Не говори «Прощай»
Если бы Марата Сафина не было, его стоило бы придумать. Это так типично для карьеры Динары, что информацию о ее уходе из спорта коллеги-журналисты растиражировали, ссылаясь не на ее официальное заявление (поскольку оного никогда и не было), а на слова ее брата. Скромная запись в Твиттере самой Сафиной, отдаленно напоминающая опровержение, никого уже не интересовала. Как же получилось, что экс-первая ракетка мира, финалистка трех турниров «Большого шлема», призер Олимпиады и победительница Fed Cup на предполагаемое прощанье вновь услышала в свой адрес: «Какой была ты, такой ты и осталась». То бишь «просто сестрой».
Если бы Марата Сафина не было, его стоило бы придумать
Ответ, возможно, кроется в разности ожиданий или, если хотите, общественных представлений о том, что должно было быть. Марата не просто ждали, но видели на самом верху, забронировав ему место среди великих сразу после той блестящей победы над Сампрасом. И продолжали ждать, несмотря на любые его травмы и провалы. Динару наверху никто не ждал, ее игра не вызывала особенных восторгов у экспертов и «продвинутых» зрителей, а ее образ не имел того маркетингового потенциала, каким блестяще пользовались многие ее современницы. И вот вопреки всему, положившись на свою старательность, трудолюбие и нечеловеческую самоотдачу, «просто сестра» взяла, да и обставила (хотя бы и в рейтинге), любимиц теннисного бомонда. Теннисный бомонд простить ей этого не мог.
Сейчас уже как-то забылось, что Динара ворвалась в женский тур как метеор в 15 лет дойдя до полуфинала на своем первом же турнире WTA, а затем став самой юной в истории российской теннисисткой, завоевавшей одиночный титул. В Сопоте-2002 Сафина, которой исполнилось 16 лет и 3 месяца, прошла квалификацию и расправилась с пятью игроками Топ-70, отдав им за турнир всего один сет. Этот успех поднял ее в первую сотню рейтинга, но вот сохранить прежние темпы набора высоты Сафиной не удалось. Следующие два года она провела на границе Топ-50, оказавшись в глубокой тени других российских тинейджеров: Шарапова и Кузнецова успели уже выиграть по мэйджору, а Звонарева – прорваться в десятку.
Новый виток карьеры Динары странным образом совпал по времени с драматическими изменениями в карьере ее брата. В январе 2005-го Марат одерживает свою последнюю победу над Федерером и выигрывает последний в карьере титул мэйджора на Australian Open. А в феврале Динара впервые побеждает игрока Топ-10 в лице Амели Моресмо и выигрывает первый значимый титул в Париже. Отсюда карьерные траектории Сафиных расходятся в противоположных направлениях. До конца года Динара выиграет еще маленький титул в Праге, поможет сборной выиграть на Roland Garros финал Fed Cup, одержит первую из мега- и мелодраматических побед над Шараповой и завершит сезон в Топ-20.
Сейчас уже забылось, что Динара ворвалась в женский тур как метеор в 15 лет
И вновь Сафиной понадобится время – те же два года – для прорыва на очередной уровень достижений. В 2006-м она выдаст мощный грунтовый сезон с финалом в Риме и победами над Клийстерс, Дементьевой и Кузнецовой и четвертьфиналом на «Ролан Гаррос» и второй победой над Шараповой. В том матче Динаре удастся отыграться со счета 3:5 в первой партии и со счета 1:5 в решающей. Но в четвертьфинале против Кузнецовой уже сама Динара проиграет партию, ведя 5:1, и от расстройства получит баранку во втором сете.
На старте 2007-го Сафина выиграет у Мартины Хингис финал Голд-Коста, дойдет до финала в Чарльстоне, но растеряет форму во второй половине сезона. Год 2008-й она начнет тоже ни шатко ни валко, пока все не перевернется в Берлине.
Преображение, случившееся с Сафиной в мае 2008-го, до сих пор с трудом поддается объяснению. Собственно, гипотез-то можно привести сколько угодно. Тут и явно улучшившийся фитнес и работа ног теннисистки, и использование ею грамотной оборонительной тактики, и приспосабливание специфической техники ударов под грунтовое покрытие, и расчистившееся от прежних фаворитов пространство тура. В общем, гипотез много – объяснения нет.
Пять камбэков против Энен, Серены, Дементьевой, Шараповой и снова Дементьевой (в каждом из этих матчей Сафина проигрывала первый сет, а во втором, как правило, уступала с брейком) заработали ей репутацию мастера winning ugly. Каждый из этих матчей изобиловал гигантским количеством ошибок, в том числе двойных, в каждом из них Сафина выглядела так, как будто сейчас рухнет от усталости, но каждый раз Динара продолжала гнуть свою линию – и соперницы, более талантливые, более титулованные и более опытные, гнулись. Энен так и вовсе погнулась навсегда. Выиграть турнир «Большого шлема» сходу Сафиной было не суждено, фортуна уже задолжала этот титул Ане Иванович.
Динара стала самой юной российской теннисисткой, завоевавшей одиночный титул WTA – 16 лет и 3 месяца
Пока Иванович почивала на лаврах, Сафина принялась за hard work, то есть выигрывание почти всего и вся на харде. Первым был взят Лос-Анджелес, где по дороге россиянка раздавила претендовавшую на первое место в рейтинге Янкович. Затем пришел черед Монреаля и Олимпиады. Канадский барьер был взят ею без особых трудностей, а вот в Пекине ей откровенно не повезло. Испорченное погодой расписание игр вынудило Динару проводить матчи в режиме нон-стоп, а ведь помимо одиночки она тащила на себе еще и пару с Кузнецовой, которая словно задалась целью лишить партнершу остатка сил. На финал против Дементьевой у Динары сил действительно не хватило.
Думая о том, почему так жестоки публика и журналисты были к Сафиной в качестве №1, невольно приходишь к такому выводу – Динара пала жертвой своей стабильности. Начиная с «Ролан Гаррос»-2008 на пяти турнирах «Большого шлема» и Олимпиаде она дошла до четырех финалов и двух полуфиналов – и ни в одном из этих матчей, когда на нее были обращены взоры всего теннисного мира, она не смогла показать не то что лучшего, но просто хорошего тенниса. Увы, резонанс от провалов в финалах гораздо мощнее, чем от поражений в третьих-четвертых кругах, и Сафиной ставился в упрек сам факт ее участия в решающих матчах. С треском проигрывать Гантуховой и Цибулковой, как выясняется, менее болезненно для имиджа, чем быть битой Сереной или Винус.
Кстати, о Серене. И она – без злого, думается, умысла – внесла свою лепту в карикатуризацию Сафиной. А тот факт, что девушка, которая «выиграла Рим и Мадрид», по-прежнему опережала в рейтинге действующую чемпионку US Open, Australian Open и «Уимблдона», окончательно делегитимизировал намбаванство Динары. Между тем после «Уимблдона» -2009 в годовом активе Сафиной значились два финала и два полуфинала на мэйджорах, четыре титула первой категории и множество приятных пустяков в виде лос-анджелесского титула и сиднейско-штутгартских финалов, а в пассиве – всего четыре поражения от игроков, не входящих в Топ-10 (два из них от Азаренко и Стосур). Сравните эти показатели со свершениями, особенно шлемовыми, нынешней первой ракетки и почувствуйте качественную разницу. Кстати, Динара стала также единственной из четырех «проблемных» лидеров рейтинга последних лет, кто может похвастаться победами над каждой из представительниц «Большой четверки».
В конце концов, если РГ может выиграть 30-летняя Скьявоне, его может выиграть кто угодно
Могла ли Сафина довольствоваться синицей в небе и послать хейтеров to the left? Вряд ли. Слишком много сил, труда и здоровья уже было ей вложено в то, чтобы подняться почти на самую вершину – так чего же останавливаться в шаге от нее? «Накачивание» ударов, излишнюю торопливость и агрессивность, появившуюся в ее действиях в начале 2009 года, обычно связывают с желанием Желько Краяна перестроить игру своей подопечной. Его же многие болельщики винят в том, что в погоне за результатом Динара загнала себя – мол, не уберег, не пресек, не давал отдыхать. Все так. Но попробуйте остановить азартного человека, когда у него «идет масть» – финал Штутгарта, победа в Риме, победа в Мадриде, финал «Ролан Гаррос». Вы действительно думаете, что играть так много и так успешно, несмотря на болячки, Динару заставлял тренер, а не ее собственное – фантастическое! – упорство и работоспособность? Кажется, что без этих качеств самой Динары не было бы тех блестящих пятнадцати месяцев (май 2008 – июль 2009) с 7 титулами, 7 финалами, 91 выигранным матчем и 16 победами над игроками Топ-10. Что же касается травмы – что ж, это плата за работу на износ. Жестокая плата, но, видимо, неизбежная.
Независимо от отношения к спортсмену, приязни или неприятия его игрового стиля, всегда жутко обидно, когда его карьера прерывается досрочно. Впрочем, в последние годы преждевременные выходы на пенсию и скоропостижные возвращения из нее случаются все чаще. Вопрос в том, ради чего возвращаться. Чтобы добрать то, что не смог взять раньше? В случае с Динарой это, по большому счету, титул на «Ролан Гаррос». В конце концов, если его может выиграть 30-летняя Скьявоне, то почему не может Динара. Мысль эта сколь утешительная, столь и обманчивая, но характера Сафиной не занимать, и если через год-два она захочет вернуться в теннис, то она это сделает. Хотя бы для того, чтобы уйти на своих условиях.