«Барса» вышла на класико в форме с языком Rolling Stones. Главный лого в истории музыки!

Споры о создателе идут полвека.

В матче против «Реала» «Барселона» по контракту со Spotify отметит выход первого за 18 лет альбома Rolling Stones. На футболках будет легендарное лого группы: красные губы и высунутый язык. Еще «Барса» выпустила футболку, на которой сплетаются несколько узнаваемых языков – в ней на гитаре сыграл даже Хави.  

Загружаю...

По яркости и культовости у Rolling Stones, возможно, лучший логотип в истории массовой музыки. Впрочем, язык с губами давно отлепились от ассоциации с музыкой и живут отдельно: если люди в мерче какой-то другой группы обычно ее фанаты, то в случае с Rolling Stones это далеко не всегда. Это просто очень удачный логотип, который, например, выиграл опрос среди читателей Independent, победив не только в сфере музыки – язык выбирали чаще символов Nike и adidas.

Загружаю...

Но Мик Джаггер сначала был недоволен логотипом.

Откуда взялся этот рот: его придумал студент, который отговорил Джаггера от индийского божества

Символ группы появился в 1970-м. Уже пять лет гремела (I Can’t Get No) Satisfaction, и казалось, что Мику Джаггеру некуда становиться еще популярнее. Но для европейского турне группы потребовался постер для привлечения внимания. Джаггеру порекомендовали Джона Паше – лондонского дизайнера, который еще учился на последнем курсе.

Первые попытки всех разочаровали. Джаггеру не нравились идеи Паше – например, реактивный двигатель «Конкорда». Паше думал, что сотрудничества не получится, но группа настаивала все же придумать что-то яркое для буклетов, книг и плакатов – небольшой запоминающийся значок.

К идее с языком Паше пришел, когда Джаггер посоветовал нарисовать индийскую богиню Кали – у нее голубая кожа и как раз высунутый язык. Корни задумки Джаггера понятны – тогда в Британии был большой интерес к индийской культуре и философии. И это как раз смутило Паше: ведь фишка с Кали стремительно устареет, когда Индия выйдет из моды. Поэтому при разработке он сконцентрировался на языке, а не на самой богине – хотя Джаггер упрямо ворчал.

Загружаю...

Индийский умиротворенный дух не соответствовал настроению группы, и Паше настоял на своем, продвинув логотип, который воплощал сексуальность и протест: «Это то, что делают дети [протестуют], когда показывают язык,  – сказал Паше в интервью к 50-летию логотипа. – Это главная причина, по которой я думал, что моя идея хорошо сработает».

Первая версия логотипа готова к концу 1970-го, а уже в следующем году он впервые появляется публично на обратной стороне альбома Sticky Fingers. Работа над его обложкой родила путаницу, из-за которой группа использует логотип другого дизайнера.

Внезапный факт – Rolling Stones использует не логотип Паше, а всего есть три версии от разных авторов

Все дело в технической заминке, которая в итоге сделала логотип менее абстрактным. Обложку Sticky Fingers (мужские джинсы с подчеркнутой молнией-застежкой) разрабатывал в том числе и важнейший художник эпохи Энди Уорхол – поэтому авторство лого Rolling Stones иногда приписывали ему. К тому же как мастер троллинга сам Уорхол никогда не отрицал, что рисовал язык.

Но окончательный символ группы, который используется на дисках, обложках и вообще везде, принадлежит другому дизайнеру – Крейгу Брауну. Он делал в Нью-Йорке обложку Sticky Fingers, и как раз срочно не хватало логотипа – ему прислали его факсом из Лондона в ужасном качестве. Тогда Браун перерисовал язык с губами, добавив им больше очертаний. В итоге этот логотип и стал официальным.

Загружаю...

И это не все. Есть еще одна версия происхождения логотипа – от дизайнера Эрни Чефалу, который внес в историю еще больше путаницы. Он приписывает авторство себе – его язык в начале раздвоен, что отличает его от версий Паше и Брауна. Действительно: мерч с раздвоенным языком Rolling Stones выходил в начале 1970-х, но авторство Чефалу как первого автора доказать трудно. Вообще, все герои истории (Паше, Браун, Чефалу) регулярно путались в своих же словах, и журналисты признают, что у истории логотипа есть неясная закулисная подоплека конкурентов.

И это тоже не все. Некоторые медиа приписывают авторство художнику Руби Мазуру. Он утверждал, что нарисовал тот самый рот, и Джаггер отказал ему в авторских правах, оставив в «депрессии и убогой квартире». Впрочем, Мазур рисовал для Rolling Stones – обложку для песни Tumbling Dice, где тоже есть открытый рот, а еще глаза.

Загружаю...

Тем не менее история и бесконечные споры никак не сказались на авторских правах. Паше – признанный автор логотипа. За него он получил гонорар 50 фунтов, затем несколько тысяч за авторские отчисления и через 12 лет окончательно продал права группе за 26 тысяч фунтов.

Давайте честно: это же губы Мика Джаггера?

Еще одна популярная версия: обложка Rolling Stones – это просто стилизованный рот Мика Джаггера. Но ее все опровергают, хотя и говорят – да, рот на логотипе получился таким же пухлым и выразительным. Паше отрицает прямую связь, хотя и говорил, что ассоциации с губами Джаггера у него были («его самые выдающиеся визуальные особенности»), но напрямую он ничего не срисовывал: «Возможно, разве что бессознательно». 

Фото: instagram.com/fcbarcelona; iorr.org; Gettyimages.ru/Central Press/Hulton Archive, Al Messerschmidt; commons.wikimedia.org/Ravi Varma; East News/Pau BARRENA / AFP Press

Популярные комментарии
Сферический конь в вакууме
Ну хотя бы Telecaster что ли для съёмок взяли, а не Les Paul’о подобную гитару!!!1! Ибо говоришь Роллинг Стоунз - подразумеваешь Кита Ричардса с Fender Telecaster! А логотип, чего уж там, запоминающийся.
Дмитрий Кондратьев
альбом пушка бомба страшная, можно даже барсу приплести по такому поводу) хотя Мик скорее всего за Арсенал)
Agent Smith
Все мы надеемся на староть как у роллингов. Но наша старость будет как у дяди Степана из нашего подъезда ⚽️
Еще 18 комментариев
21 комментарий Написать комментарий