Не надо банить Кокорина и Мамаева в футболе. Лиге поможет не это

Владислав Воронин – о последствиях скандала.  

За новостями из автозака и СИЗО почти растворились важная параллельная дискуссия – о том, что наказать Кокорина и Мамаева стоит не только в суде, но и в футболе. 

Например, журналист «Спорт-Экспресса» Игорь Рабинер предложил всем клубам РПЛ договориться, что в ближайшие два года никто ни при каких обстоятельствах не подпишет ни Кокорина, ни Мамаева: «Даже если каким-то образом им удастся избежать реальных сроков, футбольный «срок» точно должен быть». С ним согласен комментатор «Матч ТВ» Александр Шмурнов, который пригрозил в твиттере: «Либо этих зверьков отстранят от футбола, либо я отстранюсь от футбола и всех мальчишек и всю страну призову отстраниться вместе со мной». 

Загружаю...

Звучит бредово? Тогда знайте, что президент РПЛ Сергей Прядкин на 99% уверен в том, что все клубы договорятся не приглашать Кокорина и Мамаева, если их выгонят из «Зенита» и «Краснодара». «Это удар по репутации не только самих игроков, их клубов, но и всего нашего футбола. После чемпионата мира мы видим, что появилось много новых болельщиков, дети пошли в секции. Сейчас сборная в Калининграде, к игрокам очень позитивное отношение, которое можно поколебать такими историями», – говорит Прядкин. 

Будто подтверждая его слова, РФС начнет расследовать ситуацию на следующей неделе – и вообще-то кодекс чести позволяет дисквалифицировать друзей навсегда. Такая резкая реакция и риторика в момент, когда еще не закончено следствие, когда нет решения суда, только подчеркивает флегматичность и несамостоятельность нашего футбола. Когда кричат все вокруг, когда о футболе говорит даже Владимир Соловьев, – только тогда на Таганке (РФС) и Трубной (РПЛ) реально вспоминают, что же такое имидж российского футбола. 

За хулиганство и избиение есть статьи уголовного кодекса, которые грозят Кокорину и Мамаеву многими годами в заключении. Они отвечают за свои омерзительные и глупые поступки крахом репутации. Отстранение от профессии сверх этого громкого осуждения и ненависти – не более чем показушное наказание. Вы можете не общаться с Кокориным и Мамаевым, можете не протягивать им руку, можете не приглашать в свой клуб, но запрещать доступ в профессию вообще можно только в том случае, если человек эту профессию очернил: сыграл договорной матч, купил судью, усердно распилил миллион евро на трансфере. Все подозрения по этой части у нас принято замалчивать, а расследований – стесняться. 

Загружаю...

Здесь показателен пост Юрия Семина в инстаграме: «Российский футбол – это Акинфеев, Черчесов, Березуцкие, а не Кокорин и Мамаев. Они предали свою профессию».  

Я предлагаю признать правду: Акинфеев и Игнашевич – это то, к чему должен стремиться, но чем не является российский футбол. Пробелы в воспитании и образовании, связанные с преждевременным выдергиванием из стандартной среды взросления, умножаются на распущенность и пошлость, крутящуюся вокруг футбола, а потом к этому странному миксу добавляются огромные деньги. Выдерживают далеко не все – и даже если большую часть времени пацаны кажутся адекватными и нормальными, иногда сносит головы. Кокорин и Мамаев в этом плане не уникальны. Если говорить языком Семина, профессию предавали и до них. 

Например, капитан чемпионского «Локомотива» Игорь Денисов, разогретый алкоголем на дне рождения, как-то в юности расстегнул рубашку и предложил милиционеру помахаться один на один. Тот отказался, но Денисов все равно бил людей по лицу, когда они его раздражали. «В моем понимании за такие слова надо сначала ударить, а там – будь что будет. Я ударил его (человека, с которым возник конфликт на дороге в Питере – Sports.ru) сначала с головы, потом с руки, потом с ноги, потом не помню с чего», – рассказывал Денисов Юрию Дудю. 

Алексей Ионов сидел пьяным за рулем. В 2011-м он угрожал гаишникам звонком в ФСБ и тем, что они, посмевшие устроить проверку, через три дня будут стирать ему носки. «Зенит» обошелся без расторжения контракта – просто посадил Ионова на карантин, обязав круглосуточно находиться на тренировочной базе. Теперь он в сборной России.

Загружаю...

Старые поступки Денисова и Ионова вроде бы мельче, но по духу они такие же мерзкие и безобразные. Разница в массовом восприятии связана в первую очередь с изменениями информационной среды: в 2011 году главным медиа был телевизор, где про Ионова выпускали 2-минутный осуждающий сюжет – и его видели далеко не все. А в 2018-м мы живем в диджитал-мире, где каждая деталь преступления становится новостью часа, разлетается по всем площадкам и усиливает удивление. Спрос на подробности порождает бешеный поток новостей, а он, в свою очередь, провоцирует истерику. Так мы получаем объемный образ – от чека на 2,5 миллиона рублей в стриптиз-клубе и предложения 5 млн за видео в кафе до тачки для брата за 10 миллионов и оплаты его 60 штрафов за нарушения ПДД.

На этой неделе вы увидели не просто частную историю Кокорина и Мамаева, а гипертрофированную картину мира избалованного футболиста. 

«Да, крышу сорвало. Я чувствовал безнаказанность. Все, что хотел, то и делал. Так нельзя. Но это я понимаю сейчас, а тогда – не понимал. И за это я расплачивался».

Как думаете, чьи это слова?

Игоря Денисова, который в мае осмыслял юность в разговоре со Sports.ru. По его словам, ощущение вседозволенности возникло из-за неготовности к огромным деньгам.

Загружаю...

«Я считаю, что с футболистами сейчас надо вести очень много разговоров о том, как тратить деньги. Ими очень сложно управлять, когда они вдруг падают на голову. Я все прогуливал. Когда мне дали подъемные – 30 000 долларов наличными, – я прямо с пакетом вышел из клуба и пошел по городу».

И что изменилось за 15 лет, которые разделили безнаказанность Денисова и безнаказанность Кокорина-Мамаева? Ничего. Футболисты как сходили с ума от безграничных возможностей, так и сходят. Евгений Савин на съемках программы «Культ Тура» рассказывал об игроке РПЛ, который лет 10 назад получал 2 миллиона рублей в месяц, но все равно жил в долг – потому что спускал все на аренду стриптиз-клуба. Он просто сидел там один или с друзьями, включал любимую музыку и наслаждался.

Воспитание и образование игроков так и не стали целью РПЛ. Ее позиция по Мамаеву и Кокорину даже не возмущает, а разочаровывает. Понятно, что оба не заслужили ничего, кроме тотального осуждения и отвращения, но мы видим в Сергее Прядкина не лидера сильной лиги, который хочет сделать свою индустрию чище и лучше, а чиновника средней руки, который под видом принципиальной позиции на самом деле просто обороняет свою офисную крепость на Трубной.

Загружаю...

Его готовность устроить показательный процесс не граничит с кровожадностью и злобой. Это просто самый доступный способ прикрыть тотальную неустроенность. Это надежда на то, что одна демонстративная дисквалификация поправит мозги всех, кто сгорает в цветастом чаду развлечений. Это слепая вера в страх и его целебные свойства. Но как ни один показательный процесс по коррупции не убил систему взяток, так и здесь нет предпосылок к выздоровлению. Пока ты не начнешь работать с проблемой на каждом шагу, пока не будешь докапываться до каждой мелочи – она не решится.

Как воспитывать спортсменов, которые с детства пашут на площадке – можно подсмотреть в НБА. Да, заскоки случаются и там (кто-то устанавливает банкомат прямо в квартире), но система намного строже. Там с 1986 года работает образовательная программа: если ты хочешь играть в лучшей лиге мира, то должен поучиться. «Это очень жесткий семинар, – рассказывал агент Тимофея Мозгова Максим Шарифьянов. – Игроков на три дня запирают в гостинице, отбирают мобильные телефоны и учат, как относиться к своим финансам, что такое пенсионные накопления, что такое налоги, как на выездных матчах не знакомиться с дамами легкого поведения – их учат всему. Надеюсь, мы тоже к этому когда-нибудь придем. Почти каждый спортсмен даже в 25 лет во многом как ребенок – и в плане отношения к финансам, и в плане построения бренда и имиджа. НБА думает о будущем игроков: в течение 5 лет на их пенсионных счет откладывается по 37 тысяч долларов. Эта сумма активируется только в 49 лет».

Загружаю...

Построить такую систему было бы идеальным ответом на безумие Кокорина и Мамаева. Но схватить и закрыть нарушителя всегда было проще, чем создавать что-то новое.

И наш футбол по-прежнему живет по этой примитивной установке.

Уткин считает, что сажать Кокорина и Мамаева нет смысла

Кокорин и Мамаев под стражей на два месяца. До 8 декабря

Фото года. Кокорин в наручниках

Фото: Gettyimages.ru/Epsilon; rfs.ru/Михаил Шапаев; РИА Новости/Алексей Куденко (4,5), Александр Вильф; Gettyimages.ru/Mike Stobe

Популярные комментарии
shooter77
Да хватит уже этой демагогии и игры в жалость. Не нужно жалеть этих двоих идиотов. Не нужно к ним и особой ненависти испытывать. Эти ребята идут по жизни с полной уверенностью в собственной безнаказанности и считают, что принадлежат к высшей касте. Этот лепет про "извините, я не хотел" - это не от того, что они жалеют, что неправильно поступили, это от того, что аура неуязвимости неожиданно дала трещину и запахло очень серьезными проблемами. Не жалеют они, что человека чуть не покалечили, они жалеют, что им за это попадет. Не нужно к ним никаких эмоций испытывать, ни положительных, ни отрицательных, нужно просто чтобы они получили адекватный ответ за свои действия, не больше и не меньше, может в другой раз другую мразь остановит не совесть, так хоть страх. И тем более не надо всяких популистских фортелей типа "а вон жена чиновника мкад перекрыла, а еще вон следователя убили, давайте ребят простим". Разговор идет о конкретных людях и эпизодах и смешно, что дикие случаи беззакония в других делах могут служить каким-то смягчающим фактором в деле Кокорина-Мамаева. Один известный человек сказал: "ты можешь делать в своей жизни все, что угодно, если готов нести за это ответственность". Вот сейчас время нести ответственность как раз.
777тч
предлагаю всем сми договориться и забанить Рабинера
N_prox
Я бы хотел напомнить историю с хоккеистом Войновым, которого подозревали в домашнем насилии. LA Kings сразу же от него отказались. Войнов утверждал, что не бил подругу. Сама подруга уверяла полицию, что он её не бил, но для королей было настолько важно не допустить репутационных потерь, что было принято решение от Войнова отказаться в любом случае. Риторический вопрос - волнует ли Зенит его потенциальные репутационные потери?
Еще 472 комментария
475 комментариев Написать комментарий