Самые популярные клубы Европы: «Барса», «Реал», «МЮ» и... «Зенит»?
Вчера на исходе дня довольно авторитетная среди экспертов футбольного рынка немецкая компания Sport+Markt (ее данными мы пользовались, в частности, тут и тут) обнародовала результаты исследования популярности европейских футбольных клубов. Общее количество респондентов, ответивших на вопросы Sport+Markt, составило 9600 человек. Они представляют 16 европейских стран наверное, не вполне достаточно, чтобы счесть выборку социологически безукоризненной, но в любом случае это крупнейшее пока исследование такого рода. Двадцатка самых популярных клубов континента по его итогам выглядит так:
1. «Барселона» (Испания) 44,2 млн болельщиков
2. «Реал» (Испания) 41 млн
3. «Манчестер Юнайтед» (Англия) 37,6 млн
4. «Челси» (Англия) 25,7 млн
5. «Зенит» (Россия) 24 млн
6. «Ливерпуль» (Англия) 23 млн
7. «Арсенал» (Англия) 21,4 млн
8. «Милан» (Италия) 21 млн
9. «Бавария» (Германия) 19,9 млн
10. «Ювентус» (Италия) 17,5 млн
11. ЦСКА (Россия) 11,1 млн
12. «Интер» (Италия) 10,3 млн
13-14. «Лион» (Франция) 9,4 млн
13-14. «Марсель» (Франция) 9,4 млн
15. «Галатасарай» (Турция) 9 млн
16. «Спартак» (Москва) 8,1 млн
17. «Фенербахче» (Турция) 7,3 млн
18-19. «Висла» (Польша) 6,5 млн
18-19. «Аякс» (Голландия) 6,5 млн
20. «Динамо» (Москва, Россия) 5,8 млн
Самые неожиданные, если не сказать подозрительные, цифры стоят рядом с названиями российских клубов, а пятое место «Зенита» несомненно, главный сюрприз (в прошлогоднем рейтинге Sport+Markt питерцы были десятыми c показателем 8,6 млн). Да, интерес к этому клубу постоянно растет (в последний раз мы ощутили это в день трансфера Аршавина, когда рекордная аудитория едва не обрушила сервера Sports.ru), а Россия крупнейшая страна Европы. Но и по уровню своего безразличия к футболу Россия тоже, увы, удерживает видные позиции. По крайней мере, если ориентироваться на все остальные исчисляемые параметры. Вот вам, к примеру, не во всем безупречный, но довольно правдоподобный топ-100 самых посещаемых клубов Европы по итогам прошлого сезона («Спартак» и «Зенит» соседствуют на 96-й и 97-й строчках ниже «Лестера», «Генка», «Ипсвича», «Тулузы» и «Мурсии»). А здесь можно прочесть о телерейтингах российского футбола крайне низких по сравнению с большинством стран, в которых футбол пока остается на открытых (а не спутниковых или кабельных) каналах. Общее число болельщиков четырех ведущих российских клубов Sport+Markt, получается, оценил в 49 миллионов человек, что более трети всего населения России. Но если обратиться к иным цифрам, скажем ко все той же телеаудитории или посещаемости спортивных сайтов, более-менее устойчивый (а не эпизодический, как во время Евро-2008) интерес к спорту фиксируется лишь у 5-7% жителей страны. Кто-то, конечно, болеет за «Зенит» или «Спартак» за границей но едва ли у любого из этих клубов количество таких болельщиков близко хотя бы к миллиону. Российский футбол начали показывать на кабельных западноевропейских каналах совсем недавно, и не то, что бы эти трансляции имели феноменальный успех. Очень похоже, что количество респондентов Sport+Markt в России просто-напросто оказалось завышено по отношению к другим странам. Возможно, перекос в результатах создан также присутствием в числе опрошенных жителей лишь 16 стран очевидно, крупнейших. В «некрупнейших» странах зачастую предпочитают боление за топ-клубы поддержке местных команд, и куда скорее интересуются «Арсеналом» или «Ливерпулем», нежели «Зенитом» или «Спартаком».
Вчера же были обнародованы данные Deloitte о самых доходных футбольных клубах континента. Этим цифрам можно доверять с большей долей уверенности, чем исследованиям Sport+Markt: Deloitte одна из ведущих аудиторских компаний мира, и свои ежегодные исследования футбольного рынка она проводит уже 12 лет. Более детальный анализ этих данных предстоит чуть позже. Отмечу лишь пока, что российские клубы в числе самых высокодоходных футбольных предприятий континента, увы, не значатся.