Сегодня день рождения Йохана Кройффа. Он – император спортивного маркетинга, никто не менял индустрию сильнее

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Сегодня - день рождения великого Йохана Кройффа. Человек во всех смыслах легендарный, он не только оставил след в футболе как легендарный футболист и тренер, но и как первая настоящая футбольная звезда, которая по-настоящему решила коммерциализировать свой личный бренд задолго до того, как Дэвид Бекхэм и Майкл Джордан появились на свет. Не будет преувеличением сказать, что именно Йохан изменил спортивную индустрию. Поразительно, но даже после своей смерти голландец продолжает менять индустрию и разрывать спортивный бизнес революционными ходами. Например, пару лет назад «Барса» продала на аукционном доме «Сотбис» свой первый NFT-токен за астрономическую сумму - 693 тысячи долларов. Такие деньги клубу принес 40-секундный ролик с легендарным голом Йохана Кройффа в ворота «Атлетико» более 40 лет назад. 

Сегодня, в день рождения легенды, самое время вспомнить, почему именно он стал фигурой, которая сильнее прочих повлияла на индустрию.

Загружаю...

Бедное детство без отца отразилось на менталитете Кройффа: он стал первым футболистом, который научился полноценно монетизировать персональный бренд и распространять популярность далеко за пределы поля. Ярко сверкавший на футбольном поле, Кройфф стал звездой и в спортивном маркетинге, на годы вперед предопределив то, как будет существовать этот рынок.

Первым привел на переговоры с клубом агента 

В 1968-м Кройфф шокировал совет директоров «Аякса», когда привел на переговоры о новом контракте тестя – Кора Костера. Костер занимался ювелирным бизнесом и продавал бриллианты в Амстердаме. Однажды он признался: «Я видел тысячи бриллиантов в жизни, но самый драгоценный из них – это Йохан». 

Боссы «Аякса» настолько возмутились появлением агента на переговорах, что потребовали, чтобы тот вышел из кабинета. Ответ Кройффа оказался бескомпромиссным: «Вас тут сидит шестеро, так почему бы мне не привести агента?». После этого голландец закончил переговоры. Трюк сработал: совет директоров признал право Костера на участие в переговорах и согласиться на требования Кройффа и его тестя по контракту. 

Снял фильм о самом себе, который напичкал скрытой рекламой. А еще рекламировал кучу товаров

В 1973 году популярность Кройффа вышла на галактический уровень. Три подряд Кубка чемпионов, второй «Золотой мяч», статус идола на родине – время снимать документальный фильм. Правда, документалка разрывалась от количества скрытой рекламы. В кадре Кройфф без стеснения фокусировал внимание камеры на вещах, которыми пользовался: джинсы, видеомагнитофон и автомобиль.

Логотипы рекламодателей настолько очевидно мелькают в кадре, что сомнений в коммерческом характере отношений футболиста и этих брендов не остается. Правда, портфолио брендов внушительное: краски и лаки для ремонта дома, футбольные карточки и даже нижнее белье. Уже став тренером, Кройфф продолжил сниматься в рекламе, участвуя в роликах для банковских карт и энергетических компаний.

Загружаю...

Продал 20 000 дисков с собственным синглом, хотя пел отвратительно

Прежде чем засветиться в кино, Кройфф пробовал себя в музыке. Два молодых продюсера, Вильям ван Кетена и Фредди Хайе, уговорили Йохана на запись песни, которую сочинили. Во время записи Йохан волновался и пел ужасно, не попадая в такт музыке. Для снятия напряжения пришлось залить в себя пару вовсе не молочных коктейлей и отшлифовать это пачкой выкуренных сигарет.

В итоге запись состоялась, а диск с незамысловатой песенкой раскупили 20 000 голландцев. Но больше в музыку Йохан не совался. Правда, после перехода в Барселону» голландец перевыпустил сингл уже в Каталонии, и даже обложку пластинки оформил в цветах «Барсы», чтобы влюбить в себя местных болельщиков.

Окупил трансфер в «Барселону» четырьмя товарищескими матчами

Переход Кройффа в «Барселону» вызвал скандал. Каталонцы заплатили 140 миллионов песет, что в пересчете на евро составляет 2 миллиона. Для того времени – рекордный трансфер. Местная федерация оказалась недовольна поведением Кройффа и затягивала выдачу необходимых для заявки бумаги. Столкнувшись с вынужденной паузой, Кройфф и «Барса» решили провести серию товарищеским матчей, в которых хлопнули «Брюгге», Арсенал», «Кикерс» и «Оренсе». Во этих играх Кройфф блистал, а билетная выручка с них позволила каталонцам отбить затраты на трансфер Кройффа.

Кройффа разорил бизнесмен, который соблазнил его жену. Из-за этого пришлось ехать играть в США

В 31 год Йохан решил завершить карьеру и познакомился с обаятельным бизнесменом Жаном-Жоржем Базилевичем. Базилевич сражал окружающих невероятной харизмой и преуспевал в бизнесе – шил спортивную форму для «Барселоны», благодаря чему и познакомился с Кройффом. Обаятельный мошенник убедил голландца в невероятной перспективе разведения свиней, ведь испанцы не представляют жизни без хамона, а у него якобы уже согласованы три участка для строительства ферм.

Загружаю...

Кройфф впервые не посоветовался с агентом и перечислил Базилевичу все накопления. 6 миллионов долларов испарились ровно в тот момент, когда оказались в руках Базилевича. Обаянием Базилевич не только отнял у Кройффа деньги, но и серьезно ударил по его гордости – говорят, что Базилевич соблазнил супругу Йохана. Разбитому Йохану пришлось продлить игровую карьеру и отправиться на заработки в США. «Лос-Анджелес Ацтекс» платили Кройффу 750 000 долларов в год.

Требовал «Аякс» делиться призовыми от еврокубков

В 1970-е «Аякс» начал успешно выступать в еврокубках, а бонусы за участие в Кубке чемпионов увеличивались. Правда, в клубе, на тот момент не избалованном европейскими успехами, банально не было схемы, по которой бы призовые от участия в еврокубках доставались игрокам. Призовые даже не вписывали в годовой бюджет «Аякса». Смекнув, что благодаря футболистам клуб начал зарабатывать дополнительные бонусы, Кройфф немедленно потребовал выделять 70% еврокубковых призовых команде. Руководство не сразу, но сдалось, а талантливая и дополнительно мотивированная команда выиграла три Кубка чемпионов подряд.

Выбивал с клубов бонусы за посещаемость матчей, чем снова взбесил боссов «Аякса»

Связанных с заработком схем у Кройффа и его тестя было так много, что сложно определить, какая из идей принадлежала самому Йохану, а какую выдумал предприимчивый тесть. Но эту идею в автобиографии Кройфф описывал как гениальное изобретение Кора Костера. После возвращения из Америки в «Аякс» агент договорился, что Йохан будет получать половину билетной выручки, если она превысит установленную планку в 10 000 болельщиков. То есть если на игру «Аякса» приходило 20 000 зрителей, деньги от 5000 проданных билетов текли прямиком в карман Кройффа. Учитывая, что в тот момент «Аякс» переехал на 50-тысячный Олимпийский стадион, эта схема снова сделала Кройффа миллионером.

Загружаю...

И снова поссорила футболиста с руководством «Аякса». Боссы передумали делиться билетными доходами с Йоханом, из-за чего тот перешел в «Фейеноорд» и за один год сделал клуб чемпионом и обладателем Кубка Нидерландов. Правда, заработать на схеме с билетами в «Фейеноорде» ему не удалось, ведь там необходимая планка по проданным билетами покорилась лишь однажды - как раз в игре против «Аякса».

Требовал снизить налоги, создал профсоюз футболистов и разработал пенсионную схему

Насколько Кройфф любил зарабатывать деньги, настолько же он ненавидел с ними расставаться. Для футболистов в Нидерландах налог тогда был грабительским – 72%. Пользуясь статусом и известностью, Кройфф пролоббировал снижение до 45%, что не помогло в момент предложения от «Барселоны». Помимо солидной зарплаты Йохана соблазнило то, что в Испании он бы отдавал только 30% в виде налогов.

Но кроме налогов Кройффа всерьез заботил вопрос будущего, поэтому он добился создания в Голландии специальной налоговой схемы для футболистов: пенсионный возраст для игроков стал составлять 36 лет, тогда как возраст выхода на пенсию в Голландии – 62 года. В этот промежуток каждый бывший футболист получал бы выплаты из специального пенсионного фонда, куда шли 30% тех самых налогов. Более того, для защиты прав игроков он организовал профсоюз, в который, правда, сам так и не вступил.

Ради Кройффа «Чупа-Чупс» выпустил серию леденцов в сигаретной упаковке 

Сегодня в это трудно поверить, но в 70-е совмещать курение и футбольную карьеру считалось нормальным, а заядлый курильщик Кройфф так и вовсе открыто рекламировал сигареты Roxy. Правда, уже работая тренером «Барселоны», Кройфф столкнулся с проблемами сердца, которые вынудили заменить сигареты на леденцы.

Загружаю...

Постоянно мелькающий в объективах камер тренер договорился с брендом леденцов о сотрудничестве. Ради него «Чупа-Чупс» стилизовали упаковку конфет под пачку сигарет, а привычные пугающие надписи заменили на забавную «Сосание леденцов не убивает».  

Скандалил с Федерацией из-за контракта с Adidas

Противостояние братьев Дасслер и спортивных брендов adidas и Puma настолько знаменито, что ему посвящены сотни статей и даже художественный фильм. Отдельный виток конфликта спровоцировал Кройфф – во время ЧМ-1974 игрок отказался носить экипировку adidas с тремя полосками, поскольку за два года до этого подписал контракт с Puma. Ради главной звезды Федерация футбола Нидерландов отступила, и Кройфф играл в легендарной форме, на который было только две полоски вместо трех. Заработать на этой истории Кройф пытался даже на пенсии. В 2014 году он выпустил копию той формы с двумя полосками, но столкнулся с иском от Adidas.

Запустил бренд одежды

Преданность спонсору быстро прошла, когда Кройфф смекнул, что собственный бренд принесет куда больше денег, чем соглашение с другим производителем. Сначала он выпускал бутсы, в которых играли голландские игроки, позже расширил ассортимент до спортивной одеждой, а потом и вовсе переключился на повседневную одежду.

Со временем спортивное направление бренда Cruyff Classics сдалось перед гигантами рынка, но повседневная одежда легенды продолжает продаваться в небольшом магазине в центре Амстердама и доступна для заказа в интернете.

Лекции по спортивному менеджменту, платные интервью СМИ и номинальные должности за солидный кэш

Загружаю...

Завязав с тренерством из-за проблем с сердцем, Кройф получал удовольствие от статуса легенды, но не забывал и зарабатывать на этом, при этом не обременяя себя обязательствами. Хитроумный Кройф понимал, что имеет большой вес среди болельщиков сразу двух великих команд, и от его поддержки или критики могут зависеть судьбы больших футбольных боссов.

Кройф публично поддерживал Лапорту на выборах президента «Барсы», а после победы того на выборах получил должность консультанта, а позже и почетного президента. После ухода Лапорты, Кройф занял должность технического директора, позже стал консультантом, но поссорился с руководством из-за возможного приглашения в клуб Луи Ван Гала.После этого Кройф был консультантом мексиканского клуба «Гвадалахара», а также амбассадором совместной заявки Бельгии и Нидерландов на проведение ЧМ 2022.

Другие направление его работы - курсу по спортивному менеджменту. Все началось с приглашения стать тренером сборной Каталонии по футболу - не имеющей статуса официальной команды, которая изредка проводит выставочные матчи. За это Кройфу не платили, но он выбил у чиновников федерации футбола Каталонии в обмен на это право читать платные лекции для местных спортивных менеджеров, а чуть позже это вылилось в создание полноценного Института Йохана Кройфа, где обучают на различные специалосности, связанные со спортивным менеджментом, маркетингом и тренерской деятельностью.

Когда говорят о Кройффе, обычно вспоминают, насколько сильно он изменил игру и повлиял на развитие футбола. При этом Кройфф по-настоящему перевернул и представление о том, как может работать спортивный маркетинг и какой может быть спортивная звезда.

Понравилась статья? Тогда поддержки автора подпиской на нашу телегу! Там еще больше крутых материалов!

Фото: Imago Sport and News; imago/Colorsport/EAST NEWS; imago/Metelmann/EAST NEWS; Gettyimages.ru/VI Images; globallookpress.com/ZUMAPRESS.com

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Спортивный Бизнес
Популярные комментарии
Иван Терентьев
Вау, классный текст! Раскрыли Кройффа с новой стороны, спасибо)
Hella black
В начале 70-х Кройф создал «Аякс». Который изменил футбол, структуру, которую он позже внедрил в «Барселоне». Доминировавшую по части понимания игры. Все это помогло ему стать главной фигурой,одной из основополагающих спортивных философий.
englishman in new york
Дед ещё тот барыга))
Еще 19 комментариев
22 комментария Написать комментарий