В «Ф-1» зачистили команду под сына русского миллиардера и Шумахера. Выбросили двух опытных пилотов с десятком подиумов на двоих

Новая бомба трансферного рынка.

Вплоть до Гран-при Португалии именно «Хаас» мог похвастаться самой фактурной и суровой парой пилотов – некогда сверхталантливый Ромен Грожан, заслуживший за карьеру в 177 Гран-при не только 10 подиумов, но и титул главного крэшера чемпионата, а также Кевин Магнуссен – тот самый парень, который взял подиум за «Макларен» в первой же гонке в «Ф-1», а потом прославился как главный грубиян серии и адепт максимально жесткой обороны.

Однако теперь мы, похоже, больше не увидим их в Гран-при: оба 22 октября объявили об уходе из «Хааса» в конце сезона (хотя у Магнуссена, например, оставался еще год по контракту). Американская команда решила резко изменить политику работы с пилотами и переключиться на молодых дебютантов с огромными финансовыми возможностями. И болельщики из России могут ждать отличных новостей уже к концу ноября.

Загружаю...

По слухам и инсайдам, в «Хаасе» в 2021-м поедут Никита Мазепин и Мик Шумахер

Об уходе Магнуссена и Грожана предполагалось еще месяц назад: сразу несколько изданий с разным уровнем связей в паддоке рассказывали об активных переговорах между американской организацией и Дмитрием Мазепиным – отца гонщика «Формулы-1» и владельца «Уралхима» и «Уралкалия» с состоянием более 1,6 миллиарда долларов: французский Canal+ поведал о договоре между «Хаасом» и Никитой Мазепиным на 2021-й, а через неделю итальянская редакция Motorsport уточнила – речь идет сразу о двухлетнем контракте.

Правда, ожидать объявления раньше начала декабря не стоит. Мазепин хоть и сильно выступает в «Ф-2» (у него две победы, три подиума и шестое место в общем зачете с отставанием всего в 7 баллов от топ-3), но еще не обладает суперлицензией, дающей право на выступления в «Ф-1». Лицензию не дадут раньше завершения гоночного сезона, а значит до 6 декабря вряд ли стоит ждать новостей с подтверждением трансфера.

Год назад над русским гонщиком смеялись. А он теперь побеждает в «Формуле-2»

Впрочем, других вариантов для Никиты нет, ведь в «Формуле-2» он, похоже, не останется: французское издание Auto Hebdo слило новости о переговорах принадлежащей Дмитрию Мазепину команды «Хайтек» с пилотами «Ред Булл» Лиамом Лоусоном и Юри Випсом на 2021-й. Вряд ли можно представить трансфер Мазепина-младшего в другой коллектив молодежной серии – тогда зачем выбрасывать под десяток миллионов долларов на собственную?

Загружаю...

А кандидат номер один на второе место в «Хаасе» по данным все того же итальянского Motorsport – соперник Никиты по «Формуле-2» Мик Шумахер! Раньше его связывали с возможным переходом в «Альфа Ромео», но, судя по всему, планы на сына Михаэля со стороны «Феррари» изменила ситуация в нынешней «Ф-1». Скудерия решила упрочить связи с Хаасом», предоставив американской команде лидера «Ф-2» с огромным коммерческим потенциалом и закрыв любые слухи о возможном переходе партнера на силовые установки и прочие узлы от «Рено». Да и в «Альфа Ромео» ситуация с пилотами до сих пор не очень ясна: Кими Райкконен так и не принял финальное решение насчет еще одного сезона в «Ф-1», а из-за задержки со стороны финна «Феррари» не может решить, убирать ли из второго кокпита Антонио Джовинацци или все-таки оставить.

Да и сам босс «Хааса» Гюнтер Штайнер еще после Гран-при России подтверждал сам факт переговоров с Мазепиными – хоть и без какой-либо конкретики. Зато постоянно оговаривался в прессе в стиле «надеюсь, Грожан и Магнуссен ведут переговоры с другими командами «Ф-1» – так что и француз, и датчанин давно получили максимально прозрачные намеки.

До недавнего времени еще одним претендентом на место в «Хаасе» пресса считала изгнанного из «Рейсинг Пойнт» Серхио Переса – мексиканский гонщик обладает солидным спонсорским пакетом, а также представляет хороший рынок для станков, производимых головной компанией Джина Хааса. Однако новые намерения Скудерии и Шумахера сняли вопрос о вакансии в коллективе Штайнера, да и сам Перес неоднократно заявлял о нежелании бороться в подвале пелотона за предпоследние места.

Загружаю...

По слухам, владелец «Хааса» собирается продать команду Мазепиным. Но есть и более выгодный путь

По версии немецкого издания Bild русский миллиардер проявлял заинтересованность не просто в покупке места для сына, но и в полной приватизации команды «Ф-1». В переговоры о продаже вполне можно было поверить, ведь владелец организации Джин Хаас неоднократно высказывал сомнения в желании и дальше вкладывать по 50-60 миллионов долларов в год без серьезной отдачи в виде результатов на треке. Хоть представители команды и опровергли сразу же любые слухи о возможной сделке – мало кто поверил в официальный пресс-релиз.

Однако для понимания мотивов и выгод Хааса сперва нужно рассмотреть финансовую ситуацию команды за последние годы в принципе. Американская организация всегда оперировала одним из самых маленьких бюджетов в «Ф-1» – от 100 до 150 миллионов долларов – и призовые покрывали лишь около половины затрат.

Все деньги «Формулы-1»: главные команды тратят по $400 миллионов в год, но прибыли не добивается никто

Из-за отсутствия крупных партнеров Хаасу приходилось вкладывать в гоночный проект в «Ф-1» огромные суммы. В 2019-м место генерального спонсора попытались заполнить компанией Rich Energy – но в итоге все привело к неплатежам, конфликтам и досрочному разрыву контракта. По сути, сейчас у «Хааса» лишь один более-менее крупный рекламодатель – личный партнер Кевина Магнуссена Jack & Jones, но он приносит меньше 10 миллионов в год.

Загружаю...

Казалось бы, в таких условиях продажа команды весьма логична, но все меняют два фактора.

Во-первых, уже с 2021-го в «Ф-1» вводят потолок бюджетов – на болид и основную часть персонала нельзя будет тратить больше 135 миллионов, так что разрывы в ресурсах у организаций сильно сократятся. «Хаас» получит новый шанс на спортивный успех.

Во-вторых, благодаря пилотам с огромным спонсорским потенциалом (Шумахеру) и большим бюджетом (Мазепину) вся диспозиция по затратам со стороны владельца меняется. Несколько крупных контрактов позволят Хаасу снизить собственные финансовые вливания с 50 до 10 миллионов долларов или вовсе до нуля – и в полной продаже крепкого маркетингового проекта уже не окажется смысла. Американский промышленник ввязался в авантюру с «Ф-1» точно не для того, чтобы выйти при любом удобном случае – ему нужно продвигать бренд завода по производству станков, и с возможным ростом результатов при снижении затрат ценность актива только вырастет.

Намного логичнее выглядит спонсорская двухлетняя сделка с Мазепиными либо продажа части акций организации с дальнейшим владением на партнерских отношениях. Оба варианта обойдутся намного дешевле полной покупки, да и польза для обеих сторон может выйти более осязаемая.

Загружаю...

Так что новой полностью русской команды в «Ф-1» пока не будет.

Карьерам Грожана и Магнуссена в «Ф-1» конец

Конечно, формально свободные места еще остаются: в «Ред Булл» в данный момент не уверены насчет напарника для Макса Ферстаппена и «Альфа Ромео» до сих пор официально не подтвердила ни одного пилота на 2021-й. Теоретически и у Ромена, и у Кевина были бы шансы зацепиться за оба варианта – если бы на рынке не присутствовали более солидные конкуренты.

«Ред Булл» все-таки предпочитает продвигать в основную команду собственных пилотов, но сейчас австрийская компания столкнулась с небольшим кризисом в молодежке – Алекс Албон окончательно предстал нервным гонщиком с бесконечными одинаковыми ошибками при попытке атак. В хоккее таких называют «баст».

Второй пилот «Ред Булл» совсем поплыл: завалил старт, разрушил полмашины Квяту, едва не вынес еще двоих

В качестве возможной замены со стороны босс гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко назвал только две фамилии: Серхио Переса и Нико Хюлькенберга. Они оба – не менее опытные, чем Грожан и Магнуссен, более стабильные (и, скорее всего, быстрые), а также не обладают спорной репутацией крэшеров и грубиянов. Более того, за Пересом еще и стоит мощная поддержка от мексиканских спонсоров – от 25 до 30 миллионов долларов ежегодно.

Ситуация в «Альфа Ромео» еще сложнее: швейцарский сателлит полностью зависим от решения Кими Райкконена и «Феррари». Скудерия, судя по всему, хочет продолжить реализацию системы «более-менее опытный пилот+новичок» и сейчас ждет ответа от Айсмена: хочет ли он еще один сезон в «Ф-1». В случае продолжения карьеры чемпиона-2007 «Феррари», скорее всего, высадит Антонио Джовинацци и продвинет на свободное место кого-то из пары Каллум Айлотт-Роберт Шварцман – звезд из «Ф-2». Если Райкконен решит остановиться, то роль ментора уже перейдет как раз нынешнему напарнику Кими – либо как раз Серхио Пересу или Нико Хюлькенбергу (у которого блестящие личные отношения с нынешним боссом «Альфа Ромео» Фредом Вассером).

Загружаю...

Надеяться на место в сателлите «Феррари» обоим ушедшим из «Хааса» можно только в случае, если все остальные гонщики откажутся бело-красного кокпита. Крайне маловероятный сценарий.

Что ждет Грожана и Магнуссена? Ромен уже высказывал заинтересованность в проекте «Пежо» на «24 часах Ле-Мана» в классе гиперкаров, а также, кажется, вел переговоры с командами «Формулы Е». Кевина тоже ждут в гонках на выносливость – датская пресса рассказала о факте переговоров, но без конкретики насчет команды или класса. Сходятся все только в одном: Гран-при Абу-Даби 2020-го станет последним в «Формуле-1» для нынешних пилотов «Хааса». Все-таки отсутствие сильных личных спонсоров многое решает даже перед введением потолка бюджетов.

Россия в «Ф-1»: собственный Гран-при, 4 подиума, команда-аутсайдер. Когда же будут победы?

Суперюниор из России дебютировал за рулем «Феррари». И показал суперлицензию на гонки в «Ф-1» в соцсетях

Ради Феттеля «Астон Мартин» избавился от давнего лидера с контрактом на три года. Карьера парня в «Ф-1» схлопывается на пике

Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Bryn Lennon, Mark Thompson; globallookpress.com/HOCH ZWEI via www.imago-images.d/www.imago-images.de, HOCH ZWEI/Pool/Mark Thompson, FrankHoermann/SVEN SIMON

Популярные комментарии
Kiwis
Сколько желчи в заголовке.. а по факту двух сбитых летчиков заменили двумя отличными проспектами из Ф2. При равных условиях, кстати, еще неизвестно кто из них лучше поедет.
salogiannis
Не знал, что у Шумахера был сын от русского миллиардера
Graziano
Глупый заголовок. Грожана вообще не жалко, он уже два года ничего не показывает. Магнуссен неплохой пилот, но весьма вероятно, что оба приходящих пилота еще сильнее.
Еще 75 комментариев
78 комментариев Написать комментарий