Первый бразильский чемпион - Эмерсон Фиттипальди и его карьера

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Путь и подъем Фиттипальди в автоспорте был плавным. Он родился в Сан-Паулу в 1946, был очень хорош в картинге, а к 1969 перебрался в Англию, где блистал в Formula Ford, а затем в Формуле 3. А в середине 1970 его позвали присоединиться к Lotus. Всего в своей второй гонке, в Хоккенхайме, Эмерсон финишировал четвертым за рулем Lotus 49. В Монце он получил модель 72, за рулем которой Йохен Риндт выиграл чемпионат мира.

«В первый день я попал в серьезную аварию: я бросил взгляд в зеркало, пропустил точку торможения, а когда посмотрел перед собой, то увидел Ferrari Игнацио Гинти. Я врезался в него, перелетел через барьер и столкнулся с деревьями. Правда, самым трудным было объяснить Колину Чэпмену, что же случилось – Йохен должен был стартовать на ней на следующий день. Она была совсем новой, я должен был просто проверить ее, но теперь машина была разрушена. Я был честен с ним и сказал, что я облажался».

Загружаю...

В субботу на машине Риндта сломались тормоза перед поворотом Parabolica, ее дернуло влево, и произошло столкновение с барьером на скорости 240 км/ч. Там невозможно было выжить, для Фиттипальди это тоже был удар: Риндт был не только его напарником, Эмерсон боготворил австрийца. «Эмоционально это было тяжело. Я завтракал с Йохеном тем утром в отеле de la Ville, и он попросил меня гоняться за его команду в Формуле 2 в следующем году. Через несколько часов он погиб, и тогда я понял, насколько наши жизни хрупкие – шансы погибнуть были очень велики».

Оставшиеся машины Lotus были сняты с гонки, а затем команда пропустила этап в Моспорте. Затем была гонка в Уоткинс-Глен, там Эмесрон квалифицировался третьим позади Жаки Икса и Джеки Стюарта, а на следующий день победил в своей всего лишь четвертой гонке в карьере. Он признавал, что ему повезло, но Фиттипальди проехал гонку без ошибок. Та победа была очень важна для команды, которая только что потеряла своего лидера. Теперь Эмерсон был полноценной частью команды, а в 1972 он выиграл титул, одержав 5 побед в 12 гонках.

 

«Lotus 72 и Penske PC18 были лучшими машинами, которыми я когда-либо управлял. В обоих случаях я мог говорить с машинами, а машины говорили со мной. Обычно такого не происходит, но, если это ощущение есть, то это потрясающе. Хотя я выиграл титул в 1972, Lotus 72 была в лучшей форме на следующий год, а моя лучшая гонка была в Аргентине. Тогда впереди меня были две машины Tyrrell, Франсуа Свевер и Джеки Стюарт. В какой-то момент у Джеки случился прокол, а я наконец смог обогнать Франсуа. На пределе всю гонку».

Загружаю...

В 1974 Фиттипальди ушел из Lotus в McLaren, где он продолжил отлично выступать и выиграл второй титул, а на следующий год стал вице-чемпионом (Лауда выиграл титул). «В McLaren я провел два отличных сезона, а потом принял неверное решение. Мой брат Уилсон и я решили построить собственную машину, и он управлял ей в 1975. Затем я присоединился к команде, но мы недооценили сложность задачи: и техническую сторону, и финансовую. В последние два года в Ф1 я приезжал на гонки, только потому что так надо было. Не слишком здорово».

Fittipaldi Automotive продолжала существовать еще два года, Эмерсон был руководителем, но к концу 1982 все было кончено, и он вернулся в Бразилию. Поначалу он не скучал по гонкам, но в 1984 принял предложение опробовать машину March IMSA в Майами. Там он встретил Пепе Ромеро, который сказал, что покупает машину March для Indycar, и предложил Эмерсону место. Так началась вторая карьера бразильца. «Мне нравилось гоняться в Формуле 1, но я чувствовал себя более расслабленным в Indycar – это то, в чем я нуждался в тот момент».

 

Позже в 1984 он присоединился к Patrick Racing, заменив молодого Чипа Ганасси, который пострадал в аварии в Мичигане. Через год на той же трассе он выиграл свою первую гонку там, а в 1989 Эмерсон выиграл и чемпионат. «Из того сезона я помню лучше всего Индианаполис и сражение с Алом Унзером-младшим. Я лидировал ближе к концу, но затем был желтый флаг, и я заехал в боксы. Оставалось 15 кругов всего лишь, а меня заправили по полной! Моррис Нан все посчитал и был в ужасе, но Пэт (Патрик) сказал: «Я босс!». На рестарте был кошмар, я видел, как Ал приближается, и я не могу оторваться – я не знал, что у меня полный бак топлива. Он легко меня обогнал, оставалось четыре круга, все было плохо – такова Инди 500! Шел 199-й круг, оставался последний, и в первом повороте мы наткнулись на более медленные машины. Ал задержался чуть дольше меня, и я вышел из второго поворота гораздо лучше, а в третьем мы были бок-о-бок. Я сказал себе, что не уберу ногу с педали, но впереди был еще один круговой, и в грязном воздухе позади него я потерял прижимную силу и начал скользить по трассе. Ал и я коснулись, и мне повезло: он вылетел, а я остался на трассе…»

Загружаю...

Четыре года спустя Фиттипальди оказался в такой же ситуации. Теперь он гонялся за Роджера Пенске, лидировал на последних кругах, а Найджел Мэнселл, шедший третьим, вылетел с трассы. Эмерсон вспоминал: «Ранее в гонке я ехал очень далеко позади Найджела. Он выступал в Индианаполисе впервые, и он был невероятен, но я не удивился, когда он все-таки задел стену. Айртон Сенна, который гонялся с ним в Ф1, предупредил меня и рассказал, чего ожидать! Мэнселл прекрасный гонщик, но он все время как будто все делал в спешке. Он входил в поворот на пределе, а затем как-то умудрялся выйти из него целым. Когда он задел стену, вывесили желтый флаг, и он получил преимущество от этого, его машина не была повреждена, и он сократил отставание! К счастью, когда случился рестарт, мне хватило опыта, чтобы оторваться».

Фиттипальди оставил гонки в 50 лет в 1996. И он всегда любил обе своих карьеры, оба мира. «Мне сильно повезло, не так ли? Я гонялся против таких гонщиков, как Стюарт и Лауда в Формуле 1, а также против Майкла Андретти, Ала-младшего, Рика Мирса в Indycar. И против великолепного Марио Андретти, который гонялся и там, и там».

Загружаю...

Таким был за рулем и сам Фиттипальди.

Это перевод статьи Найджела Робака из журнала GP Racing UK за июль 2021.

Фото: MotorsportImages.com

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
На максимальной скорости
Популярные комментарии
Gal98
Застал ещё трансляции Индикара про Евроспорту, когда выступал Фиттипальди. Долго не мог поверить, что это тот самый чемпион Формулы из 70-х (историю Ф-1 уже тогда знал нормально), а не однофамилец какой-то :) И машина у него была красно-белая, как МакЛарен Форд (и МакЛарен Пежо) тех лет.
1 комментарий Написать комментарий