Как «Зенит» стал «империей зла». Уткин не всесилен. Питер сам поддерживает хайп

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Почти год назад Уткин назвал "Зенит" империей зла. Репей прицепился. Но не спешите демонизировать Василия. Заслуги с ним разделит питерский клуб и его фанаты - они сами этот мем распространяют и даже реанимируют, когда тот лежит при смерти. Они выбрали самую глупую тактику - отрицать и оправдываться. Почему это ошибка?

Что мы докажем:

  • Питерская публика способствует живучести мема едва ли не больше, чем московская.
  • "Империя зла" несколько раз стояла на пороге забвения, выжить ей помогала только поддержка с Невы.
  • Медийная политика "Зенита" никудышная, не справляется с вялыми панчами одного журналиста, хотя помог бы минимум креатива.

Как всегда, за основу берем данные Медиалогии - системы мониторинга СМИ и соцсетей. Все данные по СМИ - за последний год (со дня высказывания Уткина), по соцсетям - с начала апреля 2020.

Часть 1. Начнем с географии

Империя зла. Слово пошло из Москвы (я сейчас не о Рейгане), но чудесным образом прижилось в Питере. Более того, в Питере его обсуждают даже активнее. Смотрим число сообщений с "империей зла" в московских и питерских пабликах и их аудиторию.

 

А вот список самых влиятельных пабликов, где идет наиболее активное обсуждение "империи зла". Отсортированы по СМ-индексу Медиалогии. Болельщики "Спартака" робко ищут глазами друг друга, других и не видно, а 4 из первых 6 - паблики поклонников "Зенита".

Загружаю...

 

В традиционных СМИ картина чуть другая, с более серьезным перевесом Москвы. Но и здесь Питер работает на популярность "империи".

Часть 2. Поговорим о реанимации

Ниже - график упоминаемости "империи зла" применительно к Зениту в традиционных СМИ. Трижды за год интерес журналистов опускался почти до нуля. Что же реанимировало мем?

 

Октябрь 2019. С момента высказывания Уткина прошло больше трех месяцев, о нем почти забыли. И вдруг на "Радио Зенит" его комментирует Геннадий Орлов. А вслед за ним - Михаил Боярский. И даже питерский "медиатехнолог Сергей Наумов" решил что настало самое время высказаться. Дефибриллятор! Разряд! Еще разряд! К дискуссии подключается Уткин. Разряд! Покойник оживает.

Одни только оправдания Геннадия Сергеевича о том что "Зенит" долго был "самой нищей командой" поэтому никакая он не империя, разошлись по 84 пабликам и собрали потенциальную аудиторию в 12,1 млн человек. Василий в это время должен был потирать руки - такой реакции и помощи он и ждал.

Апрель 2020 года. Пациент шевелится, но чувствует себя не очень хорошо. Василий из последнего поддерживает интерес к мему, "извиняясь" перед болельщиками Зенита и попинывая Дзюбу. А Артемка ведется, и в эфире Канделаки отвечает. Хайп взлетает до небес. Артем Сергеевич сделал для распространения мема лишь чуть меньше Геннадия Сергеевича - 81 сообщение в пабликах и 10,1 млн потенциальной аудитории.

Конечно же, заодно питерцы помогают Василию Вячеславовичу оставаться одним из самых цитируемых журналистов страны. Ведь упоминая империю зла, они упоминают и Уткина.

Июнь 2020 года. Упоминания "империи зла" опять на нуле, но питерцы этого так не оставят. Вячеслав Малофеев рассуждает о ней в интервью Сергею Егорову, Павел Городницкий из острой любви к "Зениту" пытается низвести его до "уровня ЖЭКа", "империя зла" обживается в официальных аккаунтах "Зенита" в ВК, и Instagram.

Загружаю...

Часть 3. А ведь хватило бы совсем немного креатива

Я не люблю любителей бюджетных денег с телеканала Russia Today. Но когда в 2017 году Минюст США добился признания RT "иностранным агентом", им повезло: их pr-отдел состоял не из Орлова и Боярского. Там работали люди, наделенные иронией и креативом. Получилось примерно так (малая толика сделанного). На сайте...

...в онлайн-магазине...

Панчи Уткина давали пиарщикам "Зенита" массу возможностей обернуть ситуацию в свою пользу. Легкой иронией, сарказмом, юмором, игрой на поле соперника. Игрой на ностальгии части общества по той самой, настоящей - советской - "империи зла". Игрой на "родословной" выражения, пришедшего известно откуда (вот здесь я как раз про Рейгана).

Вместо этого Питер предпочел шаблонно оправдываться, отмываться и отнекиваться ("никакая мы не империя", "никакое мы не зло"), пытаясь вырвать репей из волос. Но он только больше в них застревал. И теперь именно с таким, абсолютно негативным прочтением "империи зла" "Зениту" жить.

Впрочем, глядя на работу пиарщиков и сммщиков Зенита, этому особо и не удивляешься. Имидж PR-службы "Локомотива" сейчас низведен почти до нуля, но в 2018-м, под долгожданное чемпионство они продумали все до мелочей - от символики до уникальной линейки хештегов вроде #унассвойпуть и #ярчепрошлого.

"Зенит" не придумал ничего ярче и креативнее, чем отпраздновать чемпионство под хештегами #мычемпионы и #мыкоманда. И кто будет удивляться, что теперь в Instagram триумфаторы Семак и Дзюба делят одну поляну вот с такими "командами":

Всего вам доброго.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Медиа-войны
Популярные комментарии
Сергей ПИТЕР
Зенит Чемпион!!!остальное ваши Фантазии \
ЗЕНИТ65
А ты не думал, что "Зениту" тупо насрать на уткина? Гавкает какая-то шавка из подворотни, ну и пусть гавкает. Всё равно скоро сдохнет.
Ответ на комментарий Viktar Dziatlikovich
С тем, что Зенит чемпион никто не спорит. Но есть еще понятия имиджа и репутации. Работа с негативом - одна из задач пиара. Зенит эту работу игнорирует, что странно.
Анатолий Смыслов
Да многие хейтеры Зенита среди журналистов признают, что у Зенита лучшая медиа служба среди всех российских клубов. Это подтверждается количеством подписчиков в большинстве соц.сетях и просмотрами на Ютуб. Так, что не какому-то блогеру со спортс ру критиковать
Еще 30 комментариев
33 комментария Написать комментарий