«Автомобилист» уничтожает в большинстве. Лучше в лиге нет никого

Круче СКА и ЦСКА.

Только в четвертом матче серии с «Трактором» был момент, когда «Автомобилист» реально потерял контроль над ситуацией. Челябинцы забили два быстрых гола, а потом просто отдали шайбу – и «Авто» безуспешно встал в зоне и начал накручивать счетчик бросков. Но потом в решающий момент Алексей Петров непонятно зачем въехал в ногу Доусу и укатил до конца игры. В пятиминутное большинство «Авто» забил дважды, вернулся в игру и комфортно довел ее до победы.

За четыре матча против «Трактора» у «Автомобилиста» невероятные 46% реализации большинства – и хотя «Трактор» не просто так казался слабейшим соперником в плей-офф, меньшинство у него было на уровне (5-е место в регулярке). Лучшая спецбригада «Авто» с Доусом и Да Костой забила в первом же большинстве – и дала понять, что ей не слишком важно, какие цифры там у соперника.

Откуда у «Автомобилиста» такая эффективность?

Загружаю...

Главный тренер Андрей Мартемьянов пришел в «Автомобилист» летом из Хабаровска. Там он не только подарил городу второй плей-офф за десять лет, но и поставил команде четвертое большинство в лиге (22%), когда в его распоряжении были еще не топовые легионеры с большой зарплатой, а на тот момент скромные парни Бывальцев, Ли и Зогорна. 

Непосредственный автор мощного большинства «Автомобилиста» – Константин Шафранов (на фото справа). В прошлом игрок сборной Казахстана и великой «Магнитки»-99 до КХЛ тренировал только в американской Лиге восточного побережья (третий уровень после НХЛ и АХЛ), где тоже тоже был лишь ассистентом. В КХЛ Шафранова пригласил Мартемьянов, когда собирал новый штаб в Хабаровске.

Как рассказывают источники, на сборах Шафранов выделил нескольких хоккеистов, способных играть в неравных составах, и начал отдельно с ними работать. Собрав спецбригады в первый раз, он попросил каждого из игроков набросать свой вариант розыгрыша большинства с объяснением, кто и куда перемещается. Потом изучал получившиеся варианты и показывал, где в своих схемах ошибались игроки и что надо исправить.

Загружаю...

Большинство так превращалось в задачу, которую должны были решать сами игроки, предлагать варианты и аргументировать, почему так, а не иначе. Хоккеисты смотрели много видео по НХЛ, а потом могли сами предложить понравившийся вариант Шафранову. Такой метод здорово развивал игровое мышление и командное взаимодействие в целом.

Поиск новых вариантов не прекращался – например, какое-то время «Амур» пробовал необычную схему, где защитник Якуб Коларж играл на пятаке в роли мощного тела, закрывающего обзор. Эта схема работала довольно долго, потом защитники к ней привыкли и перестроились. Тренеры снова созвали совет и предложили игрокам подумать над новой схемой. Никакого авторитаризма, штаб Мартемьянова строит работу с игроками на постоянном общении, поэтому у них и не возникло проблем со звездами (уже все забыли, а это был главный вопрос к межсезонью «Автомобилиста»).

Пару месяцев назад мы узнали, что СКА играет в большинстве уникальный «конверт» по схеме 2-1-2, который даже в НХЛ не использует никто, потому что нужны умные нападающие, которые значительно бы превосходили соперника по реакции, уровню чтения игры и прочим скиллам. В первой бригаде «Автомобилиста» такие форварды есть, поэтому они нередко располагаются конвертом.

Загружаю...

Ключевое для «Авто» в такой схеме – два нападающих у штанг (или поблизости от них). Это открывает шикарный спектр для комбинаций: можно дать поперечный пас от одной стойки к другой (который используется очень часто в разных сочетаниях), можно подкараулить отскок или бросок, отбитый вратарем перед собой – вдвоем шансы выше. Есть возможность отдать из-за ворот пас игроку с хорошим броском, который закрывает позицию номинального защитника – в общем, если ты обучен и талантлив, открывается огромный простор для творчества.

Важную роль играют и личности в первой спецбригаде «Автомобилиста»: Да Коста – один из лучших плеймейкеров КХЛ, к которому в ЦСКА была лишь одна претензия: частые травмы. Секстон – игрок с великолепным хоккейным IQ, который долгое время убивался в Нижнекамске, хотя может все: и отдать, и бросить. Доус и Голышев – не самые крупные, но отличные снайперы. Каждый из них мог занимать разные позиции: с места защитника отдавать разрешающие пасы, вскрывать защиту у стойки, замыкать или начинать атаку.

Сила этой расстановки еще и в ее универсальности: опасность может исходить от любого, тем более они еще и часто меняют позиции. 

Загружаю...

При всем великолепии первой спецбригады сама идея розыгрыша большинства «Автомобилиста» не сильно зависит от исполнителей. Например, первая шайба в четвертом матче: Да Коста уже в раздевалке, Доус на скамейке оправляется после дикого силового. Кто забивает? Крикунов, который незаметно прокрался к воротам, пока Голышев закладывал хитрый вираж.

Загружаю...

Кто забивает вторую? Литовченко, которого Мартемьянов еще и к Доусу ставил в равных составах, и он там здорово раскрывался.  

При этом большинство «Автомобилиста» – это не про схемы. Когда с поля уходят лидеры, команда спокойно перестраивается с «конверта» на классическую 1-3-1 и остается очень эффективной. Это никак не показать через схемы и цифры: взаимодействие команды в большинстве никакими метриками не измерить – тут работают исключительно интеллект игроков и отточенные на тренировках розыгрыши. Помимо того, что «Автомобилист» лучше всех реализовывал большинство, он еще и ни разу не пропустил в большинстве – пока единственная такая команда в КХЛ. 

Вполне возможно, что Боб Хартли или Николай Цулыгин найдут метод прикрыть спецбригады «Автомобилиста» – тогда эти парни снова соберутся и придумают что-то новое и, возможно, еще более эффективное.

Фото: hc-avto.ru; hctraktor.org; vk.com/hcamur; РИА Новости/Павел Лисицын

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Hokejka
Популярные комментарии
Сергей Мазур
Отличная статья от Родиона, а в комментах какая-то дичь. Второй день подряд. Что это, весеннее обострение? По теме: как только в лиге появились мощные интересные команды, созданые толковыми тренерами, сразу пошла жара. Теперь серии Авто и Авангарда вызывают неподдельный интерес.
белая простыня олимпиады
Ска от Авто дважды оставил мокрое место, а Салават оставил дважды мокрое место от Ска, но Авто тоже дважды оставило мокрое место от Салавата! Значит ли это что Салават сильнее Авто коли дважды победил, Ска который дважды победил Авто но проиграл самому Авто ?
Ответ на комментарий ROGER WATERS
СКА от АВто дважды мокрое место оставил.
Волков Павел
Удачи Автомобилисту!
Еще 38 комментариев
41 комментарий Написать комментарий