Главный секрет болида «Ред Булл» вывесили перед всей «Ф-1», но копий не будет. Эту фишку невозможно воспроизвести

Трехмерная хитрость.

Почему болид «Ред Булл» так хорош в этом сезоне «Формулы-1»? Если очень вкратце, он генерирует под днищем столько прижимной силы, что корпус и шасси можно смело делать очень-очень обтекаемым и не думать и сокращении скорости на прямых. Конкуренты же либо не могут выдавать столько же прижимной силы и проигрывают в поворотах, либо уравниваются в виражах – и тогда на прямых Ферстаппен и Перес облетают их как стоячих.

С новым регламентом днище действительно главная часть болида – спецы по аэродинамике оценивают его вклад в генерирование прижимной силы в 70-80%, причем удачное решение крайне сложно скопировать. Ведь оно большое, дорогое, сложное, да еще и соперники почти никогда его не показывают – машины гоняются и собираются днищем вниз, и увидеть что-то можно только при эвакуации после аварии на узкой трассе.

И на Гран-при Монако крановщики продемонстрировали всем тайные части доминирующего RB19 после аварии Серхио Переса в квалификации.

Загружаю...

Реакция соперников – полный восторг!

«Фото вышли даже слишком двумерными, им даже не хватает нужного освещения – потому что днище выглядит прямо трехмерным, очень изогнутым во все стороны, – удивлялся больше всех главный гоночный инженер «Уильямса» Дэйв Робсон. – Даже сложно сделать какие-то выводы. И это не совпадение. Они специально его так конструируют – оттуда и все преимущество в прижимной силе! И вдвойне сложнее будет все это скопировать».

Основные конкуренты пообещали все детально изучить, однако уже через две недели после аварии шеф «Мерседеса» Тото Вольфф признал: его инженеры так и не разгадали все до конца.

«Спецы сказали, что видят интересные детали в области направления и функций воздушного потока – их можно проанализировать. Но у них не было уверенного понимания, как все функционирует».

Технические эксперты профильных гоночных сайтов изучали днища «Ред Булл», «Мерседеса» и «Феррари» целый месяц, пытаясь как-то их сопоставить помимо «кажется, у RB19 сильно сложнее» – и, наконец, нашли главные фишки. Паоло Филисетти с RacingNews365 понял, к чему вся трехмерность и переусложненность!

У «Мерседеса» и «Феррари» несколько разных каналов для разных потоков и они отличаются по идеям конструирования потоков и создания центра давлений (важно для балансировки машины). Однако у них одинаковый концепт в смысле постоянной глубины каналов – обе команды просто пытаются выжать максимум прижимной силы через ускорение воздуха по ним.

Именно здесь и отличается «Ред Булл». У RB19 есть «перепады» в уровнях каналов – с ужиманиями и расширениями площади сечения. Они сделаны для контроля над скоростью потока воздуха и структурированы, похоже, именно так, чтобы добиваться конкретных показателей.

А еще есть два заметных «перепада» в продольных профилях каналов – словно яма на пути у потока. Эти места отмечены стрелками на рисунке с воспроизведением днища:

Загружаю...

Они сконструированы чем-то вроде «провалов», где часть потока может «сорваться» с общего направления и только затем вернуться к протеканию под днищем.

Эти зоны точно не добавляют прижимной силы – скорее напротив, ведь они создают точки повышенного давления в некоторых конкретных местах, снижая общую скорость потока и нарушая его стройность. Вообще это идет против общей логики «граунд-эффекта» для присасывания машины к асфальту, на основе которого создаются современные днища.

Однако они как раз не дают потоку достигнуть тех скоростей, при которых начинается галопирование – главная и внезапная проблема с подскоками на прямых из прошлого года.

«Мерседес» тогда до середины сезона трясло больше всех, а «Ред Булл» победил проблему первым. Более того, когда немецкий восьмикратный чемпион выбил специальную директиву ФИА для контроля за галопированием, то болид Ферстаппена и перешел в режим абсолютного доминирования – остальным, видимо, пришлось слишком много разбираться с поиском новых настроек.

«Ред Булл» же пожертвовал небольшой частью потенциальной прижимной силы, но нашел параметры, при которых днище работает с наибольшей эффективностью и не касается асфальта.

Однако здесь задействовано не только днище: вторая важная составляющая уравнения – уникальная антикивковая подвеска, удерживающая платформу машины как можно ровнее на разгонах и торможениях, на прямых и в поворотах. Только у «Астон Мартин» на данный момент есть нечто похожее, и «Мерседес» с «Маклареном» повернули в том же направлении.

Еще на днище RB19 нашлось место, которое «включается» в ускорение на прямых при открытии заднего крыла DRS. У «Ред Булл» в таких условиях колоссальное преимущество благодаря взаимодействию потоков на пластине и балочном крыле, а Джоджо Пиола и Марк Хьюз показали на официальном сайте «Ф-1», как меняются потоки и на днище:

Загружаю...

Сверху – обтекание диффузора с закрытым крылом – более быстрый поток по корпусу для поддержания стабильного уровня прижимной силы (запечатан потоками сверху). Снизу – срыв потока из-за открытого крыла, снижение лобового сопротивления из-за обтекания не по корпусу.

Выходит тройное снижение лобового сопротивления – на самом открытом крыле, на балочном крыле под задней планкой и на диффузоре. Опять благодаря комбинации из «стабилизирующей» подвески, формы этой части днища и проработки взаимодействия каждой детали из пакета.

Потому, на самом деле, даже внезапная демонстрация секрета днища RB19 не приведет к моментальному сокращению отрыва через обновления соперников. Простая реплика или воспроизводство визуально похожих деталей под днищем ничего не даст – ведь весь эффект скрыт не в одном успешном аэродинамическом решении (как было с легендарным двойным диффузором в 2009-м, например), а в его взаимодействии с не менее уникальной подвеской.

Воспроизвести тот же эффект или схожий уровень прижимной силы по одним изображениям даже со знанием принципа работы невозможно – фокус скрыт не только в карбоне, но и в деталях настроек. Самое важное – показатели и данные с испытательного стенда: вот такого:

«Мерседес» показывал его в отдельном ролике

Загружаю...

Без знания тестовых скоростей и физических параметров с него физически копировать те же формы или общую логику бессмысленно – выйдет как поддельные елочные игрушки. Нужно строить систему с нуля самостоятельно (выбрасывая драгоценные часы в симуляторе и деньги из лимита расходов) или искать свои инструменты покруче.

Может, до следующего года кто-то и справится.

«Мерседес» показал работу стенда, ломающего детали для «Ф-1» ради тестов. Из-за таких гиганты и рвут середняков

Ньюи – главный актив «Ред Булл»: творец всех победных болидов команды в «Ф-1». В чем гений инженера?

«Ред Булл» разрывает конкурентов на прямых «как «Ф-1» против «Ф-2» – разница 33 км/ч! Откуда такое преимущество?

Фото: Twitter/FDataAnalysisAlbertFabrega

Популярные комментарии
V3ttel
И когда такое было? Не забыли, что в 2021 году была подрезка днища, которая ударила по Мерседесу. А так я таких не помню, когда кто-то догнал.
Ответ на комментарий Heroyko
Будем честны. Смена регламента порождает доминацию команды лидера, которая угадала с технологиями. А всем остальным остаётся лишь догонять её до следующей смены регламенты. Пример тому Феррари, рено, мерседес и Ред Булл. А вот когда все уже изучат как надо правильно строить машину, что делать, а что не надо. Там то и начнётся веселье, но к тому моменту приходит время очередной смены регламента.
swerh
Конечно, никто из соперников РБ концептуально копировать их днище посреди сезона не будет. Такую сложную конструкцию с разбивкой потоков только в новую машину можно заложить и продувать ее в трубе по максимуму. Другой вопрос - какие перспективы у такого решения в принципе, или РБ уже выжал из него максимум? Вот что стоило бы обсудить.
Gnider
Непонятен смысл смены регламента если днище не запретили делать не плоским.
Еще 10 комментариев
13 комментариев Написать комментарий