«Российских букмекеров за рубежом не ждут». Интервью экс-управляющего партнера PARI
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
С 3 по 6 ноября в Риме прошла крупнейшая европейская iGaming-конференция SiGMA Central Europe. На ней Владимир Прокофьев пообщался с экс-управляющим партнером PARI и CEO компании 9RED Дмитрием Сергеевым.
Твое видение будущего российского беттинг-рынка: как новые налоги скажутся на индустрии в 2026-м?
Надеемся, что изменения в законодательстве будут иметь более мягкую форму налогообложения. Если говорить в целом про будущее рынка, очень много макроэкономических факторов. Очень интересно, как отразится изменение ключевой ставки, которую обещают понижать. Как мы помним, ее повышение негативно отразилось на российском рынке. Хотя было много и других факторов, один из них, я предполагаю, ограничение по кредитам в МФО. Повлияет ли ключевая ставка? Думаю, что повлияет не только на рынок, но и на всю экономику – положительно.
Мой прогноз по рынку на 2026-й – где-то плюс 10-15% от этого года. Резкого роста не будет – существует серый рынок. Не знаю, получится ли Центробанку его победить за счет ограничений по картам на дропов и переводам между пользователями. Но, к сожалению, пока серый рынок такой же, как и белый.
Есть гипотезы, что рост серого рынка из-за увеличения налогов на легальный беттинг может привести к росту лудомании в стране и к закрытию мелких операторов. Насколько ты согласен с этим?
Я перед тобой общался с ребятами из Румынии, где также активно вводится реестр самоограниченных, разговаривал с сербами, у которых это уже реализовано. Подобные реестры, где запреты могут выставляться до года, прямо влияют на рост серого рынка. Пользователь, не имея возможности играть на белом рынке, бежит играть к нелегалам. И это является одним из ключевых драйверов роста для серого бизнеса.
Так что вряд ли новые законы повлияют на переток клиентов с легального на нелегальный сегмент. Это скорее прямо повлияет на бизнес-модель российских букмекеров, что приведет к существенному срезанию бюджетов и экономии на том, на чем раньше можно было не экономить. Это ограничение контрактов, срезание всех неэффективных маркетинговых коммуникаций, сокращение инвестиций в спорт. Российский спорт будет получать меньше денег при подобных инновациях со стороны законодательства.
Чем занимается компания 9RED и в каких странах уже присутствует этот бренд?
У нас пока подготовительный этап. Хотим ту экспертизу, которая была на российском рынке, переложить на другие. При этом мировой iGaming-рынок сильно поменялся. Это уже не та ситуация, что была пять лет назад. Взять любую платформу, найти симпатичное рекламное агентство, которое генерирует трафик, и зарабатывать деньги – это уже не работает. Сейчас нужны более существенные инвестиции в людей, инфраструктуру, инхаус-маркетинг, и довольно серьезная работа с продуктом.
Поэтому ведется большая подготовительная работа. Надеюсь, удастся добиться успеха, цели амбициозные. Будет ли это все действовать под брендом 9RED? Нет. Это внутреннее название компании. Проекты, которые мы планируем запускать, будут мультибрендовыми решениями на разных рынках с разными брендами. Через год, наверное, смогу ответить, что получилось.
Может ли текущая стагнация беттинг-рынка в России мотивировать букмекеров активнее идти за рубеж?
Точно могу сказать, что российские букмекеры не пойдут со своим брендом на зарубежные рынки, потому что их там не ждут. Вопросы санкций никто не отменял. При этом платформы российских букмекеров можно назвать одними из лучших решений на международных рынках – это факт. Продукты «Фонбета», Winline, «Лиги Ставок» очень конкурентноспособны на международном рынке, однако менее конкурентноспособны с точки зрения казино. В глобальной iGaming-индустрии ставки на спорт занимают только 25%. И начинать свой путь по экспансии за рубеж только со спортивного беттинга достаточно тяжело. Нужен хороший казино-продукт.
Я знаю коллег из всей первой тройки [российских букмекеров], которые активно идут на международные рынки со своим продуктом. Видел и другие их решения, не только беттинг. Посмотрим, что у них получится. По себе знаю, как тяжело перестать мыслить как суперлидер на российском рынке и начинать с низов на международном.
Насколько SiGMA Central Europe и другие iGaming-конференции эффективны по части заключения сделок, инсайтов, переговоров? Обязаны ли российские топ-менеджеры их посещать?
Если думать только про российский регион, то посещать SiGMA Central Europe нет смысла. На подобных мероприятиях набираешь много опыта, начинаешь менять свою стратегию. Здесь необходимо находиться тем, кто хочет развиваться в международном направлении.
Стенды за $1 млн, русский след. Впечатления от крупнейшей в Европе конференции об азартных играх
Фото: instagram.com/sigma.world/?hl=en; youtube.com/@vredbuk/скриншоты из видео на канале «Вредный букмекер»