Суровый прогрев шин в «Ф-1» 80-х: кипяточком из обычного чайника. Руками будущего босса чемпионата Берни Экклстоуна

Тогда он владел чемпионской командой.

Современная «Формула-1» – невероятно сложная и многогранна: здесь больше недостаточно быть просто самым быстрым парнем с лучшей реакцией или построить самый мощный мотор. Конкуренция выросла так сильно, что часто судьба первых мест зависит от умного использования доступных ресурсов – и часто за обсуждением технических инноваций или поиска дополнительных лошадиных сил или км/ч на прямых о них просто забывают.

А ведь именно такие мелкие нюансы сейчас приобрели пиковое значение!

«Наиболее важный момент в нынешней «Ф-1» – умение извлекать максимум из резины, а именно держать износ и перегрев шин под контролем, – рассказал бывший гонщик «Уильямса» Сергей Сироткин. – Когда говорим про рабочее окно резины, мы понимаем под этим, что любая шина выдает свое максимальное сцепление с дорогой при определенном соотношении температуры ее верхнего и внутреннего слоев. И все гонщики стремятся как можно раньше ввести покрышки в этот оптимальный диапазон и как можно дольше их в нем удерживать.

Загружаю...

Например, резкие маневры создают микроскольжения и трение между колесом и дорогой. Это повышает температуру верхнего слоя покрышки и частенько приводит к его перегреву. А движение на большой скорости и с большой боковой или продольной нагрузкой (быстрый поворот или жесткое торможение) наоборот – передает наибольшую энергию на шину. Что и заставляет прогреть всю покрышку целиком изнутри.

Температурное окно – соотношение температуры верхнего слоя резины, которым она касается дороги, с общей температурой всего колеса, его основания. В особенности это важно с резиной «Пирелли», которая крайне чувствительна к этому и оптимально работает только тогда, когда вы попадаете в нужные показатели с точностью чуть ли не до градуса. Когда до нужного уровня нагреты и верхний слой, и внутренняя часть, когда вы соблюдаете все параметры – тогда резина работает хорошо».

Ключ к скорости в «Ф-1» – быстрый прогрев шин. Но их нельзя «включать» резкими рывками – инсайд экс-гонщика «Уильямса» Сироткина

В попытках облегчить гонщикам задачу и удерживать колеса в нужных температурах как можно дольше команды даже придумали специальные грелки-термочехлы – по инсайду босса «Альфа Таури» Франца Тоста, они стоят под 400 тысяч евро на сезон!

И важность попадания в нужные диапазоны поняли еще в 80-х – правда, тогда «грелок» еще не было, и справлялись максимально хардкорными методами.

Великий кадр: будущий супремо «Ф-1» Берни Экклстоун (создавший серию как коммерчески успешный чемпионат в том виде, каким мы его знаем) помогает с подготовкой машины для своей команды «Брэбэм».

Берни владел ею с 1972-го по 1987-й – с ним Нельсон Пике дважды стал чемпионом, а в 75-м и 81-м команда занимала вторые места в Кубке конструкторов.

И главной фишкой «Брэбэма» в те годы как раз была полная открытость всему новому – к примеру, именно организация Экклстоуна придумала и внедрила скоростные пит-стопы.

Загружаю...

«Я зачитывал регламент до дыр и постоянно искал лазейку или обходной путь, – вспомнила главный инженер «Брэбэма» на тот момент Гордон Марри. – Я думал о массе – всегда пытался ее снизить. Тогда 0,45 кг веса примерно равнялось выигрышу 0,1 секунды на круге. Расчеты не заняли много времени. А затем я подумал: «Погодите минутку! Огромный процент массы машины – это топливо».

Я понял: если сократить эту массу вдвое и поехать на X секунд с круга быстрее, то быстрый и эффективный пит-стоп позволит победить в гонке на меньшей загрузке!

Были и другие преимущества: заполненный наполовину бак понижал центр тяжести, машина становилась быстрее с каждым кругом. Еще шины. Мы знали, что они изнашиваются по ходу гонки. Поэтому мы стали менять покрышки – и тогда машина ехала быстрее на секунду или две на первых 5-10 кругах.

Тогда «Брэбэм» был крошечной милой командой с маленьким по сравнению с «Феррари», «Маклареном» или «Уильямсом» бюджетом. И мы стали убийцей гигантов».

Но главной проблемой стали именно шины: тогда они толстыми и прогревались лишь за несколько кругов. Вот таким способом время выведения в нужные температура сокращалось, и концепция заработала.

Эволюция пит-стопов: бочки из-под пива сократили работу с 2 минут до нескольких секунд

Аутсайдер «Ф-1» бесплатно ускорил пит-стопы – просто сдвинул разметку под углом. Правила позволяют – но никто не рискнул скопировать

В «Ф-1» под охлаждение заточена даже краска и покрытие корпуса. Ее наносят и в мастерских для обычных машин, но болиды обрабатывают по 96 часов

Популярные комментарии
Lordk
Комментарий удален модератором
Ответ на комментарий Vale Rossi
375 тысяч евро за сезон за термочехлы?! Они из золота? И за сезон изнашиваются?
flegmatichen
На фотке главный секрет успехов в переговорах у Берни. Берёшь чайник с кипятком. Льёшь в нужное место. Контрагент становится гораздо сговорчивее. Так Ф1 стала глобальной серией. Старая школа )
Vale Rossi
375 тысяч евро за сезон за термочехлы?! Они из золота? И за сезон изнашиваются?
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий