Забудьте старую «элитарную» «Ф-1» – теперь она рубит кассу на всем. От презентаций команд до детей

Гонки превратились в кэш-машину.

«Формула-1» открывает 75-й сезон невиданным событием: впервые все команды и гонщиков собрали под одной крышей «О2 Арены» в Лондоне для общей презентации.

Участникам чемпионата мира не обязательно было привозить актуальные болиды, но дизайны ливрей с пилотами – непременно: каждой выделили по 7 минут под запуск амбиций на весь мир.

Сначала показалось, что цель серии – помочь командам заработать еще больше, показав их со спонсорами (трансляции от Amazon до Dazn), но… За зиму большинство участников чемпионата объявили о проведении собственных презентаций, фотосессий или церемоний запуска сезона.

Загружаю...

Правда, с тех пор «Ф-1» распродала за пару дней все билеты на лондонское мероприятие (да, за них еще и брали деньги – от 60 фунтов). Следовательно – с учетом вместимости площадки – «Ф-1» уже заработала не менее 1,5 млн (а то и 2 млн) долларов выручки с учетом вип-пассов и более дорогих мест в ложах.

А ведь во время самой презентации-концерта еще можно ожидать сопутствующих продаж: еды и напитков, мерча, дополнительных услуг и возможности приобщить около 20 тысяч зрителей к посещению Гран-при.

И все это пойдет в кассу самой «Формулы-1»: мероприятие организовано тем же промоутером, что и Гран-при Вегаса – которого специально собрала менеджерская компания серии для проведения собственного этапа. Ведь формат презентации полностью воспроизводит шоу-открытие того самого Гран-при: трансляции по ТВ и на ютубе, торжественное объявление и демонстрация команд с шефами и машинами, параллельное лазерное шоу, перебивки на музыкальные блоки…

Разве что теперь самим командам предоставили возможность срежиссировать ролики и действо на сцене в отведенные 7 минут – с полной свободой творчества. Идеальное компромиссное решение: с одной стороны, у спонсоров и партнеров снизится недовольство от размазывания внимания по ним и прямым конкурентам (а ведь многие команды спонсируют соперники – Visa и Mastercard, например), а «Ф-1» сократит стоимость инвестиций на шоу.

Ведь все шоу на Гран-при Вегаса обошлись им в 80 млн! Иначе презентация вряд ли окупилась бы даже при переносе всех расходов целиком в блок «траты на маркетинг и рекламу».

Новация подчеркивает общее направление – куда движутся главные гонки планеты: на монетизацию каждого актива, а также на создание и перехват новых денежных потоков.

Загружаю...

Раньше общей презентации команд не было: каждый участник демонстрировал машины и/или ливреи на собственной церемонии «запуска сезона» или выстреливал в соцсети. Команды сами выбирали момент, формат и вид события: вечеринку в условном Нью-Йорке, пресс-конференцию на базе или в штаб-квартире нового спонсора, выставочные заезды на тестовом треке со специальной трибуной с фанатами, красивым мини-фильмом на канале…

И форматы, похоже, сохранят – просто добавится еще и общая церемония для заработка самой «Формулы-1». Потому что ее контракты на участие могут обязать команды присутствовать и вовлекаться.

Новинка вписывается в коммерческую стратегию серии: с продажей спонсорства, брендинга или партнерства для каждого аспекта деятельности.

Например, теперь у «Ф-1» есть брендинг для видео с радиопереговорами (стриминг Paramount+, прямой конкурент других партнеров Netflix и Amazon), партнер-букмекер, лотерейный оператор, партнерская марка безалкогольного пива для продажи и подачи в фан-зоне и паддоке, логистический партнер, официальный партнер авиаперелетов, поставщик цифровой техники (смартфонов, ноутбуков и так далее), официальный банк-партнер, платежная система (партнер по продаже билетов)…

«Формула-1» продает доступ к посетителям, клиентам и фанатам по всем категориям – выделяет или создает новый канал взаимодействия и монетизирует его, как в хорошем учебнике по маркетингу.

И это помимо традиционных титульных спонсорств вроде официального хронометриста, поставщика шампанского, круизного оператора и топлива с шинами.

Загружаю...

Финансы «Формулы-1» и так пребывали в невиданно хорошей форме, но последние сделки по монетизации вообще всего подчеркнули: в ближайшие годы чемпионат заработает в разы больше. Потому что он перешел от монетизации уже существующих активов и медиаканалов к созданию новых.

Помимо презентации деньги теперь зарабатываются и на образе «Формулы-1» как гламурного и роскошного зрелища, и на детях, и даже на шоколадках с батончиками.

Рекордная сделка на $100 млн в год с главным концерном роскоши на планете: уже меняет облик чемпионата

Одна из самых дорогих и зарабатывающих компаний Европы – французская LVMH, выпускающая люксовую продукцию под десятками брендов: от алкогольных напитков до сумочек и кроссовок на десятки тысяч долларов.

Однако в 2024-м продажи их основных активов просели: из-за потребительской стагнации в Китае выручка оттуда снизилась на 31%, утащив за собой практически все составляющие бизнеса.

В целом, по всем сегментам доход LVMH за 2024 год сократился на 2% (-1% в органическом выражении) до €84,6 млрд. Операционная прибыль холдинга упала на 14% до €19,5 млрд. Пока еще мощно, но тенденции требовалось переламывать.

И в конце 2024-го LVMH как раз подписал 10летний контракт с «Ф-1» на €100 млн в год – для продвижения марок как раз в самых снижающихся сегментах. В Гран-при вернули шампанское Moet-Chandon, а основной модный бренд Louis Vuitton выступит официальным поставщиком роскошных кейсов под кубки для подиума (и еще титульным партнером первого этапа – Гран-при Австралии).

Загружаю...

Но еще эффектнее вышло возвращение хронометриста Tag Heuer – он не просто сместил «вечный» Rolex, но и забрал историческое титульное партнерство с Гран-при Монако. Впервые за сотню лет у княжества в принципе будет спонсор – все предыдущие годы название оставалось чистым и нетронутым, подчеркивая «королевский» статус заезда – однако теперь «Ф-1» монетизировала даже это.

Мотивы сторон понятны: сделка выигрышна для обеих сторон. Серия только-только расколола азиатский рынок в целом и китайский в частности – впервые добилась органических аншлагов и настоящей истерии в Китае и Японии (ключевых локаций для портфолио LVMH).

Старые выходы их брендов на аудиторию с большим платежным потенциалом работать перестали, а Гран-при еще и здорово собирает их воедино – вероятно, LVMH еще даже сэкономит на потенциальном таргетинге и маркетинге из-за точности новых попаданий. Чемпионат же получает космическую сумму на долгие годы за вполне обычный для него «пакет услуг», а полноценное «поглощение» Гран-при Монако требуется для выстраивания самой четкой ассоциации и образа «кто тут самый гламурный, роскошный и люксовый».

Вероятно, титульное партнерство стало в итоге одним из главных условий и компромиссов во время тяжелых переговоров о присутствии княжеской гонки в календаре – ведь ее место как раз вызывало вопросы. В Монако даже перестроили паддок под новые требования «Ф-1», но серия вдобавок хотела либо больше прав на рекламные места, либо больше VIP-билетов для собственной реализации.

Выход нашли – теперь Монако в календаре до 2031-го.

Не только люкс, но и потребительский сегмент: вплоть до шоколадок и батончиков

С ростом популярности «Формула-1» получила много новых (в том числе и молодых) фанатов – а значит, и канал для рекламы не только люксовых товаров, но вообще всего.

Загружаю...

Например, особенно ярко на фоне (временного?) ухода Серхио Переса на шоукар «Ред Булл» вспыхнули сделки с латиноамериканскими ветками Nestle и McDonalds. Первоначально они пришли в Гран-при именно как часть персонального партнерского пакета №11, но к концу 2024-го по мере усиления слухов о разрыве обе компании подписались со всей «Ф-1».

Правда, партнерство прямо сейчас выглядит ситуативно: рестораны предлагают пользоваться промокодом и участвовать в розыгрышах для водителей.

А батончики KitKat вообще зачистили почти всю рекламу с Пересом – остались только анонсы его автограф-сессий, как у другого гонщика и резервиста «Макларена» Пато О’Уорда.

Кстати, почти вся тематическая реклама пропала и из соцсетей Серхио!

Видимо, «Ф-1» с новыми партнерами готовит перезапуск региональной программы – примерно как делают с Cadbury на британский рынок для местного Гран-при:

«Кто забронировал места на Гран-при Великобритании 2025-го».

Начало полноценной монетизации детской аудитории: Lego + Hot Wheels

В 2023-м «Формула-1» отметилась множеством новинок, но самой выдающейся и необычной стал запуск отдельной трансляции для детей с мультяшной графикой и совсем юными репортерами – F1 Juniors.

Загружаю...

Тогда же, в 2023-м, мы резюмировали огромные планы «Формулы-1» на интеграцию детской аудитории: например, по словам директора серии по медиаправам и контенту Иэна Холмса, серия планировала создать мультсериал:

«Сериал Drive To Survive отлично сработал. Теперь мы хотим запустить анимационный сериал. Он может быть о путешествиях или о чем-нибудь другом, но это должно быть связано с «Формулой-1». Мы должны развивать успех и взаимодействовать с болельщиками, которые вовлекаются в гонки благодаря таким проектам».

В резюме прорывного года мы писали: «Наверное, поэтому в графике трансляций пилотов упорно демонстрируют только в виде цифровых аватаров – видимо, чтобы дети привыкали. Интересно, как быстро вслед за сериалом в магазинах появятся игрушки и фигурки по мотивам «Формулы-1»?

Ждать пришлось всего год: в 2024-м программу расширили до 7 Гран-при, обогатили еще и ток-шоу с подростками-комментаторами под общим брендом F1 Kids и отдали в доступ всем подписчикам F1TV и на мировую картинку.

Загружаю...

А монетизация началась с 2025-го – «Ф-1» заключила сделки с обоими главными производителями фигурок-игрушек! Начнут с очевидного: машинок и трасс для соревнования.

Именно такую программу предлагает Hot Wheels: коллекцию реплик поточнее и побогаче – 8 долларов штука:

Весь тираж по предзаказу уже раскуплен!

Представили модельки и попроще:

Их цена предполагалась ниже, но к ним можно было докупить еще и гоночный трек…

Однако их смели с такой скоростью, что предзаказ даже убрали с официального сайта – чтобы не перегружать базу данных.

Теперь в продаже остались только самые точные и дорогие модельки со сменными колесами – за 25 долларов.

И то – с поставками не раньше августа!

У Lego коллекция более широкая и пока доступна к продаже. Самые дешевые – совсем простые модельки за 13 долларов:

Они вообще задуманы как составляющая для всевозможных сборок – от моторхоумов до гаражей команд и полноценного симулятора «пит-стопов». Такое стоит уже в районе 80-100 долларов:

Версии попродвинутее и поузнаваемее – 27 долларов:

Машины еще продвинутее и из «легендарной» коллекции – вроде «Уильямса» F14B – уже 80 долларов!

В них уже работает руль, детализован двигатель.

А самые крутые копии – 220 долларов!

Но они и сделаны в формате практически «собери собственный болид «Ф-1»: у моделек съемный кожух и тщательно детализированный двигатель, работают руль и подвеска, двигаются антикрылья, открывается DRS...

К рекламной кампании подключили даже ненавистника маркетинга Макса Ферстаппена!

Загружаю...

Раньше команды заключали только отдельные сделки с Lego по созданию и продаже копий своих машин – дальше всех продвинулся «Макларен» (вплоть до мульта-коллаба с озвучкой персонажей голосами пилотов и других членов организации).

Теперь же «Ф-1» взяла самую широкую рамку на себя, поглотив главный денежный поток – командам оставили только права для лимитированных особенных фигурок с огромным количеством деталей и выходы на промокампании вроде «ха, мы сделали машину из кубиков 1:1 как настоящая»!

И, кажется, это только начало! Американская медиакорпорация «Либерти» доказала, что умеет удивлять.

Хорошо ли это для спорта и гонок?

Положительный эффект точно будет: например, попытка завлечь детей через конструкторы и модельки супертехнологичных машин может подтолкнуть к увлечению соответствующими прикладными науками. Разбираться, как там все работает внутри, – интересно же?

Активная монетизация потребительских каналов, конечно, даст еще больше выручки с прибылью для менеджерской компании «Ф-1», но она же обеспечит дополнительную устойчивость командам.

Ведь почти половина денег уходит именно им через призовые – и с ростом поступлений они смогут больше инвестировать в развитие и чаще отказываться от сомнительных реклам (вроде алкогольных или табачных брендов). Также через несколько витков дополнительных инвестиций должна вырасти и конкуренция – а значит, и гонки будут красочнее.

И даже общая презентация здорово поможет на уровне чистого позиционирования: даже если ты свежий «Хаас» почти без истории – получаешь столько же времени и условий, что и «Феррари» с огромными кубковыми музеями. А дальше – пас в сторону команд: как они поработают на треке и за его пределами, какую идентичность выстроят.

Загружаю...

Может, настолько повальная коммерциализация и не вписывалась в дух «старой доброй «Ф-1», однако в ней регулярно банкротились команды, мелькали спонсоры или владельцы-аферисты, и по сути пара гигантов всегда разбиралась между собой.

Теперь «закрытый клуб пираний» открыли миру во всех смыслах – и мир сам выберет в ближайшие годы, какая версия главных гонок планеты ему больше по нраву. Просто подсчет голосов теперь ведется в долларах.

Что еще почитать о монетизации «Ф-1»?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson

Популярные комментарии
Кирилл Мартыненко
"Теперь «закрытый клуб пираний» открыли миру во всех смыслах – и мир сам выберет в ближайшие годы, какая версия главных гонок планеты ему больше по нраву. Просто подсчет голосов теперь ведется в долларах." Так это всё произошло в момент покупки Либерти, и в целом результат уже на табло - и по зрительскому интересу, и по доходам. Берни очень крутой мужик, который много чего дал Ф1, но под конец он превратился в консерватора, который отказывался адаптироваться под меняющийся мир, да и даже банально пытаться привлекать новую молодую аудиторию. Собственно поэтому чемпионат в его последние годы и плавно терял зрителей.
icey_punk
жду когда вместо пилотов блогеры будут ездить. вот тогда будет еще больше бабок
banchik1
Никогда не был любителем Лего, но, признаться, смотрятся модельки весьма недурственно
Еще 10 комментариев
13 комментариев Написать комментарий