«Торпедо» – out, «Оренбург» – in: самое скандальное решение РФС за последние годы. Правовой анализ
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В российском футболе продолжает полыхать скандал, связанный с кейсом руководителей «Торпедо». Попытался разобраться в правовой подоплеке спорных вопросов.
Напомню основные моменты:
1) В начале лета судья футбольных матчей Перезва Максим Валерьевич обратился в органы полиции с заявлением о том, что должностные лица ФК «Торпедо» пытались повлиять на ход матчей чемпионата PARI Первая Лига (ФНЛ) с участием «автозаводцев», которые обслуживал Перезва, путем передачи денежных средств в счет достижения некоторых преимуществ московской команды (победа в матче; пенальти в ворота соперника; красная карточка игроку соперника и т.п.).
2) органами полиции была проведена проверка заявления Перезвы М.В., в соответствии с которой было возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора ФК «Торпедо» Скородумова В.В., совладельца футбольного клуба ФК «Торпедо» Соболева Л.Д.
Указанным лицам предъявлено обвинение по ст. 184 УК РФ «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса».
3) РФС не могло оставить данную ситуацию без внимания, так как описываемый эпизод прямо связан с деятельностью РФС и функционированием подконтрольных РФС чемпионатов (РПЛ, Первая Лига).
4) РФС начинает свое расследование по вышеописанному эпизоду, активизируется деятельность специальной комиссии. Устанавливается ряд матчей (25 тур, 29 тур, 32 тур PARI Первая лига с участием ФК «Торпедо»), в которых была попытка организации договорных матчей (путем подкупа футбольного судьи).
5) после сбора и исследования доказательств по делу ФК «Торпедо», 10 июля 2025 года на заседании контрольно-дисциплинарного комитета РФС было принято решение об исключении ФК «Торпедо» из числа участников РПЛ 2025/2026, взыскании штрафа с ФК «Торпедо» в размере 5.000.000 рублей; о запрете осуществлять любую деятельность, связанную с футболом, Скородоумову В.В. на срок 10 лет, Соболеву Л.Д. на 5 лет.
6) Согласно регламенту МИР РПЛ 2025/2026, утвержденному с учетом изменений, принятых Постановлением Бюро Исполкома РФС №327 от 11 июля 2025 года, – место ФК «Торпедо» в элите российского футбола занял ФК «Оренбург».
7) Возращение ФК «Оренбург» в элиту российского футбола вызвало не меньший резонанс, нежели кейс ФК «Торпедо»: общественность уповала на спортивный принцип, согласно которому ФК «Урал» должен был занять место в элите; высказывалось также мнение о «газовом» следе, благодаря которому ФК «Оренбург» смог сохранить прописку в РПЛ.
Описанные выше события прямо сопряжены с нормами права, в связи с чем мною было принято решение провести правовую нить между указанными событиями и попытаться понять логику, а самое главное, правомерность действий должностных лиц, принявших, пожалуй, судьбоносные решения для ФК «Торпедо» в частности и для всего российского футбола в целом.
Кейс ФК «Торпедо» в призме спортивного права (Lex sportiva).
Поскольку пишу я на сугубо спортивном ресурсе, рассмотрение вопроса об уголовном преследовании руководителей ФК «Торпедо» не имеет большого смысла, с учетом того, что приговор уголовного суда будет касаться непосредственно физических лиц Скородомова В.В. и Соболева Л.Д. и никаких санкций в отношении ФК «Торпедо» за собой не понесет (за исключением дублирующего положения о запрете заниматься определенной деятельность, – в нашем случае, осуществлять деятельность в сфере спорта).
Итак, КДК РФС установлено, что в 25, 29, 32 турах PARI Первая лига с участием ФК «Торпедо» имел место быть факт попытки подкупа судьи футбольного матча.
Документом, регулирующим вышеназванные действия в области российского футбола, является Дисциплинарный регламент РФС, согласно которому: договорный матч– футбольный матч, проводимый в рамках соревнований под эгидой РФС, в котором установлена умышленная манипуляция результатом матча/противоправное влияние на результат матча одним или несколькими лицами с целью получения материальной или иной выгоды, в том числе достижения определенного результата матча.
Под противоправным влиянием на результат матча понимается: передача/получение физическим лицом, являющимся субъектом футбола денег, ценных бумаг, иного имущества, а оказание/пользование услуг имущественного характера, предоставление/получение иных имущественных прав в целях оказания противоправного влияния на результат матча/матчей, либо принуждение или склонение к оказанию этого влияния, либо предварительный сговор в тех же целях. Посредничество в осуществлении вышеописанных действий также подпадает под понятие «противоправное влияние на результат матча».
Данное положение закреплено в п. 28 ст. 1 Дисциплинарного регламента РФС.
Предоставляю ссылку для удобства ознакомления:
https://premierliga.ru/netcat_files/86/58/Distsiplinarnyy_reglament_RFS_11.07.2024.pdf
Для упрощенного восприятия предлагаю провести аналогия Дисциплинарного регламента РФС с Уголовным кодексом Российской Федерации, – так как внутренняя структура и императивный принцип действия (то есть обязательность и безусловность предписаний) названных правовых актов очень схож, – они действуют по принципу: «совершил преступление/нарушение, – неси за него наказание».
Кейс ФК «Торпедо» подпадает под сферу действия ст. 124.2 Дисциплинарного Регламента РФС «Организация договорных матчей».
П.4 названной статьи предусмотрен обязательный созыв специальной комиссии, которая включает в себя: не менее 3 членов Контрольно дисциплинарного комитета РФС; не менее 1 представителя от соответствующей Лиги; в случае наличия подозрений в отношении футболистов – не менее 1 (одного) члена профсоюза, не менее 1 представителя от РФС.
По результатам работы специальная комиссия представляет в Контрольно-дисциплинарный комитет РФС заключение, которое является одним из доказательств для принятия решений.
Таким образом, на момент проведения заседания КДК РФС от 10 июля 2025 года, – специальной комиссией было предоставлено заключение, которое в совокупности с иными доказательствами легло в основу решения о наложении на ФК «Торпедо» и его должностных лиц санкций, предусмотренных Регламентом.
Решением КДК РФС от 10 июля 2025 года в соответствии со ст. 6, ч. 2 ст. 124.2 дисциплинарного регламента РФС ФК «Торпедо» был исключен из числа участников РПЛ 2025/2026, оштрафован на 5.000.000 рублей; должностным лицам ФК «Торпедо» Скородумову В.В., Соболеву Л.Д. было запрещено осуществлять любую деятельность в сфере футбола на 10 и 5 лет соответственно.
В целом, назначенные наказания прямо вытекают из санкции ст. 124.2, примечателен тот момент, что в решении КДК РФС также упоминается и ст. 6 Дисциплинарного регламента, которая говорит лишь о попытке совершить дисциплинарное нарушение, что сразу наводит на несколько мыслей:
1) Доказательственной базы оказалось недостаточно, чтобы установить причинно-следственную связь между эпизодом попытки передачи судье футбольного матча денежных средств и самим влиянием на исход футбольного матча;
2) Не установлен, либо же опровергнут факт получения судьями денежных средств от должностных лиц ФК «Торпедо».
Также неоконченность дисциплинарного нарушения позволяет применить менее жесткие санкции при рассмотрении каждого определенного случая, – отсюда и следуют разные сроки отстранения от футбольной деятельности Скородумова и Соболева. Видимо, специальной комиссией было установлено, что именно спортивный директор Скородумов выполнял больший объем противоправных действий в описываемом эпизоде нежели совладелец Соболев.
Заслуживает также внимания и тот факт, что санкцией статьи 124.2 для клуба предусмотрено наказание в виде: штрафа до 50.000.000 рублей и (или) снятием очков для клуба в количестве до 15 (пятнадцати) и (или) лишением завоеванных наград и (или) исключением из числа участников соревнований.
Отмечу, что КДК РФС принял самое жесткое наказание за указанное нарушение регламента в отношении ФК «Торпедо» в виде исключение из числа участников соревнований.
Проследить логику КДК РФС в данном вопросе сложно, так как текст решения по поводу ФК «Торпедо» на официальном сайте РФС не опубликован. Поэтому, изложу лишь свое частное мнение: санкция в виде снятия очков или лишения завоеванных наград нарушило бы предполагаемую структуру завершенного сезона, в котором уже были определены места команд в турнирной таблице, в том числе были проведены стыковые матчи и установлен перечень команд для участия в розыгрыше новых чемпионатов. Исходя из того, что санкция в виде наложения лишь одного штрафа в отношении ФК «Торпедо» не отвечала бы принципам разумности, справедливости и пресечения подобных эпизодов впредь, КДК РФС принял единственное решение, которое бы минимизировало последствия для вот-вот стартующих чемпионатов.
Таким образом, ФК «Торпедо» был исключен из розыгрыша РПЛ 2025/2026 на законных основаниях.
Другой вопрос, который породил много негативных отзывов в адрес РФС, это вопрос о возвращении «автозаводцев» в Первую лигу.
Опять же выскажу частное мнение: ФК «Торпедо» исключалось из числа участников именно РПЛ, а не ФНЛ, – следовательно, санкция к «автозаводцам» была применена в рамках РПЛ. Вместе с тем в сезоне 2024/2025 ФК «Торпедо» было участником ФНЛ, а исходя из регламента ФНЛ, – за ФК «Торпедо» оставалась законное право заявиться на сезон PARI Первая лига, – так как КДК РФС намеренно оставил без рассмотрения данный вопрос, – именно в этом и заключалось «джентельменское соглашение» между РФС и ФК «Торпедо»: РФС оставляет шанс «автозаводцам» заявиться в Первую лигу, а «автозаводцы» не обжалуют решение КДК РФС об исключении из РПЛ (с этим же связываю и маленький штраф в размере 5.000.000 рублей, что равно 10% от максимально возможной санкции).
Не меньшие возражения со стороны общественности были высказаны по поводу сохранения прописки за ФК «Оренбург», что, по мнению некоторых высокопоставленных лиц, нарушило спортивный принцип, согласно которому ФК «Урал» должен был занять место ФК «Торпедо».
Правовой ответ на данные высказывания РФС также нашел в регламенте с учетом утвержденных изменений, в ст. 4.5.6 Регламента РПЛ закреплено то самое преимущественное право клуба РПЛ, о котором упоминал Дюков А.В.: в случаях, не предусмотренных Регламентом, решение о ротации принимает Исполком (Бюро Исполкома) РФС с сохранением максимально возможного числа клубов РПЛ в качестве участников Чемпионата.
Предоставляю ссылку на ознакомление с Регламентом РПЛ:
https://premierliga.ru/netcat_files/86/58/Reglament_RPL_2025_bez_prilozheniya_.pdf
Можно долго рассуждать о спортивном принципе, но в данном случае это будут только разговоры «в пользу бедных», есть положения Регламента, которые выстраивает РФС, – все клубы под эгидой РФС подчиняются правовым актам, принимаемым РФС, – следовательно, возвращение ФК «Оренбург» в элиту российского футбола абсолютно легально, и единственный вопрос, который можно задать высокопоставленным российским футбольным лицам это: «почему именно клубы РПЛ имеют преимущественное право при форсмажорных обстоятельствах?».
Построение ответа на данный вопрос со стороны футбольного чиновника легко предугадать, что я сейчас и попробую сделать: «Потому что клубы РПЛ доказали свою состоятельность, и, что самое главное, финансовую и административную стабильность, – в наше время российскому футболу очень важна устойчивость футбольного клуба, развитость его инфраструктуры, ответственность его должностных лиц, неоднократное прохождение клубом регламентационных требований. Повторение историй ФК «Химки», ФК «Тамбов», ФК «Тосно» – является недопустимым для развития футбольной культуры в России».
Подытоживая все вышесказанное, хочу отметить, что кейс ФК «Торпедо», это настоящий кладезь для развития спортивного права в области российского футбола. РФС столкнулся с рядом правовых коллизий (несоответствий), которые должностным лицам пришлось экстренно исправлять. По итогу мы имеем ситуацию, при которой РФС сумел сохранить лицо и выйти из резонансной форсмажорной ситуации, отделавшись лишь «малой кровью».
Под термином «малая кровь» я понимаю следующее:
1) Сохранение целостности РПЛ и ФНЛ;
2) Сохранение «на плаву» ФК «Торпедо», – клуба с историей, традициями и остатком руководства, готового дальше развивать клуб.
3) Разрешение правовых коллизий на будущие кейсы;
4) Закрепления принципа приоритетности клуба РПЛ перед клубами нижестоящих лиг, – очередное правовое закрепление превосходства вектора «административной стабильности» над «спортивно-соревновательным» вектором.
Отголоски кейса ФК «Торпедо» будут преследовать нас на протяжении всего сезона, вероятно, СМИ еще не раз будут пестреть яркими заголовками, но факт остается фактом, – для РФС кейс ФК «Торпедо» уже закрыт, решение вынесено, а 16 команд РПЛ уже сегодня начнут борьбу за трофей, – пожелаем командам-участникам удачи, а поклонникам «автозаводцев» – терпения, пусть данный эпизод останется в прошлом и сделает ваш клуб только сильнее.
Дорогие друзья, если у Вас остались вопросы, – с удовольствием отвечу на них в комментариях.