В женском биатлоне сплошная боль: похоже, тренер ни на что не влияет, да и оставаться в сборной с его настроем нет никакого смысла
Эстафета на этапе Кубка мира в Эстерсунде, в которой наши биатлонистки стали только 8-ми – справедливый итог начала сезона для женской команды.
Нет, она совсем не такая безнадежная, как кажется по результату, но сегодняшнее выступление – самая точная иллюстрация ее состояния.
Сначала пунктирно по именам.
• Вспомните первый этап, который выиграла Кристина Резцова – пожалуй, лучший отрезок сборной за все пять гонок: стрельба на ноль, достойная скорость (да, медленнее Персон, Фойт, Витоцци и Бескон, но все равно), эмоции. Сказка продолжалась всего 17 минут – дальше случился коллапс, к которому мы привыкли за последние дни.
По сути, после первой передачи не случилось ничего особенного – каждая из россиянок только подчеркнула слабости, которые били по глазам в личных гонках.
• Лариса Куклина вывела сборную из борьбы тремя промахами, безумно долгой стрельбой и слабым ходом – весь декабрь биатлонистка задавалась вопросами, куда пропала ее точность.
«Сама себе удивляюсь, такой стрельбе. Конечно, не та стрельба, не моя стрельба. Наверное, все идет от головы. Видимо, какая-то проблема есть», – после победы на отборе Куклина совсем растеряла точность: только 81% попаданий против 84 прошлогодних.
Без хорошей стрельбы Куклина слишком сомнительный герой для эстафеты – после четырех гонок она самая медленная в сборной: сегодня это вылилось в 48 секунд отставания ходом от Алимбековой и Шевалье-Буше и итоговые минуту и 17 секунд от лидера.
• Светлана Миронова несколько сезонов подряд живет в Кубке мира словно абстрагируясь от результатов – и личных, и командных. Репутация потенциально быстрейшей биатлонистки в элите тоже в прошлом – после четырех личных гонок Мироновой нет даже в топ-25 по скорости.
Компенсировать завал Куклиной, проигрывая Эльвире Оберг больше минуты ходом и стреляя с 71-процентой точностью – задача невероятная, особенно для Мироновой, которая давно не выглядит мотивированной. Реальность – еще минута от лидера и минус три позиции вниз.
• Ульяна Нигматуллина весь прошлый сезон смотрелась единственным нестыдным вариантом на четвертом этапе, но и тогда, и сейчас оставались вопросы – в первую очередь по скорости. Ульяна и после сегодняшней откровенно слабой – по всем параметрам – гонки кажется незаменимой в эстафете, но, возможно, на четвертом этапе больше пользы в будущем может приносить Резцова.
***
Говорят, что любая команда похожа на своего тренера – настроем, эмоциями, поведением. Даже если это кем-то придуманный штамп, то нашей женской команде максимально соответствует – она словно воспроизводит тот депрессивный экзистенциализм, который исходит от тренера Михаила Шашилова.
Да, он ведет себя достойно, взваливает на себя ответственность и олицетворяет всю боль женского биатлона в России. Но, кажется, уже не верит в то, что его работа хоть на что-то влияет. Только самые свежие примеры.
1. «Я максималист, так что вся проблема, видимо, во мне. Что еще скажешь, если проиграли?»
2. «Миронова заглубилась в себя, но она будет в порядке, я в это верю. Может, впрочем, только я и верю»
3. «Не мог не посмотреть в эстафете Ларису Куклину, не услышать от нее очередные упреки»
Похоже, биатлонистки тоже начинают сомневаться – в их резких вопросах все чаще всплывает обращение к тренеру.
Если вы читали большое и эмоциональное интервью Шашилова Sports.ru, то наверняка поняли, что он честный и упрямый мужик. Но тренировать сборную с фатальным настроем, наверное, нет никакого смысла. «Могу уйти хоть сейчас» – точно не тот девиз, которым мотивируют и ведут в главный сезон последних лет.
«Хочешь потерять друзей – иди тренировать сборную». Интервью-исповедь Михаила Шашилова – шефа биатлонисток
Еще тревожнее, что пока все, что делает Шашилов, мимо – и в этом ключевое отличие от мужской команды, где есть жизнь и динамика.
• Лучшие в команде – Кристина Резцова и Ульяна Нигматуллина – на предсезонке не тренировались со сборной и не планировались Шашиловым в основу. Кристина сверкнула на отборе, Ульяну еще ранней осенью продавило Правление СБР за результаты в прошлом сезоне.
Они совсем не зажигают в личных гонках (по одному заезду в топ-15 через индивидуальную гонку – очень специфическую и редкую дисциплину), но это только подчеркивает, насколько слабы те, кто готовился по планам старшего тренера.
• У всех, кто прошел сборы с Шашиловым, похожие симптомы – беда со стрельбой, слабый даже по сравнению с прошлым сезоном ход, провал на последнем круге.
«Народ будет выступать на своем уровне, все более-менее в хорошей форме. Это состояние надо продержать до февраля, а там будет чем добавить. Для начала два-три человека будут залезать в двадцатку, кто-то в десятку. Это трамплин, все надо делать потихонечку – нельзя сразу стрелять нули, к этому надо прийти», – перед сезоном Шашилов не обещал ничего сверхъестественного, но, кажется, сейчас все еще хуже плана.
• Конфигурация состава на Кубок мира изначально вызывала сомнения – слишком спорные по нему принимались решения. Тем удивительнее, насколько упорно Шашилов отказывается от ротации в то время, пока на Кубке IBU звенит Анастасия Шевченко, к которой иногда присоединяется Евгения Буртасова.
На примере мужской сборной видно, что держаться за балласт вряд ли есть смысл, но, возможно, упорная вера в Казакевич и Васнецову – тот случай, когда тренерский выбор заслуживает уважения. Должны же быть в этой сборной биатлонистки, которые не только упрекают, но и за что-то благодарны тренеру. Да и гарантии, что станет лучше – никакой: на контрольных стартах наши биатлонистки были предельно серы и одинаковы.
• Даже сегодняшняя расстановка, в которой самую быструю биатлонистку зажали в тиски первого этапа, а самую медленную отправили на второй, где создаются отрывы, вызывает удивление – каким был план? Или это что-то из древних практик слабых сборных с единственной звездой – засветиться перед камерами хотя бы на четверть часа?
Грустно признавать, но наш женский биатлон – боль, которая всякий раз читается на лице Шашилова.
Возможно, к ней просто надо привыкнуть.
Кубок мира по биатлону
Эстафета
1. Франция (Анаис Бескон, Анаис Шевалье-Буше, Жюлия Симон, Жюстин Брезаз-Буше) – 1:10.30,3 (0+4)
2. Беларусь (Ирина Кривко, Динара Алимбекова, Елена Кручинкина, Анна Сола) – 57,9 (0+6)
3. Швеция (Линн Перссон, Муна Брурссон, Эльвира Оберг, Ханна Оберг) – 1.09,6 (2+11)
4. Норвегия (Эмили Калкенберг, Тириль Экхофф, Ингрид Ланмарк Тандревольд, Марте Ульсбю-Ройселанн) – 1.09,8 (1+7)
5. Германия (Ванесса Фойгт, Дениз Херманн, Янина Хеттих, Франциска Пройс) – 1.26,8 (0+4)
6. Италия (Лиза Виттоцци, Доротея Вирер, Самуэла Комола, Микела Каррара) – 2.58,3 (1+10)...
8. Россия (Кристина Резцова, Лариса Куклина, Светлана Миронова, Ульяна Нигматуллина) – 3.10,6 (0+10)
Фото: globallookpress.com/Maxim Thore, Kalle Parkkinen; РИА Новости/Александр Вильф