В «Ф-1» рекордный прирост молодых зрителей. Ради них сократят гонки и добавят спринтов

Только цифры и планы.

Возвращение «Формулы-1» с летнего перерыва вышло жарким не только на трассе: кажется, и новые правители серии провели долгие часы за разбором прогресса и положения.

Итог – масштабный отчет о рекордах за первую половину 2025-го с фантастическим приростом аудитории. И не менее грандиозные предложения о будущем Гран-при. Обсуждения касаются облика гонок, количества команд и сроков.

Давайте все изучим!

Сперва – «Формула-1» будущего по версии Стефано Доменикали, исполнительного директора серии.

● 12-й команды не будет;

Загружаю...

● идет поиск автопроизводителей – «за ситуацией следит «Тойота»;

● отказа от гибридов и экотоплива можно не ждать, «цель – уменьшить расходы команд и гарантировать им независимость в случае нового кризиса в автомобильном секторе»;

● Португалия, Турция и Германия планируют вернуться, Барселона хочет остаться в ротации, а от Италии требуют больше вложений в Монцу. Но календарь не хотят раздувать – хватит 24-25 Гран-при;

● революционный регламент 2026-го попробуют объяснять самыми простыми словами;

длительность гонок хотят сократить – «вероятно, они слишком длинные для молодой аудитории. Мы видим, что на многих наших каналах зрители очень хорошо принимают обзоры этапов»;

● будет больше спринтов – «все хотят их видеть, даже пилоты, даже Макс [Ферстаппен]. Организаторы продвигают этот формат. Наши опросы показывают, что подавляющее большинство зрителей хочет, чтобы пилоты боролись за результат. Болельщиков достали свободные практики»;

обсудят и реверсивную решетку (старт, при котором лучшие начинают заезд последними): «Нужно набраться смелости, чтобы вновь начать дискуссию – сначала все гонщики были против. Но на последнем собрании многие сказали: «Почему бы не попробовать?»;

● одинаковый формат всех Гран-при через пару лет – но «без спринтов каждый уик-энд, как в MotoGP»;

Звучит революционно для «Формулы-1» – выходит, к 2030-му она радикально изменится по сравнению с 2020-м.

Но на чем основаны заявления Доменикали? Они подтверждены цифрами? За его спиной действительно армия молодых фанатов?

Загружаю...

«Ф-1» популярна как никогда

В полугодовом отчете за 2025-й очень много цифр – и он неспроста вышел именно перед заявлениями Доменикали. Пару месяцев назад «Ф-1» публиковала совместное исследование с Motorsport Network и аналитической компаний Nielsen – и проводили его, очевидно, как резюме работы предыдущего СЕО «Либерти Медиа» Грегга Маффея. Эти данные – выжимка из исследования, обогащенные инфой самой «Ф-1». 

● всего фанов «Ф-1» теперь 827 млн – это +12% за год (51 млн неофитов за год!) и +63% с момента полноценного старта управления «Либерти Медиа» в 2018-м;

● 43% фанбазы теперь моложе 35 лет – а в 2018-м было только 30%;

● 42% – девушки, когда в 2018-м было 37%;

● 39% пришли по «сарафанному радио» от друзей и семьи, 12% – от постов в соцсетях и всего 10% – от Drive To Surive (потому неверно говорить о его «важнейшем и ключевом эффекте»);

221 млн фанатов «Ф-1» теперь только Китае – прибавка в 39% за год. Половина из них начала следить в последние 5 лет, 46% из них – девушки, 40% неофитов 16-34 лет;

● еще 52 млн – доля США: прибавка в 11% за год; 135 миллионов просмотров только на ютубе и 5,8 млн подписчиков из США – прирост за год;

● рост аудитории и на «исторических» рынках Великобритании (+24%), Италии (12%) и Бразилии (9%);

● другие самые быстрорастущие рынки: Канада (+31,5% фанатов), Аргентина (+25,5%) и Саудовская Аравия (+25,5%);

Загружаю...

107,6 млн подписчиков в соцсетях – в 2024-м было 97,4 млн, а в 2018-м – всего 18,7 млн;

● прирост просмотров хайлайлатов на ютубе – по 30% ежегодно;

● «открывашка» сезона в Австралии собрала ютуб-аудиторию в 13 млн уникальных зрителей – второе место в истории после скандального финала 2021-го в Абу-Даби;

● весь онлайн-контент серии собрал на 17% больше просмотров, чем в первой половине 2024-го;

● на первые 14 этапов зарегистрировали 3,9 млн посещений Гран-при (учитывается проход на каждый из дней Гран-при с четверга по воскресенье, то есть один обладатель полного билета идет как 4 «посещения») против 2,6 млн посещений на первых 14 этапах 2024-го. За весь сезон тогда насчитали 6,5 млн посещений – рекорд всех времен;

● 7 новых рекордов посещаемости: 500 тысяч в Великобритании, 465 тысяч в Австралии, свыше 300 тысяч в Бельгии, Канаде, Испании, Австрии, 370 тысяч в Италии;

● 10 рекордов по ТВ-аудитории США на отдельных Гран-при (после заезда в Италии) и +23% к средней телеаудитории этапа и при росте на 14% в возрастной когорте 18-49 лет;

● первый Гран-при сезона в Австралии собрал мировую публику в 60 млн зрителей;

Так что основания у слов Доменикали есть. И сейчас цель «Формулы-1» – не только наращивать армию фанатов, но и «переварить» свежих подписчиков – давать им желаемый контент в самой удобной для них форме. Потому план и верстается на перспективу в 5 лет, ведь 94% новых фанатов планируют не забрасывать просмотры «Ф-1» в эти годы, а 86% собираются смотреть «больше 16 гонок» каждый сезон.

Загружаю...

А еще 90% эмоционально вовлекаются в действо и 61% следят за «Ф-1» каждый день. И смотрят в основном в соцсетях и на ютубе. И в самом деле много внимания уходит именно хайлайтам – просмотру коротких нарезок каждый день.

Такой публике не так важна длительность одной воскресной гонки в прямом эфире – их больше захватывает постоянный приток событий. Скорее всего, они и практикам уделяют внимание только через нарезки «кто кого заблокировал и обматерил», потому вывод логичен: нужно меньше тренировок и больше соревновательных и эмоциональных сессий без 20-30-круговых «лимбов» (в которых происходит примерно ничего – все ожидают пит-стопов).

Поэтому спринты видятся хорошей опцией: на них активнее ходят, их проще нарезать в соцсети – особенно когда борьба на треке имеет значение. Квалификация к спринту вместо практики – то же самое. Сама гонка тоже может быть и короче – чтобы сконцентрировать эмоции и дать больше хайлайтов.

Логика четко следует из исследований: лучше два коротких и насыщенных ивента в формате «квала-спринт», чем традиционный. Такое проще встраивать в сетку вещания, передвигать в случае непогоды, отменять или останавливать красными флагами. А потенциально можно получить больше материала для нарезки хайлайтов и рассказа историй под разными углами все последующие недели: гонщик Х – герой спринтерской квалификации, а гонщик У провалился, но как же он потом отыгрался и прорвался в воскресной гонке…

Нынешний формат не хорош и не плох сам по себе, и странно было бы рассматривать его как эталон. Просто «Формула-1» изучает аудиторию и видит, как она следит за продуктом – и какой смысл в таком случае делать длинные гонки, если новая публика все равно смотрит их по-другому?

Загружаю...

А разные варианты вроде «то спринт, то реверсивная решетка, то другой эксперимент» нужны для поддержания эффекта свежести и новизны – чтобы не приедаться. Хорошему сериалу всегда нужны новые истории.

И логичнее не выполнять лишнюю работу, а еще и помочь вещателям с планированием сетки – так можно нарастить и стоимость ТВ-прав. Выигрыш со всех сторон.

Может, есть и другие причины укорачивать Гран-при?

Внезапно, да: от сокращения дистанции или времени основных гонок могут выиграть и сами команды – у них снизятся расходы. Ведь вопрос рассматривают не для нынешнего сезона, а для следующего с планом до 2030-го – как раз для перехода на революционный регламент с инновационным синтетическим и биотопливом для двигателей с повышенной долей гибридной составляющей.

Требования настолько экстремальные, что новое топливо может очень дорого стоить. Издание The Race опросило инсайдеров в командах и выяснило: сейчас затраты составляют по 22-33 доллара за литр (в зависимости от производителя и уровня партнерства для поставщика), а с 2026-го стоимость может вырасти вплоть до 170-225 долларов за литр. Босс одной команды без титульного поставщика топлива предположил, что ему горючее обойдется вообще в 300 долларов за литр.

Вот почему многие руководители опасаются роста расходов на топливо с 3-4 до 10-12 млн долларов за весь сезон. Учитывая, что потолок расходов составляет 130-140 млн – лишь горючее отнимет 10% потенциального бюджета.

Да, считалось, что титульные партнеры и нефтекомпании в спонсорах поставляют горючее командам «Ф-1» бесплатно или с большими скидками, но, похоже, реальность другая. Команды получают спонсорские или рекламные платежи в общий бюджет, а уже из него покупают топливо – фактически выплаты поставщиков должны перекрывать затраты, но для потолка расходов они все равно будут учитываться как траты «на выступления».

Загружаю...

Команды так забеспокоились, что даже вышли к ФИА и «Ф-1» с просьбой об «антикризисной» встрече на тему топливных расходов.

Сокращение дистанции Гран-при вместе с изменением формата может стать одним из вариантов ответа на беспокойство из-за роста трат. Уменьшение практик в пользу гонкам на результат как минимум не увеличит потребление горючего, а срезка общего километража даже снизит предположительные объемы сжигаемых денег.

Также ФИА, «Ф-1» и команды запланировали обсуждение возвращения моторов V8 с объемом в 2,4 литра с 2030-го – но их внедрение тоже органично приведет к увеличению расхода топлива по сравнению с нынешними V6 на 1,6 литра.

Федерация обдумывает повышение массы машин на 20 кг только ради увеличения бензобака для новых запросов – а ведь болиды и так постоянно пинают как «слишком тяжелые и неповоротливы». При этом «Ф-1» отказывается отходить от идеи экотоплива и гибридизации – так что ситуация с расходами теоретически только ухудшится…

...Опять же, если не уменьшать дистанции Гран-при, не сокращать время практик и не менять формат этапов. Тогда можно будет и с новыми моторами укладываться в приемлемые рамки.

Загружаю...

В конце концов, нынешняя дистанция гонки – 305 км – утвердилась только в 1989-м (а в Монако – вообще 260 км). Ее сокращали уже трижды: еще – до 325 км в 1971-м и до 400 км в 1966-м. Видимо, пришло время очередных нововведений – может, даже не по дистанции, а по временному промежутку по примеру ДТМ: 55 минут + 1 последний круг.

Впрочем, именно сокращение дистанции или времени – действительно не единственная опция. После первых программных заявлений босс «Формулы-1» Стефано Доменикали столкнулся с критикой иницитивы – и пришлось уточнять, что он имел в виду:

«Я никогда не говорил, что нам необхлдимо сократить дистанцию гонки. Я говорил о том, что сегодня внимание людей длится недолго – так что нам нужно быть привлекательными. Нужно понять, насколько подходит нынешний формат гонок. Их стоит удлинить или укоротить? Каждая идея должна быть рассмотрена»

Реформы «Ф-1» неизбежны – все ведет к ним и к новому облику гонок.

Еще больше аналитики про бизнес «Ф-1» – в телеграме автора: там ответ, выигрывает ли «Ф-1» у NASCAR битву за аудиторию США? Подписывайтесь!

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox, Joe Portlock, Mark Thompson

Популярные комментарии
Citadellia
Блин, если у нынешних, не знаю как назвать, не хватает терпения посмотреть гонку, а только обзор, то они и короткий формат смотреть не будут. Это же больше пяти минут, просто ужасно, а вот если событий в такой укороченный гонке будет примерно сколько и в спринте, то и обзоры смотреть будет неинтересно. Впрочем да, их можно будет сократить до минуты, нихрена не произошло, порядок на финише вот такой. Нельзя сокращать гонки, да и многие от обзоров вполне возможно вскоре перейдут в стан хардкорных фанатов, которые смотрят все целиком, включая практики. Были б гонки интересными. Ну а реверсивная решетка, мне кажется это антиспортивно, да это будет интересней, но почему те, кто сделал лучше машину, выбрал лучшего пилота, лучше выполняет свою работу должны стартовать с конца. Да, не всегда интересно, но блин. побеждать должны лучшие, пусть не всем и не всегда интересно. Это как какому-нибудь Усейну болту груз на ногу прицепить, а то что-то быстро бегает. Хотя в веке так и делают...
СвинопаС
Если лет через пять исследования аудитории Ф1, ее интересов итп выяснят, что наибольший интерес вызывают аварии во время гонок, боссы тоже внесут соответствующие изменения во имя "интереса" публики?
Rodbert
Просто соедините все самое лучшее что уже было для начала хотя бы, гридгерлз, дозаправки, орущие движки, узкие болиды (раз уж трассы не хотите переделывать) и онлайн переговоры с гоночным директором (ноу Маки ноу до сих пор у меня в ушах).
Еще 44 комментария
47 комментариев Написать комментарий