Полгода назад он в слезах снимался с US Open из-за сердца, а теперь стал одним из лучших. В 18 лет

Молодой канадец, которого Федерер сравнивает с Надалем.

5 июня 2016-го 15-летний Феликс Оже-Альяссим с трех матчболов проиграл финал юниорского «Ролан Гаррос» хозяину кортов 17-летнему Джеффри Бланкано. После матча разочарованный канадец так швырялся ракетками, что капитан Франции в Кубке Дэвиса Янник Ноа спустился с трибуны не поздравить соотечественника, а поддержать его соперника. Чуть позже отец и первый тренер Феликса Сэм Альяссим напомнил ему, что в его возрасте поражения еще ничего не значат – это просто опыт.

Загружаю...

Девять недель спустя Оже-Альяссим – уже 16-летний – использовал полученный опыт и выиграл US Open в финале у Миомира Кецмановича. «Мне после «Ролан Гаррос» приснился не один кошмар про тот финал. Я не мог допустить, чтобы такое повторилось», – говорил Феликс потом. «C’est magnifique», – говорил его отец, который за неделю, что идет юниорский US Open, дважды прилетел из дома в Квебеке в Нью-Йорк.

***

В Квебеке Сэм Альяссим, иммигрант из Того, работает теннисным тренером в важной национальной академии, основанной Жаком Эриссе – одним из ведущих теннисных энтузиастов Канады. Собственных детей Альяссим привел на корт еще дошкольниками: Марике, старшей, было пять, а Феликсу – четыре. «Папа часто брал меня на свои занятия. Я постоянно был на кортах и вырос с ракеткой в руке», – вспоминает сейчас Оже-Альяссим, который в 14 лет стал самым молодым игроком, прошедшим в основную сетку «Челленджера».

Оже-Альяссим тренировался с отцом в Квебеке до 2015-го, а потом его базой стал Национальный теннисный центр в Монреале – ядро программы развития игроков Tennis Canada, бюджет которой за неполные десять лет с конца нулевых вырос в четыре раза с 3,5 до 14 миллионов долларов.

«В НТЦ все очень хорошо организовано. Часть дня посвящена школе – к нам приходит учитель. Я чувствую, что здесь созданы отличные условия, без которых развиваться мне было бы гораздо труднее. Школа всегда была для меня важна. Я хочу стать профессиональным теннисистом, но понимаю, что произойти может что угодно, и нужен запасной вариант», – резонно говорил 14-летний Феликс в марте-2015 вскоре после того, как первым из игроков, родившихся в 2000-м, попал в рейтинг ATP (и выиграл ралли в 43 удара). Полгода спустя Оже-Альяссима, еще не перешедшего в профессионалы, в теннисных кругах знали уже достаточно хорошо, чтобы на его матч второго круга юниорского US Open набился полный корт потенциальных агентов и спонсоров. Тогда он проиграл и почти весь следующий сезон провел на «Фьючерсах», прежде чем через год все же выиграть US Open, а следом и первый профессиональный титул. В 2017-м он стал профессионалом и взял свои первые «Челленджеры» (стал первым 16-летним чемпионом после Бернарда Томича в 2009-м).

Загружаю...

«Играть со взрослыми тяжело, – говорил Оже-Альяссим после победы на лионском грунте. – Совсем по-другому, чем в юниорах или на «Фьючерсах». Здесь никто очки не дарит, и нужно все время быть в игре – и физически, и ментально. В начале турнира я играл неважно, но не выпадал из матчей, держал подачу, и в итоге это привело меня к лучшему теннису в жизни». В конце года это еще привело Оже-Альяссима к тренировочному сбору в Дубае с его кумиром Роджером Федерером (с которым они оба родились 8 августа), но травма, которую он там получил, затормозила его переход в основной тур.

***

Травма сорвала Оже-Альяссиму начало прошлого сезона, но уже весной он одержал первую победу в основе ATP (на «Мастерсе» в Индиан-Уэллс над Поспишилом), летом впервые обыграл соперника из топ-20 (Пуя на домашнем «Мастерсе»), а осенью впервые сыграл в четвертьфинале уровня тура (в Чэнду проиграл будущему чемпиону Томичу). Как и подобает игроку ростом за 190, Оже-Альяссим мощно подает, а передвигается по корту при этом лучше, чем обычно теннисисты его габаритов, и с готовностью входит в корт («Надеюсь, я больше не буду расти, – признался он недавно. – Сейчас у меня идеальный рост для тенниса»).

Загружаю...

Планомерный прогресс в прошлом году позволил Оже-Альяссиму впервые пройти квалификацию «Шлема», US Open. Позднее он называл этот результат своим лучшим воспоминанием о сезоне – и это несмотря на то, что его дебют в основе закончился душераздирающе: при счете 1:1 по сетам против друга Дениса Шаповалова у Оже-Альяссима началось учащенное сердцебиение, из-за которого ему пришлось сняться.

Загружаю...

Оказалось, что Оже-Альяссим страдает пальпитацией (нестабильным сердцебиением) с детства. У него она не сопровождается никакими заболеваниями сердца – поэтому тем обиднее был приступ в такой важный момент как дебют в основе «Шлема»: «Это было самое ужасное чувство, что я в жизни испытывал. Эта штука с сердцем у меня с восьми лет, я все о ней знаю, так что я не был напуган за свое здоровье. Просто я не мог поверить, что это произошло именно в тот день». В конце года теннисист перенес процедуру, которая устранила причину пальпитации, и сейчас говорит, что «это все осталось в прошлом».

***

Уже в 16 Оже-Альяссим звучал взросло и рассудительно, а ракетками не швырялся, кажется, с того финала «Ролан Гаррос». В то время как многие молодые игроки по-тинейджерски провозглашают своими целями титулы «Большого шлема» и №1, Феликс в своей мягкой манере рассуждает, что во взрослом туре нужно освоиться, и у каждого свой темп, а важный показатель игрового прогресса – это когда для получения того же результата тратишь меньше усилий. Свое спокойствие на корте он объясняет еще проще: «Я знаю, что для меня это лучший способ показать хороший теннис и побороться за победу».

Загружаю...

Профессионализм Оже-Альяссиму, надо думать, привила его команда, в которой два тренера: Гийом Маркс работает с ним с переезда в Монреаль и «знает меня, наверное, лучше родителей», а Фредерик Фонтан, раньше тренировавший Вашека Поспишила, – пару лет. Последний сопровождает Оже-Альяссима на турнирах этой весной, когда он рванул на уровне ATP.

На трех первых турнирах этого года (ATP 250, «Шлеме» и «Челленджере») Оже-Альяссим, готовившийся к сезону в академии IMG во Флориде, не выиграл ни одного матча основы и в феврале поехал на грунтовые турниры в Южную Америку – перевалочный отрезок между Австралией и весенним американским хардом, куда обычно едут только самые большие ценители медленных кортов. «Мы с моей командой решили сыграть эти турниры, потому что прикинули, что там у меня может быть больше шансов, – объяснял Оже-Альяссим потом. – Игроки посильнее в это время выступают в Европе». Расчет оправдался: на трех турнирах Феликс провел девять матчей, поднявшись из-за пределов топ-100 в топ-60 и в Рио сыграв в своем первом финале ATP (стал самым молодым финалистом турниров категории 500, проводящихся десятый год).

Что важнее – после «Золотого крыла» Оже-Альяссим развил успех на хардовых супертурнирах в Индиан-Уэллс и Майами: в Калифорнии впервые обыграл соперника из десятки (Циципаса) и сыграл в третьем круге «Мастерса», а во Флориде вообще уже выиграл скрытый «Шлем» (семь матчей подряд) и сегодня поборется за финал с действующим чемпионом Джоном Изнером. На этой неделе 18-летний канадец довел свой карьерный баланс против соперников из двадцатки до поразительных 5-0 (все – за последние семь месяцев), стал самым молодым полуфиналистом за 35-летнюю историю турнира в Майами и обеспечил себе дебют в топ-35 (и через год после поражения в квалификации «Ролан Гаррос» вполне может попасть в его посев).

Загружаю...

***

«Честно говоря, я не удивлен, – сказал в этом месяце Денис Шаповалов о победе своего «брата» Оже-Альяссима над Циципасом в Индиан-Уэллс. – Я уже не раз говорил, что это просто вопрос времени – когда Феликс пойдет вразнос. У него потрясающая игра, я знаю это еще с юниоров и очень рад, что теперь он показывает ее в основном туре». Маэстро Федерер тогда же отметил работу ног Феликса («Он скользит даже на харде»), а по несгибаемости на корте сравнил его с Надалем и Хьюиттом.

В Индиан-Уэллс Оже-Альяссим с семьей и тренером снимал дом, где его мама Мари Оже запекала в духовке мясо в кленовом сиропе, привезенном из Квебека («Кленовый сироп – жизнь!» – как настоящий канадец комментировал Феликс из-за кадра). За ужином Оже-Альяссим рассказал, что в начале сезона «переключил голову» и теперь концентрируется не на результатах, а на процессе:

Загружаю...

«Я просто делаю все, что нужно, чтобы хорошо играть. Именно это залог будущего успеха. Я не хочу циклиться на результатах и ожиданиях, на рейтинге. Если на корте все делать как следует, все остальное подтянется».

Возможно, хорошо, что он не выиграл тот «Ролан Гаррос».

Фото: Gettyimages.ru/Matthew Stockman; globallookpress.com/Andrew Patron/ZUMAPRESS.com; instagram.com/felixaliassime

Популярные комментарии
@yramydr
а где кстати потерялся Сигуйин, говорили что трио Шаповалов, Оже и Сигуин взорвут тур, но пока только двое играют
NikitaNikita
Ну Изя тоже в порядке, я думаю, матч решит один брейк или одна глупость на тайбреке.
karbunkul211
Пока еще нет "шаров". Играет по сопернику, как только тот прибавляет, то ломается. Парень хорошо смотрится, не блестяще, но если справится с нервами, то будет сильным представителем нового тура
Еще 14 комментариев
17 комментариев Написать комментарий