрудничество успешным. Пожалуй, это еще и последний большой контракт, который удалось заключить перед неожиданной для всех налоговой бурей, зародившейся осенью. Таких соглашений, где правообладатель смог надолго продать своих продукт, мы, скорее всего, в ближайшее время не увидим.

Второе – рекордное по количеству лет соглашение между ЦСКА и Fonbet. Контракт подписан на шесть лет, аж до 2031 года. Такое долгосрочное планирование и желание сотрудничать редко встретишь не только в беттинг-индустрии (на данный момент ни у одного спортивного клуба нет такого длинного контракта), а в целом в российском бизнесе.

Как мне кажется, от такого длинного сотрудничества, которое в общей сложности может продлиться 11 лет, если контракт будет отработан до конца, выиграли обе стороны. ЦСКА в столь непростые времена закрыл вопрос со спонсором в категории беттинг и может спокойно реализовать долгосрочные инфраструктурные и маркетинговые проекты, а Fonbet сохранил топ-актив с понятным для себя бюджетом и индексацией контракта, от которого, уверен, точно не откажется при грядущих налоговых повышениях.

Владимир Прокофьев, беттинг-эксперт, автор канала «Вредный букмекер»

Главный итог 2025-го года для легальных букмекеров России – масштабная трансформация. Рынок резко перешел от стадии роста к стадии зрелости, а благодаря пинку от государства теперь на грани стадии спада.

Отсутствие притока новых игроков и проблемы в экономике все равно привели бы к похожему на текущее состояние, но все случилось слишком быстро. Формальный рост депозитов, но ниже уровня инфляции добило кратное повышение налогов.

Загружаю...

И теперь то, что БК могли делать постепенно (акцент на эффективности, сокращение спонсорских активов и медийных кампаний, оптимизация штата) происходит в спешке. Внутренних резервов у компаний достаточно, чтобы продолжать работать в плюс, но экспериментов тоже станет меньше.

Алексей, автор телеграм-канала «Больше, чем рынок» 

Для меня этот год знаменуется борьбой букмекеров за крупных клиентов, которая вышла в паблик и стала частью не только маркетинговой, но и коммуникационной стратегии.

Сам тренд начался еще в прошлом году (обновление программ лояльности БК, розыгрыш Роллс-Ройса «Лигой Ставок» в 2024-м и 2025-м), но пик пришелся на этот год. 

Сейчас же БК, в основной своей части, закончили обновлять свои программы лояльности, и начали соревноваться деятельностью отделов по работе с вип-клиентами, сделав это частью коммуникационной активности. Активнее всего в этом направлении работают «Лига Ставок», BetBoom, PARI и Fonbet.

Еще бы выделил интеграцию БК в лайфстайл:

● WINLINE и PARI с паделом; 

● «Лига Ставок» и их партнество с «Москвичкой» на светских мероприятиях, спонсорство тура рэпера Гуфа, медиабаскет, конечно же; 

● BetBoom и WINLINE с регулярными дропами мерча с дизайнерами, бижутерия и арт работы на пабстомпах.

Антон Ильин, экс-руководитель диджитала «Балтбет» 

Разумеется, выход на рынок новой букмекерской компании «Бет-М». Компания решила не мелочиться и сразу привлекла в качестве амбассадора Сергея Бестова – филигранный ход, который точно поможет выделиться среди конкурентов.

Загружаю...

Пока конкуренты тратят миллиарды на Овечкиных, Буруновых и Дину Саеву, «Бет-М» решила пойти своим путем – взять человека, чье имя уже стало нарицательным в узких кругах любителей ставок. В эпоху, когда букмекеры заливают рынок одинаковыми лицами и спонсируют все подряд, такой авангардный подход действительно может стать прорывом. Или нет.

Андрей Нестеров, автор телеграм-канала «Молодой медиабайер» 

Для меня это проекты на Twitch. Писал о них весь год, напишу и сегодня, ибо второй такой же год с подобным медиа-размахом мы уже вряд ли увидим. Если описать все проекты со стримерами за 2025 год одним словом, то я бы выбрал «масштаб». 

Сотрудники различных БК работали над воплощением идей, стремились дать индустрии и зрителям что-то новое и уникальное. Множество турниров по Dota и CS2: каждый со своими механиками, участниками и закулисными разбирательствами. Различные комкасты из самых разных стран и городов по каждой из дисциплин, каждый из которых был с особым сеттингом. Крупные оффлайн-истории, адаптации различных шоу, премии с рекордным онлайном и масса других реализованных задумок.

Этот год показал, что индустрия может не только делать рядовые проекты, но и создавать нечто особенное, двигая киберспорт и стриминг вперед.

Давид Багдасаров, автор проекта «Лудоманы», эксперт рынка 

Наиглавнейшим событием в отрасли в этом году стало изменение налогообложения. Согласно новому формату, новый налог составит 7% с разницей между ставками и выигрышами, а также будет взиматься налог на прибыль в размере 25%. По некоторым оценкам, не знаю, насколько они точные, налоговая нагрузка вырастет в десятки раз, вырастет очень ощутимо.

Загружаю...

Что это значит? Это значит, что будут сокращения, будут закрываться подразделения, будут приостанавливаться малоэффективные сотрудничества, будут урезаться бюджеты. То есть можно сказать, что отрасль будет в таких довольно жестких рамках. И в целом она подвергнется серьезным изменениям. Это будет сказываться, мне кажется, практически на всех имеющихся контрактах. Полностью на всем маркетинге. Это будет сказываться и на потенциальных проектах, которые еще, возможно, находятся на стадии зародыша.

И в этом случае как раз можно затронуть тему лудомании, а если более корректно – тему ответственной игры. Потому что это именно то, что некоторые букмекеры в начале года пытались активно развивать.

Думаю, что на данном этапе букмекеры, которые предлагали прокачивать тему ответственной игры, без инициативы от государства эту тему отложат в сторонку. И будут думать, как им сохранить то, что есть, как выживать в условиях, когда такие жесткие налоги.

Автор телеграм-канала «Ошибка бука»

Для меня очевидно, что событие года в беттинге – введение новых налогов на букмекеров. При чем это затронет не только их, а и в целом весь спорт, киберспорт, стримеров, амбассадоров и прочих. Рынку придется неплохо так адаптироваться, чтобы быть на плаву. Следующий год будет очень интересный.

Еще классное событие – долгожданный выход в свет букмекера «Бет-М». Интересно, как они будут справляться с новой налоговой системой.

Автор телеграм-канала «Кружок Беттинга»

Честно говоря, думал, что выход «Бет-М» на рынок мог бы стать главным событием года, но сейчас это скорее тянет на главный провал года. «Коллеги по цеху» уже отметили про налоги и цессии, так что я выделю более неочевидную вещь: БК стали затягивать пояса, и случилось это еще до истории с налогами.

Загружаю...

Я вижу ситуацию в срезе почти по всем букмекерам, так как к нам обращаются игроки абсолютно всех БК. И в этом году я заметил снижение «профитности» на профессиональном рынке. Например, БК «Марафон» начала использовать методы, которые никогда не практиковала, «Лига Ставок» начала чаще внедрять видеоверификации, а Fonbet – затягивать проверки. Для профессиональных игроков это новый вызов, ставить на смол-маркетах – уже чуть ли не такое же преступление, как послегол, разве что вилки где-то нашли для себя скромный уголок. Все больше игроков прыгают на биг-маркеты, и даже там испытывают трудности с выводами, хотя казалось бы...

Что хочу отметить. Мы привыкли, что БК ужесточают свою политику в отношении плюсовых игроков, но в этом году почти все букмекеры улучшили работу с фродом. Теперь же, когда добавилась история с налогами, нас ждет куда более агрессивная политика от БК. Так что этот год был затишьем перед бурей: в следующем году нас ждут кардинальные изменения. Боюсь, без потерь на рынке не обойтись.

Максимилиан Алфимов, редактор Ставок на Спортсе’‘ 

Очевидно, что главное событие года – это обновленная налоговая нагрузка. Про нее сказано очень много (в том числе и на Спортсе’‘). Она полностью изменит и подход букмекеров к работе со спонсорством, и вообще сам рынок. Ключевым показателем теперь станет эффективность, а это значит, что не самые популярные виды спорта рискуют потерять и без того не самое большое финансирование.

Еще хотел бы выделить контракт ЦСКА с Fonbet до 2031 года. Такое соглашение – огромная редкость для российского спорта, это что-то сопоставимое с «Интером» и Pirelli. Если договор отработают до 2031-го без расторжения, то партнерство продлится 11 лет. Это очень достойные цифры для любого клуба и спонсора.

Ну и, конечно, подписание Роналдиньо и Андреа Пирло с попыткой стать заметными игроками не только в России, но и за границей. Букмекеры выбрали разный подход: WINLINE продавал подписание российской аудитории, причем не молодежи, а скорее миллениалам, а вот Fonbet сразу сделал упор на международный рынок, разместившись у Фабрицио Романо у других инфлюэнсеров.

Загружаю...

Кажется, в 2026-м таких событий будет меньше. Но я уверен: индустрия адаптируется.

Как устроена экономика букмекеров и что изменится после новых налогов? Очень коротко

«За деньги для клуба уровня «Сочи» в РПЛ можно подписать всю Лигу ВТБ». Как работает маленький букмекер

Индустриальный телеграм-канал Ставки на Спортсе“

Фото: РИА Новости/Сергей Карпухин, Александр Вильф; torpedo.ru; winpadel.tours

Популярные комментарии
DedSkyWalker
Не лудоманьте, пацаны. Нет никакой стратегии, тактики и прочего в разорении букмекеров. Не ведитесь на красочную рекламу, играющую на ностальгии, на фрибеты, на кэшбэк. Ставки зло и на дистанции ведут к проигрышу
2 комментария Написать комментарий