Первая победа Шумахера за «Феррари» – героизм под дождем на негодной машине со сломанным мотором. Михаэль гнал на 5 секунд быстрее фаворитов

Заставил соперников выглядеть идиотами.

2 июня 1996 года Михаэль Шумахер (на тот момент только двукратный чемпион «Ф-1») вошел в историю «Феррари» – выиграл первую гонку в составе Скудерии. Ему потребовалось 7 этапов – до триумфа в Испании немец лишь дважды брал поул, однако тогда «Уильямсы» слишком доминировали. Дэймон Хилл выиграл 4 гонки, Жак Вильнев – еще одну: казалось, никто не сможет бросить им вызов без форс-мажоров.

Потому победа Михаэля виделась как абсолютный героизм – ведь это теперь его доминирование в алых машинах после пяти титулов подряд воспринимается как нечто само собой разумеющееся. К тому же, даже конструктор «Феррари» того периода Джон Барнард признал F310 «не очень хорошей машиной» – ей не хватало прижимной силы из-за низкого носа, а общая философия болида создавала слишком много лобового сопротивления и компенсировала выигрыш в мощности от нового мотора на прямых.

Загружаю...

Но на Гран-при Испании Красному барону повезло: на Барселону обрушился дождь, снизивший потребность в скорости на прямых. Конкуренты из «Уильямса», занявшие первый стартовый ряд, зашли в тупик при обсуждении настроек: Дэймон Хилл остановился на варианте для сухой погоды, а Жак Вильнев выбрал промежуточный вариант. Михаэль же рискнул и полностью адаптировал болид под дождевую погоду с максимальным количеством прижимной силы.

Правота немца выяснилась уже на старте: Хилл моментально провалился вглубь пелотона. Правда, сам Шумахер не смог сразу воспользоваться ситуацией, поскольку его мотор практически заглох на первых метрах из-за сбоя новенькой коробки передач. Он откатился аж на девятое место – но к концу первого круга уже поднялся на шестое и проигрывал лидеру Вильневу 6,2 секунды. К двенадцатому кругу Михаэль вырвался во главу гонки, показав быстрейший круг – на 1,7 секунды лучше ближайшего конкурента. Когда же перед ним не осталось машин, мешавших обзору, будущий семикратный нарастил темп и отрывался от пелотона уже на 5 секунд с круга – в итоге за первую треть дистанции его отрыв составил 40 секунд! Шансов у Вильнева не было: он тратил на круг за 1.52-1.53 секунды, а пилот «Феррари» с большим количеством топлива на борту методично выдавал результаты в 1.47-1.48 секунды на круг.

Загружаю...

Конкуренты в то же время улетали с трека с завидным постоянством: борьбу досрочно закончили и напарник Михаэля Ирвайн (уже на первом круге), и Хилл, и Херберт, и Бергер, и Йос Ферстаппен.

К финальной трети гонки отрыв Шумахера вырос до минуты – и немец сбросил темп, чтобы гарантировано добраться до финиша даже с забарахлившим мотором (у V10 отказали два цилиндра). В итоге отставание второго места под клетчатым флагом зарегистрировали на уровне 45 секунд – колоссально для машины с бесконечными проблемами с прижимной силой в межсезонье.

«Михаэль продемонстрировал пример одного из величайших перфомансов всех времен, – написал после в автобиографии Дэймон Хилл. – Он заставил всех выглядеть идиотами».

«Я не думаю, что машина «Феррари» была блестящей, – признал и пораженный инженер «Уильямса» Джеймс Робинсон. – Она словно гнала по льду. Но это парень [Шумахер] – он просто нечто! Он показал себя великолепно».

Все проблемы F310: неуправляемость, провал с аэрообвесом, отсталость

«Мы оказались в полном дерьме, – вспоминал напарник Михаэля Эдди Ирвайн. – Тот болид – на втором месте в моем рейтинге самых ужасных авто (после «Ягуара» R2), которые когда-либо выходили на гоночную трассу. Чистой воды безумие. Как Михаэль водил эту машину – я не знаю и никогда не узнаю. Это меня впечатляло. Я сам боялся повернуть руль: невозможно было предугадать, как болид себя поведет – повернет сразу же, через полсекунды или секунду. Михаэль боролся с машиной на каждом миллиметре трассы. Я же не мог так себя насиловать».

Отличное описание творения самой титулованной и богатой команды «Формулы-1», не правда ли? Особенно с учетом имени создателя F310 – Джона Барнарда, легендарного конструктора-новатора, внедрившего в «Ф-1» карбоновый монокок и заднюю часть болида в виде «бутылочного горлышка» (оба решения используются до сих пор). Именно на его «Макларенах» Ники Лауда выиграл третий титул, а Ален Прост – первые два.

Загружаю...

Что же пошло не так при разработке болида для Шумахера?

Прежде всего штаб Барнарда слишком буквально воспринял смену регламента в области верхнего воздухозаборника, который правила предписали увеличить для повышения уровня защиты головы пилота. Инженеры «Феррари» просто увеличили его – наплевав на аэродинамические последствия. В итоге в начале сезона шлем Михаэля закрывал половину отверстия и мешал охлаждению – Красному барону пришлось гоняться согнувшись, чтобы мощность не страдала. Также шлем создавал множество завихрений и мешал задней части вырабатывать прижимную силу.

В то же время главные конкуренты из «Уильямса» сразу пошли более логичным путем, приподняв воздухозаборник над головой пилота.

Четыре гонки подряд «Феррари» не могла внести изменения в машину (подоспели лишь на пятом Гран-при в Монако). На старте сезона Скудерия проигрывала конкурентам минимум 0,5 секунды в квалификации и больше минуты – в гонке.

Еще Скудерия выделилась и особым устройством боковых воздухозаборников. Отверстия вышли высокими и узкими, причем без соединения с днищем.

Дизайн системы охлаждения нельзя однозначно заклеймить неудачным, но из-за выбора особого и неизвестного пути у инженеров Скудерии возникли огромные трудности с развитием общей концепции и выжимке из нее максимума. В итоге в первых гонках 96-го из-за структурных проблем с неработающими новинками Шумахеру и Ирвайну пришлось гонять с деталями 1995 года!

К примеру, менее экстремальное решение использовал «Бенеттон».

Понтоны B196 намного глубже утопили в корпус, снизив их размах – и потому Алези и Бергер и не так сильно страдали от чрезмерного лобового сопротивления на прямых.

Загружаю...

Кстати, видели высокий нос на F310? Такой презентовали еще в «Тиррелле» в 90-м – он кардинально увеличивал количество генерируемой прижимной силы благодаря повышению эффективности днища. Вот только на «Феррари» он появился только к середине сезона на Гран-при Канады – до него Шумахеру пришлось гонять с крайне консервативным концептом!

Скудерия буквально опоздала на 6 лет во внедрении мощной инновации – у «Уильямса», к примеру, высокий нос появился еще в начале 1995-го.

А у «Бенеттона», сделавшего Михаэля двукратным чемпионом, – вообще еще в 92-м.

Последствия конструирования плохой машины: Барнарда уволили

Босс «Феррари» Жан Тодт еще в середине сезона выразил недовольство медленным темпом развития болида и потребовал перенести процессы из британского подразделения в Маранелло для более полного контроля и сокращения производственной цепочки – и Барнард предсказуемо отказался. Итог – потеря должности технического директора и переформирование английской ветви в независимое конструкторское бюро. Место создателя F310 в итальянской организации заняли Росс Браун и Рори Берн, дотащившие Скудерию вместе с Шумахером до бесконечных титулов и полного доминирования.

Тем не менее, машина 1997-го стала полным наследником болида из 1996-го – даже получила название F310B. Джон Барнард незадолго до увольнения исправил главные недостатки предыдущей версии шасси (к примеру, боковые понтоны сделали меньше – в точности как у «Бенеттона») и позволил Шумахеру зарубиться за титул с Жаком Вильневом до последнего этапа – впрочем, дорабатывал болид уже новый технический штаб.

Конструкторское бюро Барнарда же заключило контракт на исследования и разработки для команды Алена Проста в 98-м и сотрудничала с великим французом до самого конца приключения в «Ф-1». Четыре подиума Оливье Паниса – заслуга и английского инженера. После ухода «Проста» из Гран-при Барнард больше не работал на вершине автоспорта – все-таки период в «Феррари» с 93 по 96 годы без громких побед сильно подкосили его репутацию: 5 выигранных Гран-при никак нельзя назвать успехом. А блестящий личный вклад Шумахера только подчеркнул печальное качество болидов «Феррари» на фоне силы конкурентов.

Загружаю...

«Три победы Шумахера в том сезоне – одно из величайших достижений за всю историю гоночного спорта», – не скрывал Эдди Ирвайн.

Шумахер первым в истории «Ф-1» потребовал спидометр в болид. Инженеры смеялись, но Михаэль использовал его для изучения пилотажа

Революцию рулей в «Ф-1» запустила первая «Феррари» Шумахера. Из примитивных «баранок» – в суперкомпьютеры

Провал «Феррари» перед эрой Шумахера случился из-за глупейшей ошибки мотористов. Они перепутали стороны болида и испортили охлаждение

Фото: formula1.com; Gettyimages.ru/Bongarts, David Taylor; globallookpress.com/firo Sportphoto//augenklick/firo Sportphoto, Harry Melchert/dpa, National Motor Museum, via www.imago-images.de/www.imago-images.de, Harry Melchert; East News/JEAN-LOUP GAUTREAU, ferrari.com

 

Популярные комментарии
Дмитрий Елисеев
Это прозвище Сенны
Ответ на комментарий Earmack
Одно из прозвищ Шуми было как раз «Человек дождя». Интересно было вспомнить былое, интересная статья.
Earmack
Одно из прозвищ Шуми было как раз «Человек дождя». Интересно было вспомнить былое, интересная статья.
shurik fomin
Шуми Регенмайстером тоже называли
Ответ на комментарий Дмитрий Елисеев
Это прозвище Сенны
Еще 20 комментариев
23 комментария Написать комментарий