Элио де Анджелис и его карьера глазами Найджела Робака
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Элио де Анджелис частично напоминал мне Криса Эймона. Он не был так же хорош (мало кто был), но у него тоже был врожденный талант, и его тоже считали хорошим парнем. Как будто Господь дал им способности, но позабыл о безжалостности. Для Элио, как и для Криса, гонки были приятной частью его жизни, но не единственной, и они оба не были святыми. Оба курили, любили опрокинуть пару бокалов, были не слишком организованными, и по-другому жить они не могли.
Возможно, это связано с их юношескими годами. Им не приходилось вытаскивать себя из пучины бедности, как какому-нибудь боксеру из Бронкса. Де Анджелис, как и Эймон, родился в обеспеченной семье и у него не было особых стремлений. Оба начали гоняться в юном возрасте: Крису было 19, когда он дебютировал в Ф1, Элио – 20. К тому времени римлянин стал чемпионом итальянской Ф3, а также, что было более важно и престижно, победителем гонки Ф3 в Монако. В 1979 он присоединился к команде Shadow, его лучшим результатом было 4-ое место в Уоткинс-Глен.
Джо Рамирез тогда тоже работал в Shadow, и они стали близкими друзьями. Джо вспоминал: «Во многом Элио был похож на Франсуа Севера. Обаятельный, живой, и, как и Франсуа, прекрасный пианист. При всем его богатстве он был очень приземленным: когда он подписал свой первый контракт, мы отправились отпраздновать это в кофейню Cagney’s в Нортхэмптоне, где мы взяли гамбургеры и чипсы! Я помню тесты в Поль-Рикаре. Трасса была влажная, и никто не хотел выезжать, но дождь прекратился, и кто-то предложил, чтобы мы взяли свои арендные машины и выехали немного подсушить трассу! Я выехал с Элио, и за ним было очень интересно наблюдать: он гнал на полную всю дорогу, замедляя машину рулем! Конечно, сейчас никто не станет так делать, не так ли?»
Да, Shadow скорее были аутсайдерами, но де Анджелис в своем первом сезоне показал достаточно, чтобы привлечь внимание других команд, и в 1980 он перешел в Lotus и стал напарником Марио Андретти. Альянс, который продлился шесть сезонов, поначалу выглядел перспективно. Элио финишировал вторым в Интерлагосе в своей второй гонке за команду. В 1982 он выиграл свою первую гонку, опередив всего на несколько метров Кеке Росберга в Австрии – то была последняя победа при жизни Колина Чэпмена.
К тому времени вовсю шла турбоэра, и в 1983 у Lotus были двигатели Renault. Год был омрачен ненадежностью техники, но следующий сезон был лучше: побед не было, но де Анджелис четырежды был на подиуме и стал третьим по итогам чемпионата далеко впереди напарника, Найджела Мэнселла.
В 1985 Мэнселл ушел в Williams, а де Анджелис оказался в команде с новым напарником, Айртоном Сенной. Жизнь начала меняться. В Эшториле, во второй своей гонке за команду, Сенна блестяще одержал победу. И хотя Элио выиграл следующую гонку в Имоле и возглавил чемпионат, стало ясно, как все будет развиваться. Никому не пожелаешь оказаться в такой ситуации. Талант Сенны был шоком для всех, но де Анджелис в Монреале показал, что тоже не лыком шит, опередив напарника в квалификации на 0,249 секунды. Я тогда шел в паддок вместе с Айртоном и помню его слова: «Как он показал такое время? Я не знаю, как он это сделал».
В конце сезона между ними был совсем небольшой отрыв, Сенна в чемпионате стал четвертым с 38 очками, а де Анджелис пятым с 33. Но Элио устал от жизни в команде, которая теперь принадлежала Айртону, и в 1986 он перешел в Brabham. Большие надежды были связаны с новой BT55 Гордона Маррея, чей низкий профиль был спроектирован под двигатель BMW, но были проблемы с подачей масла, и машина оказалась не слишком быстрой. После обескураживающего Гран-При Монако команда отправилась в Поль-Рикар на тесты, и там де Анджелис погиб.
Статья: История того дня в Поль-Рикар
В скоростной «эске» после стартовой прямой у машины сломалось заднее крыло – позже была обнаружена оторвавшаяся торцевая пластина именно в том месте, где Элио потерял контроль. Машина взмыла в воздух, затем несколько раз перевернулась, упала на рельс безопасности и в итоге застыла в перевернутом состоянии. Капсула гонщика не пострадала, но топливный бак был поврежден, когда машина ударилась о барьер. Топливо начало вытекать. Де Анджелис на тот момент лишь сломал ключицу. А когда приехала машина с оборудованием для тушения, оно оказалось едва работающим, его долго не могли включить, а, когда получилось, то зачем-то вместо горящей задней части машины начали «тушить» кокпит. Для Элио это было смертельно, ведь ему и так нечем было дышать…
Де Анджелису не хватало воздуха, он был заперт таким образом в машине 10 минут, а до прилета вертолета прошло еще полчаса. Причиной смерти стала асфиксия.
Джо Рамирез вспоминал: «Это было большое горе. Даже сейчас я с болью вспоминаю о том, как он страдал. Он не был серьезно ранен, но ему нечем было дышать. Ужасно». Смерть де Анджелиса вызывали боль, скорбь и ярость. Элио погиб в аварии не по своей вине, и он должен был остаться жив. А попытки спасти его были никчемными и недостаточными. В итоге машину перевернули вовсе не маршалы на трассе, а члены команды.
Песня Элтона Джона «Song For Guy», где не было слов, а только пианино и которая была посвящена парню, работавшему на Элтона и погибшему в ДТП, была любимой у Элио. Именно она играла на его похоронах. Когда я слышу ее, я вспоминаю о замечательном парне с прекрасным чувством юмора и манерами человека другой эпохи.
Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за февраль 2022.
Фото: MotorsportImages.com
Этот блог в соцсетях: