В КХЛ как никогда много денег. Откуда?

Сергеев разобрался.

Континентальная хоккейная лига (КХЛ) показала основные финансовые результаты за 2024 год.

Доходы выросли, расходы упали, чистая прибыль почти 2 млрд рублей – исторический рекорд.

Игорь Сергеев систематизировал финансовые детали главной хоккейной лиги страны.

Рекордная выручка, доходы от телеправ и букмекеров впервые пробили миллиард

Основные доходы лиги формируются за счет выручки от текущей деятельности и целевых отчислений от букмекеров.

Текущая деятельность за прошлый год принесла в кассу рекордные 4,38 млрд рублей (плюс 413,3 млн по сравнению с прошлым годом).

Сюда входят самые жирные статьи доходов КХЛ – реклама и трансляции. И общий рост соответственно отражен. 

Здесь деньги от уже традиционных партнеров лиги: страховой группы «СОГАЗ» (сотрудничают с 2008 года), телекоммуникационной компании «Ростелеком» (с 2015 года), букмекера FONBET (с 2017 года), АвтоВАЗа (с 2022 года) и «Т-Банка» (с 2023 года), а также новые рекламные контракты – с пивоварами «Балтика», шинным кластером «Кордиант» и сервисом «Система быстрых платежей (СБП)».

Загружаю...

Телеправа впервые принесли больше миллиарда.

Главные источники телеконтента КХЛ: «Матч ТВ», «Кинопоиск» (объединен подпиской «Яндекс Плюс») и кабельные каналы лиги KHL и KHL Prime. 

Резкий рост доходов в 2023 году как раз связан со стартом пятилетнего соглашения между КХЛ и «Яндексом» (с сезона 2023/2024). Прошлый год показателен – первый с полноценными  контрактами с «Матч ТВ» и «Яндексом» («Кинопоиском») .

Базовый принцип взаимодействия «Кинопоиска» и «Матч ТВ», описанный в контракте, остается прежним: за федеральным каналом право первым выбирать игру для прямого эфира, но параллельно она может быть на KHL/KHL Prime и обязательно будет по подписке «Яндекс Плюс» (потому что там в лайве вообще все и всегда).  

Перед сезоном «Кинопоиск» рассказал Спортсу’’, что у них будет не менее восьми эксклюзивных трансляций в месяц по ходу регулярки, а в плей-офф – по четыре в месяц.

Затраты остались на прежнем уровне, чистая прибыль выросла на 50 процентов

По общим расходам в КХЛ все довольно стабильно – около 2 млрд рублей в год уходит на текущую деятельность.

Основные траты лиги отражены в «себестоимости продаж» – это строка расходов по видам деятельности, характерным для любой компании. Кроме прочего, сюда могут быть включены административные расходы и затраты, связанные с продажей продукции.

Лига поясняет в отчете, что в прошлом году увеличились призовые выплаты клубам (с 291,6 до 653,4 млн рублей). Напомним, что советом директоров КХЛ по итогам сезона-2023/24 была утверждена рекордная выплата клубам.

Базой для таких выплат являются доходы от продажи ТВ и беттинг-прав, отчисления от азартных игр и выделенные лигой средства.

В прошлом году клубам впервые выплатили призовые за участие в чемпионате КХЛ 3x3 – нового турнира в системе лиги по другим правилам на малой площадке. Регулярный сезон идет с декабря 2024 года по июнь 2025 года и включает в себя 288 игр. 

Загружаю...

Уменьшение расходов на обеспечение судейства (с 325 до 110,5 млн) связано с тем, что часть этих расходов забрали на себя целевые отчисления от букмекеров (об этом ниже). 

Заслуживают внимания затраты лиги на «Спортивную телематику» (69,2 млн) – систему, которая в реальном времени предоставляет визуализированную статистику. Графика в режиме дополненной реальности активно используется для прямых трансляций.

Пока расходы на проект явно не окупаются: за последние пять лет при доходах 184,3 млн рублей на его реализацию потрачено 488,7 млн.

Коммерческие расходы за год выросли почти вдвое до 338,4 млн рублей (+141,1 млн), из которых 205,7 млн – на рекламу и развитие бренда лиги. Маркетинговые и агентские услуги стоили КХЛ еще 69 млн рублей.

Управленческие расходы также растут.

Основные затраты – оплата труда, командировки и добровольное медицинское страхование (469,9 млн), аренда помещений, авто и парковочные места (33,2 млн). Информационные, консультационные, юридические и прочие услуги стоили лиге 34,4 млн.

Оплата труда всех сотрудников КХЛ составила 620,2 млн рублей – здесь также планомерный рост. 

Среднегодовая численность работников лиги в прошлом году составила 157 человек – средние расходы на одного сотрудника 3,95 млн/год или 329 тыс/месяц.

Целевые отчисления от азартных игр также преодолели психологический миллиардный барьер.

С 2017 года букмекеры обязаны переводить часть выручки спортивным федерациям и лигам – на развитие профессионального, детско-юношеского и массового спорта. С 1 января 2024 года размер таких целевых отчислений был увеличен с 1,5% до 2%.

Государственная компания Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ) собирает средства и направляет их адресно – в федерации/лиги в зависимости от объема ставок на вид спорта.

Загружаю...

Хоккей традиционно в топе по таким отчислениям. В прошлом году букмекерские доходы КХЛ выросли до 1,01 млрд рублей, что на 354,8 млн (53%) больше, чем годом ранее.

Федерации/лиги так должны расходовать целевые отчисления: 30% от общего объема идут на развитие детско-юношеского и массового спорта, остальные 70% – профессионального. Континентальная хоккейная лига следующим образом распорядилась букмекерскими деньгами.

Детско-юношеские расходы КХЛ в прошлом году включили в себя содержание материально-технической базы (109 млн рублей), организацию мероприятий (88 млн) и  стимулирующие выплаты (1,9 млн).

Лига впервые использовала букмекерские деньги на судейство (220,0 млн рублей), на наградную атрибутику/выплату призовых (15,6 млн), аренду спортсооружений/оборудования (13,8 млн) и статистически-аналитическое обеспечение матчей (4,6 млн).

Прибыль больше, чем за три предыдущих года вместе взятые.

КХЛ отмечает, что планомерно повышает статус коммерчески привлекательного бренда для спонсоров и рекламодателей. 

Чистая прибыль КХЛ выросла до 1,85 млрд рублей (на 578,8 млн больше, чем в 2023-м), активы – до 9,7 млрд (на 2,6 млрд).

Свободные средства лиги инвестируются – в годовом отчете отражены срочный депозитный вклад в «Газпромбанке» на 911,4 млн рублей и облигации на 17,9 млн. 

Лига продолжает реализацию стратегии развития до 2026 года, в которой зафиксированы основные векторы – аудитория, спортсмены и спортивный продукт. 

«В прошлой стратегии мы не смогли добиться выполнения одного пункта – достичь 25% самоокупаемости клубов, – говорил два года назад президент КХЛ Алексей Морозов. – Мы поставили задачу увеличить аудиторию КХЛ на 50%. Цель – 15 млн человек [до конца сезона-2025/26]».

В 2024 году матчи КХЛ на аренах посетило более 5,74 млн зрителей (+0,49 млн в сравнении с 2023-м), аудитория телеканалов составила более 26 млн домохозяйств (+1 млн). Сайт KHL.ru удерживает позиции самого популярного интернет-ресурса о хоккее в России – за год более 12,6 млн пользователей сгенерировали 146 млн просмотров (+46 млн). Аудитория лиги в соцсетях составляет более 4,3 млн человек (+0,4 млн), суммарный охват постов превысил 1,3 млрд человек (+300 млн). 

Загружаю...

Лига растет. Финансы это наглядно показывают.

Телеграм-канал Игоря Сергеева

Самый хоккейный город России. Уникальное исследование Спортса’’

Популярные комментарии
Всё такЪ
И да, и нет. В целом хороший комментарий, но различных государственных и квазигосударственных денег во всех крупных лигах мира хватает. Государство в крупных странах уже давно не «ночной сторож», а активный игрок в экономике, влияющий на распределение денежных потоков и куда они перетекают. Плюс, не забывайте страновые особенности. В России госкапитализм, а потому ни один крупный проект (типа КХЛ) не взлетит без господдержки и госденег. Другого уклада экономики со всеми вытекающими в ближайшее время не предвидится.
Ответ на комментарий Van Pelt
Все это конечно хорошо и здорово, но развития не будет, пока не будет исправлена главная пробоина в финансовой структуре Лиги В КХЛ подавляющее большинство клубов не имеют частных владельцев в западном понимании этого термина. Большая часть клубов финансируется из региональных бюджетов, госкорпораций или крупных квази-государственных компаний. Пока все так, считать больше или меньше денег получает лига из телеправа, за которые тоже платит госбюджет, не имеет никакого смысла.
Van Pelt
Все это конечно хорошо и здорово, но развития не будет, пока не будет исправлена главная пробоина в финансовой структуре Лиги В КХЛ подавляющее большинство клубов не имеют частных владельцев в западном понимании этого термина. Большая часть клубов финансируется из региональных бюджетов, госкорпораций или крупных квази-государственных компаний. Пока все так, считать больше или меньше денег получает лига из телеправа, за которые тоже платит госбюджет, не имеет никакого смысла.
Всё такЪ
Тогда качество продукта под названием КХЛ сильно упадет (в силу массового оттока игроков за рубеж), далее по цепочке просядет посещаемость, отвернутся оставшиеся спонсоры, что приведет к воплям здесь же на спортсе в стиле «верните нам наш 2025 в КХЛ!».
Ответ на комментарий Shaiba Bash
А может наоборот: снизить расходы на зарплаты игроков? Чтобы клубы тратили исключительно то, что заработали сами
Еще 98 комментариев
101 комментарий Написать комментарий