Спорт с другого ракурса. Интервью с фотографом «Брюгге»

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Когда меня спрашивают за какими клубами в соцсетях стоит следить, всегда назову ФК «Брюгге». В первую очередь, благодаря визуальному стилю, который формирует идентичность бельгийского клуба и отличает его от многих других. Во многом клуб обрел свой стиль благодаря подходу к фотографиям. Снимки не столько про игру, сколько про атмосферу и антураж, куда хочется окунуться.

Считаю, большинство тех, кто снимает спорт в России, делает это прямолинейно, без эмоции, для галочки. Именно поэтому я решил сделать интервью с Раффаэлем Мандерсом – клубным фотографом «Брюгге», который изменил подход к спортивной фотографии, благодаря чему его клуб обрел свой стиль и идентичность.

«Баскетбол круче футбола»

– Раффаэль, расскажи, как ты стал фотографом?

– Все началось со скейтбординга. У моего друга была камера, и мы пытались повторить скейт-видео, которые видели в интернете. И меня зацепило чувство – поймать лучший момент. Сначала мы делали кучу любительских видео. Потом я понял, что хочу углубиться в эту тему. Пошел в художественную школу в Брюгге. Там было больше свободы для экспериментов. После окончания я поступил в колледж – L.U.C.A. School of Arts в Генте.

Загружаю...

– Считаешь ли ты учебу обязательным элементом своей карьеры?

– В колледже я быстро понял, что учеба – это не мое, и сразу пошел работать. Устроился фотографом в серф-лагерь во Франции. Там я узнал о фотографии больше, чем за год учебы. Это стало переломным моментом: практика оказалась важнее теории. Вернувшись домой, я работал у родителей в джелатерии, чтобы накопить на камеру. А дальше все пошло: навыки росли, техника становилась лучше, заказы приходили интереснее. Я брал любые работы, даже за копейки, чтобы набить руку и стать лучше.– Почему ты решил снимать футбол?

– В детстве я занимался многими видами спорта, но не футболом. Все, что связано с баскетболом и его медиа, казалось мне круче футбола. В США это умеют продавать. Но я живу в Бельгии, а тут реально важны только два спорта: футбол и велоспорт. Так что, когда появилась возможность снимать футбол, я решил подойти к этому не как к спорту, а как к лайфстайлу. Хотел показать его так, чтобы это было интересно даже тем, кто в футболе не разбирается, как когда-то я сам.

«Брюгге»: от запретов до стиля

– Как у тебя появился вариант с «Брюгге»?

– Мой друг, который учился со мной в Генте, проходил стажировку в медиаотделе «Брюгге». Он увидел мой проект по боксу и сказал: «Это именно тот вайб, что нам нужен». Он позвал меня поработать как внешнего фотографа. После проекта появилась вакансия контент-креатора, он хорошо обо мне отозвался, и после пары разговоров я стал частью команды.

– Мне очень нравятся соцсети «Брюгге» и твои фотографии. Как бы ты описал визуальный стиль клуба? Это стратегия клуба или выбор команды?

– Мы прошли большой путь. Когда я только пришел, мне вообще не разрешали снимать то, что я делаю сейчас. Начинал как стажер с обычных мелких задач. Постепенно я начал предлагать больше фото-контента вместо текста. Так шаг за шагом мы перешли к фотографии. Я всегда смотрел шире: не только на игру, но и на стадион, болельщиков, атмосферу. В отличие от спортивных фотографов, которые сидят у линии и ловят только матч, я показывал картину целиком. И это сделало стиль уникальным: футбол – это не только 11 игроков.

Загружаю...

– Как бы ты описал философию бренда «Брюгге»?

– Главная идея – «no sweat, no glory» («нет пота, нет славы»). Я стараюсь показывать это во всем: как тяжело работают и футболисты, и сотрудники клуба.

– В твоей работе в клубе больше свободы или жестких рамок от руководства?

– Я фактически сам придумал себе роль в клубе, поэтому у меня много свободы. Но перед публикацией мы всегда проверяем материалы вместе. Чаще всего это моя версия с небольшими правками.

– Расскажи про ваш контент-отдел. Как работает ваша команда в день матча?

– У нас есть видеограф, который снимает раздевалку и матч с разных ракурсов. SMM-менеджер занимается публикациями и снимает телефонный контент. Я делаю фото прямо по ходу игры: сразу отбираю, редактирую в Lightroom на телефоне и пересылаю менеджеру. Он решает, что выкладывать. Если игрок забивает, обычно фото с празднованием появляется уже через три минуты. Ну, если Wi-Fi не подводит, ха-ха.

Игроки всегда держат в голове, что их снимает камера

– Какие спортивные фотографы тебя вдохновляют?

– Есть много людей, кто прекрасно снимает спорт. Есть такое сообщество, как Football Case Study (footballcasestudy.com), где много крутых фотографов. Слежу за моими хорошими друзьями Питером Слэмбруком (@pieter.slmbrck) и Соней Кондратенко (@sonyakarate). Есть мои «заклятые враги» из ФК «Андерлехт», ха-ха. Игру через их объектив определенно стоит увидеть.

Загружаю...

– Какие соцсети других клубов тебе нравятся?

– Конечно, ФК «Венеция», клуб который действительно понимает свой бренд и аудиторию благодаря Соне Кондратенко. Сейчас она занимается своим проектом с ФК «Каллитея», и это тоже потрясающе. В целом, я считаю, что крупнейшие футбольные клубы показывают не самые впечатляющие результаты в соцсетях. А стандарты в Бельгии довольно высоки благодаря «Брюгге» и «Андерлехту».

– Что самое главное в работе спортивного фотографа?

– Видеть шире и не зацикливаться на том, что делают остальные. На матчах фотографов много. Большинство просто ловят кадры с поля. И все. Я же стараюсь гулять по стадиону, ловить атмосферу, искать новые ракурсы. Даже если я снимал домашний стадион тысячу раз, то всегда ищу другой угол, новый свет. Главное, не засиживаться в зоне комфорта.

– Как ты готовишься к матчам? Изучаешь ли тактику команд, особенности новых стадионов?

– Главное, чтобы техника была заряжена и готова. А дальше я стараюсь уловить и передать первое чувство, когда приходишь на стадион.

– Какое оборудование всегда с тобой?

– Самое ценное – надежный фотобэк (найти такой непросто). Мой основной объектив – Sony 70-200 GM II. Еще у меня есть Fuji X100VI как «полит-энд-шут» для необычных ракурсов. Иногда беру пленочную камеру, но чем больше техники, тем больше проблем.

– Какие ракурсы самые удачные?

– Ключ – в разнообразии кадров. Если есть возможность походить по стадиону, то контент-креаторам нужно делать это обязательно. Я люблю кадры с жестким солнечным светом, когда можно играть с силуэтами и тенями.– Какие кадры сложнее всего сделать во время матча: голы, эмоции или что-то другое?

– Сложнее всего те, где игроки по-настоящему радуются и живут в моменте. Если они забивают гол, они празднуют, но в глубине души знают, что их снимает камера. То же самое, если мы выигрываем трофей. Поэтому многие игроки не всегда могут оставаться самими собой перед камерами. Но иногда, если угадать с моментом, игроки искренне счастливы: обнимают друг друга или сидят несколько секунд, чтобы собраться с мыслями. Вот такие кадры поймать сложнее всего.

Загружаю...

– Как по мне, тебе удается ловить очень искренние эмоции игроков. Помогает ли тебе личное знакомство с футболистами?

– Конечно, преимущество работы клубным фотографом в том, что я знаю игроков очень хорошо. Я много путешествую с командой и это дает мне преимущество: когда кто-то забивает, я уже знаю, как он отреагирует. Иногда это и недостаток, потому что я в момент радуюсь сам и забываю снимать.

– Расскажи о своем подходе к обработке фотографий.

– Это самый важный этап, потому что я никогда не получаю в камере именно тот результат, который хочу. Всегда начинаю с базовой цветокоррекции, а затем много что настраиваю. Например, цвет травы – моя большая головная боль, потому что зеленый очень сложно редактировать. Я также не добавляю слишком много контраста при обработке.

– Насколько важно контент-креатору иметь доступ за кулисы спорта (раздевалка, туннель)?

– Быть допущенным туда – это большая привилегия. Здорово показывать людям то, что они не всегда могут увидеть. Но при этом важно понимать и уважать приватность игроков.

– Я нашел твой аккаунт в соцсетях и у тебя довольно неплохие охваты. Как относишься к тому, что сотрудники клуба строят свой личный бренд как блогеры?

– В моем собственном аккаунте вовлеченность намного выше, когда я публикую что-то, связанное с клубом. Меня часто спрашивают, снимаю ли я что-то еще и можно ли меня нанять. И прикол в том, что если публиковать другую работу – она не будет так же хорошо заходить. Я до сих пор не могу точно сказать, хорошо это или плохо. В моем случае личный блог открыл для меня много дверей, но некоторые закрыл.

Загружаю...

ИИ, пленка, тренды

– Как относишься к тому, что фото с телефона иногда собирают больше лайков, чем профессиональные снимки?

– Все зависит от того, насколько постановочные «профи-фото». Людям ближе живые эмоции. Телефон иногда лучше передает момент, потому что это более привычный формат для людей. Профессиональная картинка может создавать дистанцию.

– Что думаешь о роли искусственного интеллекта в фото?

– Я не фанат ИИ, если он создает что-то на основе чужих работ. Да, его можно использовать для оптимизации процессов, но я стараюсь делать свою работу без него.– Какие тренды в спортивной фотографии будут задавать будущее?

– Сейчас в индустрии появляется все больше клубных фотографов вместо обычных спортивных фотожурналистов. Думаю, это продолжится: клубы будут развивать свой стиль, потому что работают со своим фотографом. Это позволяет глубже показать жизнь игроков.

– Есть тренды, которые тебе не нравятся?

– Недавно стал модным «арт-кроп» – обрезка фото ради стиля. Я это ненавижу. Чаще всего оригинал лучше, чем обрезка.

– А как относишься к возвращению пленочной фотографии? Последние годы – это тренд в спорте.

– У меня свое мнение на этот счет. Думаю, человечество достигло пика в 90-х – пленка и технологии того времени были идеальны. Недавно смотрел документалку про Dallas Cowboys: кадры тех лет были живыми и красивыми. Коллеги старшего поколения рассказывают, как они успевали отдать пленку в лабораторию к газете, – и у меня от этого шли слезы счастья. Сегодня все должно быть «быстро и идеально».

Сейчас все стремятся к скорости и идеальному качеству. А раньше главными критериями были сам процесс съемки и те живые эмоции, которые может передать только пленка. Я бы с удовольствием снимал только на пленку, но времена изменились. Цифровая съемка, конечно, удобнее. Но иногда, чтобы получить по-настоящему классный кадр, нужно пройти более сложный путь.

Загружаю...

Важно иметь хорошие знакомства– Какой твой главный совет начинающим спортивным фотографам?

– Начинай с малого и снимай все, до чего дотянешься. Не заморачивайся, какая у тебя техника. Просто снимай как можно больше. Главное, знать камеру вдоль и поперек. Освой все правила, а потом нарушай их и находи свой стиль. И никогда не сравнивай себя с другими – только восхищайся чужими работами.

– Один совет всем контент-мейкерам, чтобы выделяться?

– Просто делай контент каждый день и старайся его улучшать.

– Что скажешь тем, кто мечтает работать в спортивной индустрии?

– В любой сфере работает одно и то же: важно иметь хорошие знакомства. Не обязательно знать руководителя клуба. Достаточно познакомиться с человеком, который замолвит за тебя словечко. Если у тебя есть работы, которые подтверждают твой уровень, ты пробьешься куда угодно.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Спортивный маркетолог
Популярные комментарии
anabiozes silver
https://www.sports.ru/football/blogs/3345079.html
Ответ на комментарий garp
что за Соня Кондратенко?
Артём Панфилов
Как по мне, довольно обычные фотографии. От поворота на 90 градусов фотография более художественной не становится.
Айрат Халиуллин
Как фотограф, но не спортивный, скажу что есть кадры очень интересные
Еще 4 комментария
7 комментариев Написать комментарий