Необычный способ толкания ядра: повторял катапульту, запрещен всего через два года
Вы наверняка слышали о недавней трагедии в легкоатлетических метаниях: впервые бросок молота привел к гибели человека.
Несмотря на стандартные меры безопасности (защитная сетка, окружающая сектор с трех сторон), на студенческих соревнованиях в Университете Колорадо снаряд преодолел ограждение и попал в 57-летнего мужчину на трибуне.
До сих пор о безопасности в контексте метаний говорили только применительно к спортсменам. World Athletics уже запрещала технические инновации, которые, как кажется, угрожают здоровью атлетов.
Но может ли быть что-то опасное для спортсмена в толкании ядра? Оказывается, может!
«Почему крутить сальто на бревне можно, а в яму с песком – нельзя?!» Запреты в легкой атлетике порой нелогичны
Большинство радикальных инноваций в технике легкоатлетических дисциплин пришли из 1970-х или чуть раньше.
Культовая история – с олимпийским чемпионом 1968 года Диком Фосбери, который внедрил новый способ прыжка в высоту – спиной вперед. До него прыгали только ножницами или перекидным. Сейчас фосбери-флоп – уже классика, по-другому на высшем уровне не прыгают.
Был и еще один новатор – Туарики Деламер, новозеландец из американского университета. Он мечтал побить мировой рекорд в прыжках длину – на тот момент 8,90 м от Боба Бимона. И придумал флип – прыжок через сальто или кувырок.
Прыжок показан на соревнованиях всего однажды – в 1974-м на локальном американском старте, хотя в тренировках его пробовали многие, в том числе советский прыгун Алексей Переверзев.
Техника имела явные биомеханические преимущества, однако в том же 1974-м ее запретили как опасную для здоровья. «Почему крутить сальто на бревне можно, а в яму с песком – нельзя?!» – возмущались спортсмены, но флип до сих пор в бане.
И казалось, на этом с техническими инновациями в легкой атлетике покончено. Дальше можно бесконечно шлифовать нюансы, улучшать инвентарь, но придумать кардинально новое уже сложно.
Однако уже в 2006-м (и сразу на соревнованиях!) австрийка Вероника Вацек шокировала мир техникой толкания ядра. Когда она вышла в сектор, такого точно никто не ожидал:
Вацек назвала свой стиль «колесом». А уже спустя два года его, как и флип когда-то, запретили. Неужели так действительно эффективней?
«Нужно быть молодым и координированным». Вероника Вацек уверена в своем методе
Так получилось, что начало наших с Вацек карьер (ее – как исполнительницы нового стиля, а моей – в журналистике) происходило параллельно. Инновация впечатлила настолько, что я разыскала ее номер и позвонила.
Вот как тогда, в 2006-м, Вацек рассказывала о ноу-хау.
«Впервые я увидела эту технику на любительском видео в феврале. Так как дела в ядре у меня не слишком ладились, решила попробовать. И получилось лучше, чем при стандартном подходе! Я осваиваю новую методику вот уже полгода, но пока мои результаты достаточно скромные.
Я думаю, что для таких молодых атлетов, как я, у которых техника еще не устоялась, трюк с колесом – отличный выход! Нужно быть молодым, не бояться экстрима и обладать отличной координацией. Все эти качества у меня есть. Да и высокий рост – 1,84 м – дает основания надеяться на успех.
Кто знает, может, это начало революции, вроде той, которая произошла в прыжках в высоту, когда вместо перекидного стали прыгать фосбери-флоп».
Результаты Вацек не намекают на то, что колесо помогло бы ей сделать прорыв и выиграть Олимпиаду, как Дику Фосбери. Личный рекорд Вероники – 15,02 м, это метров на 5 слабее мирового топа.
С другой стороны, Вацек – бывшая многоборка, у нее нет данных для толкания ядра, кроме высокого роста и скорости. Вдруг с обычной техникой она толкала бы еще хуже?
Может, проблема не в технике, а в исполнителе?
В период с 2006-го по 2008-й колесо пробовали все больше спортсменок. Казалось, оно помогает компенсировать недостаток массы и соревноваться с более мощными соперницами. Хотя на профессиональном уровне единственной исполнительницей так и оставалась Вероника Вацек.
И вот 2008-м исполнение колеса в ядре запретили.
Международная федерация, как и в случае с сальто, забеспокоилась о здоровье спортсменов. Новую технику сочли чересчур травмоопасной. Аргумент о том, что в гимнастике и многих других видах спорта исполняют куда более экстремальные движения, снова не сработал.
В правилах толкания ядра появился пункт, что во время исполнения движения снаряд ни в какой момент не должен находиться ниже уровня плеч. В нижних позициях «колеса» это правило нарушается – и так техника стала вне закона.
В чем биомеханический смысл колеса? И почему идея не сработала?
Говорят, изобретатели колеса вдохновлялись средневековой метательной машиной требушет.
Она использует энергию падающего груза: он закреплен на коротком конце рычага, а длинный конец максимально разгоняет пращу со снарядом.
Очень красивая идея для толкания ядра, правда? Но в реальности все немного иначе.
«Результат в толкании складывается из скорости умноженной на силу, – объяснил Спортсу’’ тренер сборной России Евгений Козлов. – Чтобы поднять скорость, стараются максимально увеличить путь снаряда внутри круга. На этом основана техника с поворотом, она позволила не столь физически одаренным спортсменам сравняться и даже опередить тех, кто мощнее от природы.
Главный минус колеса – нет устойчивого положения. К тому же, если спортсмен два метра ростом и с приличным весом, как он будет делать колесо в круге диаметром 2,13 м? Нереально».
А Вацек, кстати, продолжила карьеру и после запрета. Но толкать ядро почти перестала и сосредоточилась на метании диска. Там у нее все было традиционно.
Улетел на небеса Дик Фосбери. Человек, который показал миру, как прыгать в высоту
Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire, Ezra Shaw; commons.wikimedia.org