Спортсмены набивают огромные татуировки за один сеанс, без боли и стресса. Как?

Игроки НФЛ любят забиваться татуировками. На теле у каждого – набор ярких дизайнов, отражающих личные истории и представления о прекрасном.

У Оделла Бекхэма-младшего руки, ноги, грудь – практически все тело покрыто узорами

Загружаю...

Деррик Генри носит на теле портреты членов семьи и замысловатые паттерны

Чтобы набить руки, ноги, спину и грудь, игроки проводят десятки часов в тату-салонах. На завершение работы у тату-мастеров уходят годы.

Но так было раньше. Теперь есть другой, более быстрый путь: спортсмену дают общий наркоз, а пока он спит, несколько мастеров бьют на его теле татуировки. И все за один сеанс. Цена стартует от $30 000 (около 2,5 миллиона рублей), по времени занимает до 8 часов. 

В США клиники, которые предлагают подобное, пользуются большим спросом. За спортсменами тянутся сотни желающих, тем более все это транслируется в соцсетях. Но некоторые тату-мастера критикуют тренд: говорят, что боль – неотъемлемая часть татуировки и без нее все это не имеет смысла. 

Разобрались, как проходит процедура, какие несет риски. И обсудили с российским тату-мастером, появится ли этот тренд у нас.

Наркоз, мастер и 6-8 часов работы

Татуировки под анестезией делают не в обычных тату-салонах. Для этого нужны лицензированные медицинские учреждения с операционной – если человеку вдруг станет плохо, рядом должны быть реанимационное оборудование и врачи, которые смогут быстро помочь. 

В команде: несколько тату-мастеров, сертифицированный анестезиолог и медсестра. Клиенту дают общий наркоз, такой же, как перед хирургическими операциями.

Студия Lakimii Tattoo в Лос-Анджелесе – одна из тех, кто предлагает такие услуги. Основатель Тимо Шульд объясняет: «Дело не в том, что спортсмены не могут терпеть боль. Просто у них нет времени приходить 10 раз. За один сеанс под наркозом мастер покрывает всю спину или ногу – то, на что в обычном режиме уходит год».

Загружаю...

Часто над одной татуировкой работают несколько мастеров одновременно – это позволяет уложиться в отведенное время. 

Человек лежит не на операционном столе, а на специальном кресле, похожем на стоматологическое. Помещение выглядит скорее как тату-салон с медицинским оборудованием, чем как операционная – на стенах могут висеть постеры и работы мастеров. Но главное отличие от обычного салона – медицинские аппараты для мониторинга давления, пульса и дыхания, а также присутствие анестезиолога. 

После процедуры клиента наблюдают несколько часов, пока он полностью не отойдет от наркоза, и только потом отпускают домой.

Защитник «Атланты Фэлконс» Джастин Симмонс набил таким образом всю спину: «Помню, мне сказали считать в обратном порядке от десяти. Досчитал до восьми. Следующее, что помню – брат меня будит, а татуировка готова». 

Симмонс назвал это лучшим решением: «Я выспался, и татуировка сделана. Это было удобно»

Квотербек «Даллас Ковбойз» Дак Прескотт провел под наркозом целый день. Несколько мастеров одновременно забивали его ногу изображениями Пегаса, лося, рукопожатия и панорамами Далласа. 

Загружаю...

Певец Post Malone, один из самых татуированных знаменитостей, тоже сделал часть татуировок под наркозом 

Из чего складывается стоимость и как проходит подготовка

Цена в каждом случае рассчитывается индивидуально: все зависит от сложности работы, квалификации мастера и времени, которое потребуется провести под наркозом. Также в цену входит оплата работы анестезиолога, аренда помещения и медицинского оборудования. Еще стоимость самого препарата для анестезии и расходных материалов.

В среднем один сеанс стартует от $30 000, примерно столько стоит «рукав» на руку. Полноценная работа на всю спину или ногу легко перешагивает планку в $50 000 (4 миллиона рублей).

Для сравнения: в США крупная татуировка в обычном салоне, без применения анестезии обойдется в $5 000-10 000 (400 000-800 000 рублей). Это может быть тату от плеча до запястья или масштабная работа на всю спину.

В таких клиниках людей называют не клиентами, а пациентами, потому что это уже медицинская процедура, а не просто поход в тату-салон

Перед процедурой человек проходит обследование, как перед полноценной операцией. Нужно сдать анализы крови, сделать ЭКГ, иногда – дополнительные тесты, если есть хронические заболевания. Анестезиолог изучает историю болезней, выясняет, были ли раньше проблемы с наркозом у самого человека или его родственников. 

Загружаю...

Человека допускают до сеанса, только если с анализами и самочувствием все в порядке.

Риски общей анестезии: тошнота у 30% пациентов, редко – проблемы с сердцем и дыханием

При татуировках могут использовать разные типы общей анестезии – с интубацией (когда в трахею вставляют дыхательную трубку и подключают к аппарату ИВЛ) или без нее. На видео из социальных сетей тату-студий видно оба варианта: у некоторых пациентов трубка есть, у других – нет. Это важный момент, потому что от типа наркоза зависят риски и побочные эффекты.

Наркоз с интубацией обычно применяют при длительных операциях, когда человек долго не может дышать самостоятельно. Побочные эффекты возникают редко и в основном связаны с травмированием дыхательных путей трубкой: боль в горле и охриплость, которые могут сохраняться несколько дней. Есть и стандартные для любого наркоза побочки: тошнота и рвота (у 30% пациентов), головокружение, спутанность сознания.

Наркоз без интубации (седация или поверхностная анестезия) – менее инвазивный, но для процедуры длительностью 6-8 часов его может быть недостаточно. Риск в том, что человек начнет просыпаться посреди сеанса. Или его дыхание замедлится настолько, что в кровь будет поступать мало кислорода – это может привести к кислородному голоданию мозга и других органов.

В целом общая анестезия считается безопасной, если ее проводит квалифицированный анестезиолог. Но жизнеугрожающие риски тоже есть. У человека может снизиться артериальное давление до опасно низких значений, могут возникнуть проблемы с дыханием, аллергическая реакция на препарат.  

Причем такие случаи не потенциальная угроза, описанная в учебниках для медвузов, а реальность. Так, в начале года 45-летний бразильский блогер Рикардо Годой пришел в частную клинику, чтобы сделать масштабную татуировку на всю спину под седацией, использовался наркоз с интубацией. 

Загружаю...

Практически сразу после начала процедуры у него случилась остановка сердца. Спасти мужчину не удалось.

Еще одно возможное осложнение – злокачественная гипертермия, смертельно опасная реакция на анестезию, когда температура тела резко подскакивает, а мышцы начинают сокращаться. Такое происходит у людей с генетической предрасположенностью – обычно они знают о своей особенности из медицинской карты и понимают, что им можно использовать не все препараты для наркоза.

Но иногда реакция возникает внезапно, если ни сам человек, ни его близкие родственники раньше никогда не переносили общую анестезию. Так предрасположенность может оставаться неизвестной до критического момента.

У пожилых людей и пациентов с диабетом, хроническими проблемами с сердцем, легкими и другими органами риски тоже выше. Исследования показывают, что возраст больше 65 лет и сердечная недостаточность повышают вероятность серьезных осложнений: периоперационного инфаркта миокарда, инсульта, тромбоза глубоких вен, пневмонии и сопутствующих инфекций.

Чем дольше длится сеанс, тем выше риски. А если добавить травму большого участка кожи, какой и выступает татуировка, нагрузка на организм растет.

Татуировка – открытая рана, а наркоз снижает иммунитет

Процесс нанесения татуировки – это многочасовое травмирование кожи. Игла прокалывает кожу тысячи раз, оставляя открытую рану. Даже без анестезии это сопряжено с осложнениями. Исследования показывают, что от 0,5% до 6% людей сталкиваются с инфекционными осложнениями, что не так уж редко.

Загружаю...

Если нарушена стерильность, в рану могут попасть бактерии стафилококка, стрептококка, микобактерии. Вспышки таких инфекций именно после тату уже фиксировали в США и Европе.

Когда человек под наркозом, риски растут. Общая анестезия незначительно угнетает работу иммунной системы, нарушает кровообращение, снижает температуру тела. Все это потенциально облегчает бактериям задачу. 

Еще один важный момент: татуировка под наркозом лишает мастера обратной связи от клиента. Человек не может сказать, что ему больно, дискомфортно или что-то еще идет не так. Мастер работает вслепую – ориентируется только на то, что видит, а не на то, что чувствует клиент.

Масштабных исследований о долгосрочных последствиях татуировок под анестезией пока нет – практика слишком новая и редкая. Но потенциальные риски весомые: от непредсказуемых реакций организма на препараты до невозможности вовремя заметить осложнения. Пока не накоплена статистика, каждый такой случай – эксперимент с неожиданным исходом.

Часть тату-сообщества против

«Мне было бы странно работать с человеком без сознания, – говорит тату-мастер Владлена Лунёва. – У меня такого опыта не было. А вдруг ему больно или рука затекла, а он без сознания и даже сказать об этом не может?»

Многие тату-мастера и их клиенты считают, что боль – неотъемлемая часть татуировки. Это момент осознанного выбора, связь между клиентом и мастером, испытание на прочность. Наркоз же, по их мнению, превращает процесс в безликую медицинскую процедуру.

Загружаю...

Джастин Симмонс говорит, что понимает тех, кто любит традиционный процесс: «Каждому – свое. Я понимаю, что кому-то нравится сидеть часами во время сеанса. Но после того, как я сделал нижнюю часть ноги без обезболивания, я понял: больше так не хочу, если есть альтернатива».

Противники метода утверждают: когда клиент без сознания, мастер теряет контакт с ним. Нет возможности обсудить детали, скорректировать рисунок, понять, как человек переносит процесс. Татуировка становится просто нанесением картинки на кожу, а не совместным творчеством.

Владлена объясняет свое отношение: «До сих пор есть куча мастеров, которые против даже местной анестезии».

Она сравнивает татуировку с походом в спортзал: «Это как ходить в зал и делать свое тело не только красивее, но и выносливее, тренировать силу духа. Или лечь под нож на операцию липосакции. И там, и там человек хочет стать красивее, но это разное. В первом случае мы тренируем силу духа, во втором рискуем здоровьем ради красоты».

Загружаю...

При этом тату-мастер признает, что люди разные:

«Боль не важна, она побочный эффект. Если бы можно было делать без боли, то, думаю, 90% людей выбрали бы этот вариант. А вот остальные 10% приходят именно за ней. Кто-то специально приходит за физической болью, чтобы уйти от душевной – это как сеанс психотерапии, им после сеанса становится легче. Кто-то приходит, чтобы перетерпеть и стать сильнее».

Альтернативы общему наркозу: местная анестезия и обезболивающие кремы

Для тех, кто не готов ложиться под общий наркоз, существуют менее радикальные способы снизить боль при нанесении татуировки, например, кремы с лидокаином – их наносят на кожу за час до процедуры, они действуют ограниченно и не убирают боль полностью.

Такие средства можно купить в аптеке или онлайн и применить самостоятельно. Эффект длится 1-3 часа – этого хватает на небольшую татуировку, но не на многочасовой сеанс.

Владлена применяет такие кремы в работе: «Я использую обезболивающую мазь на основе лидокаина». Правда, она отмечает проблему: «Посоветовать, к сожалению, ничего не могу – последнее время у таких средств стал очень короткий эффект, и меня это расстраивает, а моих клиентов еще больше».

Однако даже с такими кремами есть риски: если обернуть кожу с кремом пленкой на долгое время, концентрация препарата в крови резко вырастет. Это грозит нарушением сердечного ритма, судорогами, проблемами с дыханием. Производители не рекомендуют держать крем под окклюзионной повязкой дольше двух часов на больших площадях – препарат активно всасывается в кровь через кожу. 

Загружаю...

В медицинской литературе описан случай, когда после 6-7 часов под такой повязкой у пациентки развились признаки отравления: головокружение, спутанность сознания, тошнота. 

В России тату под наркозом пока не сделать, но скоро все может измениться

В России подобные процедуры официально не практикуются. Использование общей анестезии для косметических целей требует соблюдения медицинских стандартов, лицензий и разрешений. 

Но в целом в России татуировки регулируются не так строго – для них действуют санитарные требования, но не медицинские стандарты. Применение наркоза выводит процедуру за рамки косметологии. Потребуются лицензия на медицинскую деятельность, оборудованная операционная, штатный анестезиолог-реаниматолог. Все это превращает тату-салон в медучреждение.

Теоретически такую услугу могли бы предложить клиники пластической хирургии. У них есть все необходимое: лицензии, операционные, анестезиологи. И тату под наркозом могли бы стать расширением перечня услуг, как татуаж или перманентный макияж под седацией.

Юридически неясно, как классифицировать такую процедуру. Это медицинская услуга или косметологическая? Кто несет ответственность за здоровье клиента – мастер или врач? Эти вопросы в российском законодательстве не прописаны.

Но тату-мастер Владлена считает, что спрос к чему-то приведет: «Думаю, да, такие услуги могли бы появиться в России, как и разные пластические операции. Среди моих клиентов спроса нет, но один раз я делала татуировку анестезиологу – ему было больно, и он весь сеанс сожалел, что не взял с собой какой-то там газ, которым подышал бы, отрубился и не чувствовал боль».

Сама она попробовала бы работать в таком формате – но только из любопытства и при условии, что рядом будут медики:

Загружаю...

«Интересно, как ведет себя кожа под наркозом. Попробовала бы один раз, а дальше – по результатам. Но только в присутствии опытных врачей и со всеми документами, где ответственность за здоровье человека несет не только мастер, а еще и врач».

Больше о тренировках, питании, спортивной медицине и спорте как занятии – в разделе «Здоровье»

Подписывайтесь на телеграм-канал Sports.ru о здоровье

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
ЗОЖ Daily