Самая культовая и сложная гонка на пути молодежи в «Ф-1» – как она стала легендарной?

Макао – азиатское Монако.

«Я люблю такие трассы. Я готов поставить ее на один уровень с Монако. У меня много хороших воспоминаний оттуда. Есть один особенный поворот – не помню, как он называется – на подъеме. Там идешь на четвертой передаче, через шикану, не отпуская газ. Машину буквально подбрасывает, пока ты все еще давишь на педаль – сцепление исчезает. И в самый последний момент, когда уже готовишься к удару о стену, колеса вдруг вновь находят зацеп – и все складывается идеально. В это трудно поверить, пока сам не попробуешь». – Михаэль Шумахер, семикратный чемпион мира «Формулы-1».

«Сама по себе трасса – сплошное удовольствие. В то же время – она очень опасная, но именно в таких гонках хочется принять участие хотя бы несколько раз в жизни. Сейчас, выступая в «Формуле-1», осуществить это уже невозможно – и ты начинаешь скучать по таким трассам». – Жак Вильнев, чемпион мира «Формулы-1», чемпион «Индикара» и победитель «500 миль Индианаполиса».

Загружаю...

Догадываетесь, о какой трассе речь? Та, что стала испытанием для многих поколений гонщиков. Каждый, кто стартовал здесь, навсегда сохранил о ней ярчайшие воспоминания, и многие мечтали вернуться сюда спустя годы. Это городская трасса «Гуйя» – жемчужина Макао, небольшого полуострова и бывшей португальской колонии на берегу Южно-Китайского моря.

Макао известно своими контрастами: с одной стороны, это мировой центр азартных игр, чей доход в семь раз превышает прибыль Лас-Вегаса; с другой – место, куда каждый ноябрь приезжают гонщики со всей планеты. Для них Гран-при Макао – не просто гонка, а символ.

Более половины нынешних гонщиков «Формулы-1» выходили на старт этой гонки: Льюис Хэмилтон, Макс Ферстаппен, Ландо Норрис, Шарль Леклер, Джордж Расселл – все они пытались покорить улицы Макао, но ни один из них так и не смог этого сделать.

Но почему именно Макао стало культовым местом мирового автоспорта, и как небольшой колониальный город превратился в один из символов гоночного мира?

Гонка для любителей быстро стала популярной, несмотря на призовые за победу – всего 34 доллара

Гран-при Макао родился почти случайно – как локальная инициатива в середине 1950-х годов. В послевоенный период Макао, как и весь юго-восточный регион, был далек от своего нынешнего облика: узкие улицы старого города, скромная инфраструктура и отсутствие крупных инвестиций – казалось, что это совершенно не подходящее место для гонок. Тем не менее, отсутствие «жесткой юрисдикции», какой обладали, например, Гонконг и другие города региона, позволило четырем португальским энтузиастам задуматься о проведении гонки прямо по улицам Макао.

Загружаю...

Трасса «Гуйя» пролегала через старый город, соединяя набережную и пригороды с перепадами высот и узкими улицами. Первоначально гонка задумывалась не как серьезное спортивное событие, а как полулюбительское спортивное ралли с выполнением дополнительных заданий на местности – своего рода «ралли-квест».

Португальские организаторы не имели опыта проведения подобных мероприятий, поэтому они обратились к европейским автоспортивным энтузиастам с предложением принять участие и помочь популяризовать гонку. На это приглашение откликнулся швейцарский автоспортивный энтузиаст Поль Дютуа, который приехал на испытания трека. Он остался впечатлен ее особенностями: сочетанием узких улиц, резких перепадов высот и непростых поворотов. После нескольких заездов Дютуа отметил, что эта трасса способна стать не просто развлечением, а самостоятельным этапом – полноценным Гран-при. Так маленький португальский город на другом конце света получил этот статус.

В 1954 году была проведена первая гонка на улицах Макао, продолжавшаяся четыре часа. Победителем становился тот, кто преодолел наибольшую дистанцию за отведенное время. Им стал Эдди Кавало, а Поль Дютуа, один из организаторов, занял второе место.Сама гонка оказалась для гонщиков суровым испытанием. На некоторых участках скопившаяся пыль и мелкий мусор снижали видимость настолько, что приходилось включать фары и выискивать силуэты деревьев во избежание аварии.

То, что начиналось как почти любительское мероприятие, очень быстро превратилось в один из самых престижных этапов для гонщиков юго-восточной Азии и британских колоний. Этап по-прежнему оставался полупрофессиональным: техника была не столь продвинутой, а участие часто носило любительский характер. По духу гонка отличалась от обычных соревнований – это было больше о товариществе, чем о соперничестве.

Загружаю...

Ситуация начала меняться в 1960-х, когда автоспорт постепенно шел в сторону коммерциализации, а Макао приобретало все большую автономию. Переломный момент наступил в 1966 году, когда в гонке принял участие Мауро Бьянки, дед Жюля Бьянки. Он выступал на Alpine A220С – значительно более серьезной технике с заводской поддержкой «Рено» – и выиграл гонку в доминирующем стиле, побив все рекорды. Этот яркий дебют стал сигналом роста престижности гонки, и с конца 1960-х Макао стало ключевой точкой региональной серии Формула Пасифик, своеобразным мостом между европейскими и азиатскими чемпионатами.

На протяжении последующих десятилетий популярность Гран-при продолжала расти. В Макао стали приезжать уже не просто состоятельные иностранцы и местные участники, а все больше профессиональных гонщиков, выступавших на мировом уровне. На улицах города проводился не только автомобильный гран-при, но и мотогонки, и туринговые соревнования. 

Именно в этот период в развитие гонки активно включился бизнесмен и автоспортивный предприниматель Тедди Ип – фигура, сыгравшая решающую роль в том, чтобы вывести Макао на новый уровень престижности. Вечеринки, которые он годами устраивал у себя дома, стали неотъемлемой частью уик-энда, а его совместные усилия с британским руководством в лице Барри Бланда позволили вывести мероприятие на принципиально новый уровень. С 1983 года Гран-при Макао начали проводить на актуальной технике европейских молодежных серий. С этого момента облик гонки изменился навсегда – ежегодно на этап стали приезжать лучшие молодые пилоты и признанные команды.

Загружаю...

Почему же популярность Макао росла столь стремительно, хотя гонка оставалась вне зачета, а призовые оставались символическими? Даже с развитием игорной индустрии призовой фонд был невелик: победитель 1980 года Джефф Лиз получил 34 доллара, а победитель 1981 года Боб Эрл – 36.

Если не деньги, то что же делает Гран-при Макао таким притягательным? Ответ кроется в самой трассе.

Особенности трека: длиннющие прямые и очень узкие повороты – идеальные условия для испытаний и завалов

Ключом к успеху Гран-при Макао стала сама «Гуйя» и ее уникальная конфигурация, не имеющая прямых аналогов в мире. Она сочетает в себе несколько километров высокоскоростных прямых, на которых пилоты проходят повороты практически газ в пол, и предельно узкие секции с резкими торможениями, шпильками и техничными связками. На отдельных участках ширина дороги составляет всего около семи метров. Эта смесь скорости, сжатого пространства и непрерывной смены ритма превратила «Гуйю» в одно из главных испытаний для любого гонщика.

Загружаю...

Стартовая прямая вдоль набережной, разгон до 275 км/ч – небольшое снижение скорости и тут же резкое торможение к повороту «Лиссабон», где поток машин сжимается до нескольких метров, а любой просчет с торможением приводит к контакту со стеной.

Подъем к «Сан-Франциско Хилл» – череда связок с переменным ритмом, где машина буквально скользит между барьерами, а сцепление меняется от метра к метру. Стены подступают все ближе, и пилот действует почти на инстинктах.

Связки на вершине холма образуют самую извилистую часть трассы – слепые входы, короткие перекладки и дуга. Перепады высот и отсутствие обзора заставляют гонщика каждый раз входить в поворот вслепую.

Шпилька «Мелко» – самый медленный и один из самых узких поворотов мирового автоспорта, где траектория проходит в сантиметрах от бетонного парапета, а само движение напоминает разворот вокруг оси.

Спуск обратно к набережной возвращает высокие скорости: серия скоростных дуг снова выводит пилота к стартовой прямой, замыкая круг, который требует точности на каждом метре.

Извилистый характер «Гуйи», смена темпа и отсутствие пространства для маневра делают эту трассу не просто сложной – она становится критерием зрелости для гонщика. Именно поэтому этап в Макао остается событием, которое стремятся пройти все, кто мечтает о профессиональной карьере.

Загружаю...

«Гуйя» прошла проверку временем – ее конфигурация не менялась с 1957 года, сохранив тот самый антураж и сложность, которые и определили ее культовый статус. Испытаний было немало: от фатальных аварий до споров с ФИСА о том, насколько трасса соответствует требованиям безопасности для проведения гонок уровня «Формулы-2» в период растущей коммерциализации гран-при. В итоге было принято решение оставить трассу в ее историческом виде, лишь усилив меры безопасности. Именно «Формула-3» стала новым символом Гран-при, превратившись в главную международную категорию, которая ежегодно определяет лучших молодых пилотов мира на узких улицах Макао.

В Макао побеждал Сенна, а Шумахер и Хаккинен столкнулись

Знаковые моменты Гран-при Макао лучше всего показывают, почему эта гонка обрела культовый статус. Это стало очевидно уже в 1983 году, когда этап претерпел серьезные изменения: организаторам пришлось в краткие сроки перевести участников с техники «Ф-2» на машины «Ф-3». Тем не менее гонка состоялась и сразу вошла в историю благодаря своему победителю. Первым триумфатором в формате «Ф-3» стал Айртон Сенна да Силва, чемпион британской «Ф-3» того сезона. Для Сенны это выступление стало последним шагом на пути к «Формуле-1».

В 1990-м в Макао произошла первая знаковая дуэль двух гонщиков, чьи имена вскоре узнает весь мир, Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена. Оба уже считались одними из самых выдающихся гонщиков молодого поколения, но пересекались на треках не так часто. Их первая значимая встреча произошла месяцем ранее на финале немецкой «Ф-3» в Хоккенхайме: Шумахер досрочно стал чемпионом, но неожиданно уступил Хаккинену, который появился только на заключительном этапе и обошел всех соперников. В Азии Михаэль был настроен взять реванш, но Хаккинен вновь выглядел сильней, завоевал поул и выиграл в первом заезде, закономерно приближаясь к триумфу в основной гонке.

Загружаю...

Казалось, Мика полностью контролировал ситуацию, но Шумахер действовал куда агрессивнее. В первой гонке он снова финишировал вторым, и в решающем заезде ему нужна была победа. Михаэль обогнал Хаккинена и вышел вперед, а Мика должен был закончить гонку в трех секундах от него, чтобы выиграть общий зачет. Но на финальных кругах Шумахер допустил ошибку, Хаккинен моментально попытался контратаковать, а Шумахер, обороняясь, резко сместился в сторону финского гонщика, что привело к контакту и вылету Хаккинена. Мика был в ярости, а Михаэль продолжил движение даже без заднего антикрыла и сумел удержать лидерство. Победа досталась ему, пусть и в крайне спорном стиле.

Загружаю...

Эти два триумфа часто ставят рядом: Сенна и Шумахер не просто стали легендами мирового автоспорта, но и оказались последними будущими чемпионами мира, которым удалось победить в Макао. За десятилетия сюда приезжали еще семь будущих чемпионов, но ни один из них не смог повторить этот успех. Более того, последний раз, когда победитель Гран-при Макао в итоге дебютировал в «Ф-1», был в 2005 году, когда гонку выиграл Лукас ди Грасси.

Несмотря на это, Макао остается обязательной точкой в карьере молодых звезд. Двенадцать пилотов из нынешнего состава «Формулы-1» выступали здесь, некоторые не один раз, и каждый на собственном опыте убедился в безжалостности трека. Льюис Хэмилтон в своей гонке стартовал с поула, но уже на втором круге, преследуя Нико Росберга в «Лиссабоне», допустил ошибку при торможении. Оба вылетели в барьер, потеряв любые шансы на победу.

Узкая специфика Макао совершенно не соответствует тому привычному характеру европейских трасс, на которых, как правило, выступают большинство гонщиков. Вне зависимости от успехов в европейских чемпионатах, в Макао молодой пилот сталкивается с суровой реальностью. Десять лет спустя за победу боролись Макс Ферстаппен – уже объявленный гонщиком «Торо Россо» – и чемпион европейской «Ф-3» Эстебан Окон. Но и им Макао не простило ни малейшей ошибки. Ферстаппен, возглавив квалификационный заезд, переоценил сцепление в связке поворотов на подъеме и разбил машину, откатившись на 24-е место на стартовой решетке основной гонки. Окон же попытался прорваться в лидеры сразу после старта, зацепил Тома Бломквиста и спровоцировал массовый завал, который завершился красными флагами.

Гонка 2014 года с участием Окона и Ферстаппена стала показательным примером хаоса и непредсказуемости, характерных для Макао, но далеко не самым экстремальным. В 2017-м Гран-при подарил одну из самых необычных развязок в своей истории. После раннего схода двух лидеров борьба обострилась: Сержиу Сетте Камара вышел вперед, но на последних кругах его настиг Фердинанд Габсбург. На финальном круге Габсбург попытался атаковать в Мандарине, произошло легкое касание, однако позиции сохранились. Решающий момент наступил в последнем повороте: Габсбург, пытаясь завершить обгон, зашел в поворот слишком быстро, и оба пилота оказались в стене. Победа неожиданно уплыла к шедшему третьим Дэну Тиктуму. Габсбург смог пересечь финишную черту на трех колесах и стал четвертым.

Загружаю...

Макао бывает столь же драматичным, сколь и опасным. В 2018 году об этом напомнила тяжелая авария Софии Флерш. На четвертом круге основной гонки она столкнулась с Джеханом Дарувалой, который резко замедлился из-за ошибочно показанных желтых флагов перед «Лиссабоном». После контакта и поломки передней подвески машину Флерш развернуло и подбросило на поребрике: болид взлетел, задел автомобиль Сё Цубоя, перелетел через защитную сетку и врезался в зону для фотографов. Несколько человек получили травмы, но, к счастью, обошлось без несчастных случаев. София перенесла операцию на позвоночнике, избежав серьезных неприятностей. Восстановление девушки прошло успешно: она вернулась в гонки в следующем году и вновь выступила в Макао.

Загружаю...

В последние годы гонка в стагнации, но по-прежнему остается важной для молодых пилотов

В последние годы гонка столкнулась с вызовами совсем иного масштаба. Пандемия COVID-19 привела к одним из самых строгих ограничений в мире: границы Макао были фактически закрыты, для жителей действовал обязательный длительный карантин, а перемещения внутри города контролировались через систему «кодов здоровья» и периодические локальные закрытия. В таких условиях проведение Гран-при в привычном международном формате стало невозможным. Лишь в 2022-м началось постепенное смягчение мер, а с января 2023-го большинство ковид-ограничений было снято.

С 2020 по 2022 год трасса все же принимала соревнования, но только в формате локального этапа китайской «Формулы-4». Лишь в 2023-м вернулась «Формула-3». Казалось, традиционный уик-энд восстанавливается, однако уже в 2024 году гонка претерпела новые изменения: было принято решение перейти от техники международной «Ф-3» к болидам регионального чемпионата ФРЕКА. Это вызвало неоднозначную реакцию – от вопросов о стоимости логистики до размышлений о попытке ФИА унифицировать молодежные формулы и закрепить за Макао статус «молодежного» этапа, где не выступают пилоты из других гоночных серий.

В итоге уик-энд разделен на две категории – «Формулу-4» и «Региональную Формулу». Формат Гран-при остался прежним: четверг – свободные заезды и первая квалификация, пятница – вторая квалификация, суббота – квалификационная гонка на 10 кругов, определяющая стартовую решетку, воскресенье – главная гонка длиной 15 кругов.

Загружаю...

Даже в обновленном формате битвы за победу остаются невероятно острыми. В «Региональной Формуле» за первые места в этом году сражаются одни из ярчайших молодых пилотов последних лет. Главный фаворит – Фредди Слейтер, один из главных талантов последних лет и действующий чемпион ФРЕКА, выступающий за «Прему» совместно с легендарной «Теодор Рэйсинг» Тедди Ипа. 

Среди других претендентов – Маттиа Кольнаги, чемпион «Еврокубка-3» и участник молодежной программы «Ред Булл», вице-чемпион ФРЕКА и новичок программы «Макларен» Маттео де Пало, а также два амбициозных протеже крупнейших японских автопроизводителей: Тайто Като («Хонда») и Дзин Накамура («Тойота»). 

В числе участников также несколько пилотов «Формулы-3» – Чарли Вурц, Ноа Стремстед, Тасанапол Интрапхувасак, Мари Бойя и Теофиль Наэль, который стал обладателем поула в квалификационной гонке.

В «Формуле-4» поул взял Себастьян Уэлдон – сын Дэна Уэлдона, чемпиона «Индикара» и победителя «500 миль Индианаполиса». Лишь десятую секунды ему уступил действующий чемпион итальянской «Ф-4» Кин Накамура-Берта, ранее входивший в академию «Альпин».

История Гран-при Макао доказывает, что для создания культовой трассы не нужны многомиллионные бюджеты или гламурная шоу-программа, привычная для современной «Формулы-1». На заре своего пути Гран-при Макао был полной противоположностью тому, что мы представляем себе сегодня в рамках гоночных уик-эндов. Меняются форматы, машины и поколения пилотов, но неизменной остается суть – «Гуйя» по-прежнему остается главным экзаменом на зрелость для любого гонщика.

Посмотреть гонки в Макао может каждый: записи квалификаций и гонок доступны на официальном ютуб-канале ФИА.

Фото: Gettyimages.ru/Qian Jun/MB Media, Joe Portlock – Formula 1, South China Morning Post, Hoch Zwei, Victor Fraile, Chris McGrath

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Paddock Poetry
Популярные комментарии
Сергей Анненков
Это однозначно плюс, больше рассказов про неизвестный автоспорт миру, он должен знать, что Ф1 не единственное, что стоит смотреть
Mot-el
Лауда: Гонка в Макао - это заплыв на подводной лодке в ванне )
Booligan
Можно подробнее про Фердинанда Габсбурга? Претендует ли он только на Австрию или также на Венгрию, Хорватию, Словению и так далее?
Еще 14 комментариев
17 комментариев Написать комментарий