Блог Евгения Чернова: каково мечтать о великом с целлофаном под бутсами (в минус 32) – и дорасти до «Зенита»

Большая премьера.

Всем привет! Это Евгений Чернов, левый защитник «Томи», «Зенита», «Краснодара» и «Ростова». Теперь у меня блог на Трибуне Спортса’’.

Недавно я опубликовал письмо 15-летнему Жене Чернову. Сейчас мне 32, я сыграл во всех российских лигах, бился в Лиге чемпионов и работал под руководством топовых тренеров. Теперь хочу собрать красивую мозаику из воспоминаний игрока, влюбленного в Сибирь и футбол. 

Этот пост – рефлексия о пути до «Зенита».

Сибирь – это про характер и закалку (в том числе – буквальную)

Я – из Сибири. Находиться там – ни с чем не сравнимая романтика, величие региона вызывает во мне особую гордость. Когда люди слышат, что я из Томска, думают о ледниках и медведях. Сибирь закаляет – я рад, что прошел ее школу.

Для меня было трагедией, когда градусник показывал -32 – игры в такой мороз отменяли. А вот -29 или -30 – порядок, матч состоится. Мы надевали носки, целлофановый пакет и еще носки, а обувь для зимнего футбола была на несколько размеров больше обычной. Мы приносили термосы с чаем и пользовались частыми заменами: играли по несколько минут, согревались и возвращались обратно. 

Загружаю...

Представляете, мы мечтали, чтобы температура не рухнула на градус, чтобы сыграть на леденящем морозе? А ведь тогда был футбольный бум – чтобы пробиться в Высшую лигу Томска по зимнему футболу, требовалось пройти несколько этапов. 

С марта-апреля до наступления холодов мы тренировались на поле. Как правило, в начале сезона оно даже не было зеленым. Рядом с основным стадионом в Томске насыпали опилки – считай, тренируешься на земле. А летом по нашему полю протаптывали дорожку бабушки, сокращая путь в магазин – ждали, пока они пройдут, даже во время серьезных турниров. Осенью мы тренировались в зале для мини-футбола, а зимой параллельно рубились на снежных турнирах. 

В 2005 году «Томь» вышла в Премьер-лигу – мне было 12, а уже через пять лет я подобрался к главной команде. Это праздник. Однажды мы отрабатывали передачи в «Томи»: отдаю – и все точно. Но подходит тренер и говорит: «Так не пойдет, передача слишком долго летит, нужно быстрее к игроку». Сейчас часто хвалят за решение посмотреть на игрока, а не исполнение, а вызов в главную команду слегка обесценился – такой поток молодых футболистов на сборах, что я не всегда запоминал имена некоторых пацанов.

Помню каждую минуту своего дебюта за «Томь» – невероятные эмоции. Выбегаю на поле, а меня подбадривает Денис Бояринцев. На мне заработали желтую. Я тянулся за навесом, до которого бы не дорос даже Питер Крауч.

Во Второй лиге я узнал, что такое премиальные, и стал левым защитником

Для роста требовалось уйти из «Томи» и стать основным в другой лиге. Так я оказался в оренбургском «Газовике», где и не пахло Вторым дивизионом. Я приехал из команды РПЛ, которая летала чартерами и жила в хороших отелях – так что для меня ничего не изменилось. Разве что – зарплата: в Томске платили редко, пару раз в год, зато все сразу. Как-то в «Газовике» сказали: «Женя, зайди, нужно получить деньги». А потом дружно подкалывали, что в Томске я даже не знал о премиальных.

Загружаю...

Но в остальных командах Второй лиги не такие условия. В других городах я видел скромную реальность: в раздевалке стоит лавочка, на ней спокойно переодеваешься и идешь играть в футбол. Однажды приехали в Новотроицк, а там куриная ножка размером с человеческую – мы шутили, что она разрослась на химикатах. Зато был свой антураж: в РПЛ спокойно идешь в душ, во Второй лиге – пробираешься к нему через сигаретный дым.

Потом я оказался в дзержинском «Химике». Там был типичный тренер, снимающий сливки. Когда что-то не получалось, он забивал на игрока. В «Газовике» я забивал, мне фартило. А здесь упускал моментики – уверенность пропадала.  

Однажды играли в Саранске: тренер разнес партнеров, похвалил меня, но на следующий день отправил во вторую команду. В другой раз мы разминались на 85-й при счете 2:0, тренер выпустил молодого воспитанника. Игра закончилась, обнимаемся, радуемся, а тренер видит меня и говорит: «Как хорошо, что я выпустил того парня».

Но это про становление характера. Из-за сухой серии сменил позицию: меня отправили ниже, я стал крайним защитником – что и определило будущее. И помогло перейти в «Зенит».

Радимов – олицетворение уверенности. Без него я бы не сыграл в ЛЧ

Раньше было сложно следить за иногородними командами – в Томске обычно показывали только еврокубки и сборную. При этом «Рен-ТВ» транслировал матчи «Сатурна» – сначала мне понравился он. Но с 2006-го я за «Зенит: тогда Аршавин забил красивый гол на выезде в Марсель.

Живя в Дзержинске, мы с женой мечтали погостить в Санкт-Петербурге. Но не складывалось. Когда я уже играл за «Енисей», жена пожелала дебютировать за «Зенит». Это вызвало улыбку друзей: за пензенский, что ли? Но уже через несколько месяцев мне позвонил шеф-скаут Антон Евменов и предложил перейти в «Зенит-2». Главный тренер «Томи» Валерий Непомнящий пожелал удачи – и зимой я рванул в Питер.

Загружаю...

Владислав Радимов – мой первый тренер в «Зените». Воплощение душевности и жесткости в нужные моменты. Он вселял уверенность, давал интересные упражнения с мячом, все шло через футбол – мы работали с улыбкой и рванули из подвала в середину таблицу, после чего многие ушли на повышение в «Тосно» и Первую лигу. У меня есть три лигочемпионские футболки с подписью: «Без вас я бы сюда не попал». Две из них я уже подарил, а третью хочу вручить Николаичу. 

Я бы сделал и четвертую футболку для Мирчи Луческу. Для меня его футбол похож на футбол Радимова – все через совершенствование атаки и забеганий. У нас не было особых комбинаций, но мы оттачивали 5-6 завершающих элементов. Правда, Луческу заменили на Роберто Манчини – и он отказался от меня. А после дебюта за основу спуски в «Зенит-2» психологически тяжелее, уже не хотелось занимать место молодых.

«Зенит» был командой моего детства, мечтой. Я настолько уважал клуб и ценил место, что слишком ограничивал себя. Отмотай время назад, я бы не стеснялся обыгрывать, быть раскованнее – обманул бы подсознание и прогрессировал без дополнительного груза. Футболисту важно держать грань без гиперответственности, потому что она сковывает.

При Сергее Семаке после аренды в «Тосно» мне стало проще – я даже сыграл 5-6 матчей в основе, стал раскованнее, но все понимали, что не продлеваю контракт и ухожу из команды. Тогда Сергей ставил меня центральным нападающим. Я начал активно забивать на тренировках. Себастьян Дриусси не понимал, что происходит. Будто увидел конкурента – выбивал мяч через ноги. Это было забавно.

Коротко о легендах «Зенита»

Представьте: вы – мальчишка из Томска, выходите слева на бровке, а рядом – Николас Ломбертс, в центре – Аксель Витцель, в нападении – Мигель Данни и Александр Кержаков, а ваши конкуренты – Доменико Кришито и Юрий Жирков. Мне очень повезло. И я хочу хотя бы кратко о них рассказать.

Загружаю...

Витцель – маэстро, человечище. Никакой языковой барьер не мешал его человеческой поддержке – все понятно даже по взглядам, жестам. Он так умел придержать мяч, обострить и отдать – это дирижер, с которым максимально комфортно. 

Кришито – легенда клуба, максимально крутой мужик, левый защитник с классными подачами. Конкурируя с ним, я находился в приятной эйфории, ведь были матчи, когда играл я, а такие ребята оставались на замене. Это добавляло мотивации.

Жирков – мегатехничный футболист, спокойный и добрейший человек. Творил магию, чистый волшебник. Я наблюдал за его обыгрышем, подачами – ему дают неточный пас, но Юрий бежит и подает в голову. Всегда находил выход из сложных ситуаций.

Данни вернулся после травмы. Мигель – максимально открытый человек с позитивной энергией, которую можно забирать как поддержку и творить на поле. В первой игре я отдал передачу: летит конфетка, падает на Данни перед воротами, но он бьет мимо и не забивает. Эх, было бы так приятно поспособствовать его первому голу после травмы. Но после этого Данни забил – решил индивидуально. Ты постоянно от него что-то ждешь – если мяч у него, это будет нечто, он мастер быстрых решений.

На тренировках Кержаков был одним человеком, на играх – другим. Он прошел старую школу, поэтому были и жесткость, и пихач, и недовольство – радовался, только когда ты выкатишь, а он забьет. Зато в официальных матчах – максимально поддерживающий со скамейки, я постоянно его слышал. 

***

Обязательно пишите в комментариях, о чем еще мне рассказать.

Телеграм-канал Евгения Чернова

Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press, Alexander Kulebyakin, Bulkin Sergey/news.ru/Global Look PressРИА Новости/Александр Кряжев, Игорь Руссак

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Блог Евгения Чернова
Популярные комментарии
Владимир Хасанов
Долгих лет и Удачи!
Михаил Лубянский
Его пик карьеры ,когда он спиной выбил мяч с ленточки против Локо,с тех пор уважаю его, самоотверженный
Влад Плеханов
Женя - красавчик!!! Приятно и интересно читать. Успехов!
Еще 12 комментариев
15 комментариев Написать комментарий