Заповедник традиций

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Монако – это заповедник традиций Формулы-1. Немало болельщиков считают эту гонку скучной, ведь в ней нет обгонов, все просто едут друг за другом, паровозиком. Но по мне мало что в Ф1 столь же захватывающе, чем эта езда по кругу в Монте-Карло. Ее можно наблюдать бесконечно. Пилотаж по извилистым улочкам, закованным в стальные гардрейлы. Где еще в Ф1 есть такая возможность на каждом круге, в любом месте разбить машину?

Это игрушечное Княжество у моря, и игрушечная трасса в нем. Посмотри на нее с высоты птичьего полета, и покажется, что это действительно игрушечка. Но сколько чудесных маленьких городков на Средиземноморье с живописными маринами? И ведь нигде не додумались до такого, - гоняться по узеньким, отсылающим еще к Средневековью улочкам на мощнейших болидах Ф1. Монако не следует путать с такими городскими трассами как сингапурская Марина-Бэй или Баку, как была Валенсия, ведь это современные, скоростные трассы, где есть пространство для совершения обгонов. В Монако нет никакой реальной возможности совершить обгон, если только машина впереди не плетется еле-еле. Я реально, несмотря на все эти годы, сколько я видел Гран-при Монако, по-прежнему считаю обгоны здесь каким-то чудом. Ну просто не понять до конца, как здесь можно обгонять на машине Ф1. Нельсон Пике не случайно ведь в свое время сказал свою крылатую фразу про гостиную и не то вертолет, не то картинг. Это бесконечная езда по постоянно извивающемуся желобу улочек, где коротеньких прямых отрезков раз-два и обчелся. Здесь болид Ф1 даже до 300 км/ч не успевает разогнаться, невиданное дело! В наше время такую трассу никто и никогда не разрешил бы, если только не для обыкновенных покатушек перед болельщиками и спонсорами, как у стен Кремля или на Трафальгарской площади. Но в Монте-Карло как провели гонку в 1929 году, так и проводят с тех пор по настоящую пору. Традиции! В наше порой странное время здесь даже вернулись на стартовую решетку грид-гёрлз, хотя ныне это организовано было несколько иначе, чем ранее. Но невооруженным глазом было видно, что девушки получают на стартовом поле море удовольствия, и кажется ни в какой защите от поверящих в свое могущество феминистических организаций не нуждались. Еще бы ради традиций отказаться от этих громоздких дуг Halo, но тут уж ничего не попишешь. Не спилишь же их с болидов ради одной только гонки в Монако. Тем более, что здесь они порой могут быть и не лишни, вспомним прошлогоднюю аварию Паскаля Верляйна.

Загружаю...

Пелотон в этом году действительно более плотный и разнообразный, чем год назад. Mercedes на этот раз не выглядел уже столь беспомощным в Монако, как годом ранее, а Ferrari не доминировала с прошлогодней уверенностью. Быстрейшими же на узких улочках средиземноморского княжества на этот раз были болиды Red Bull, и особенно тот, под номером 3, который пилотировал Даниэль Риккьярдо. В этом не было чего-то прям супернового, ведь два года назад это сочетание уже было быстрейшим здесь, в Монако, когда Дэн завоевал свой первый поул, а затем совершенно обидно упустил победу в гонке. Да и предшественники у Риччи были достойные, Red Bull и в эпоху Себастьяна Феттеля был зачастую фаворитом в Монако, причем здесь побеждал не только Себ, но и Марк Уэббер. Может и не зря в свое время Кристиан Хорнер нырнул здесь в бассейн, а может это и совсем не причем.

Загружаю...

Но Даниэль Риккьярдо с завидным постоянством стал возглавлять протоколы результатов, начиная с тренировок в четверг (тоже ведь традиции!). Не особо отставал от Дэна и молодой и рьяный напарник. Макс Ферстаппен вовсю ввязался в дуэль с Риккьярдо за то, чтобы показать быстрейший круг. Забегая вперед, свой быстрейший круг Макс еще покажет, но будет это значительно позже. Пока же с самого начала становилось ясно, что надежды Ferrari отыграться у Mercedes за поражение в Барселоне становятся достаточно зыбкими. Не потому что Mercedes в Монако оказался внезапно хорош, а потому что быстры были «красные быки».

Впрочем Макс Ферстаппен свою «обязательную» программу все-таки выполнил, засадив с утречка в субботу свой стремительный Red Bull прямиком в ограждение в районе Бассейна. Несмотря на свою выдающуюся скорость, голландец по-прежнему в сложных отношениях с трассой в Монте-Карло. Не сказал бы, что это что-то прям из ряда вон выходящее, и как-то плохо характеризует Макса. Не у всех пилотов удачно складываются взаимоотношения с этой трассой, даже если брать выдающихся гонщиков. Например, великий чемпион Жак Вильнев всегда испытывал на трассе в Монако массу сложностей. И это далеко не единственный пример. В этом тоже есть магия Монако.

Загружаю...

Поэтому, в то время как Даниэль Риккьярдо боролся в субботу за свой второй монакский поул, Ферстаппену оставалось лишь наблюдать, как механики собирают его Red Bull. В ином случае, вероятно мы могли бы видеть первый ряд стартового поля полностью в руках Red Bull, и возможно претензии на победный дубль в гонке. Возможно, хотя тут и не стоит утверждать наверняка, так как списывать со счетов Себастьяна Феттеля было бы опрометчиво. Но если положение Макса и было огорчительно для его многочисленных фанатов, для всех остальных зрителей авария голландца была только на пользу. Не стартуй он из хвоста пелотона, не увидели бы мы все эти многочисленные атаки и обгоны, очень разнообразившие прошедший Гран-при. Те самые обгоны, о которых уже упоминалось выше.

Ну а Дэн? Дэн взял поул-позицию в неподражаемо уверенном стиле. Опередив Феттеля, квалифицировавшегося тем не менее на первом ряду, и всех остальных, начиная с Хэмилтона, чья третья позиция была ощутимо лучше, чем то, что мы видели год назад. Квалификация в Монако – это отдельный спорт. Это самая захватывающая квалификация года. И хотя за поул здесь, как и на других трассах, не дают очков, уже в субботу Даниэль Риккьярдо выглядел настоящим победителем. Впрочем, такое было у него уже в прошлом. Теперь оставалось сделать еще один маленький шаг.

Риккьярдо выиграл старт, отразив атаку Феттеля. Пелотон бурным потоком ворвался в узкий поворот у церкви святой Девот. Ведь старт – второй момент после квалификации, когда можно сделать гонку в Монако. Тем не менее, хотя все как следует поборолись друг с другом, обошлось без аварий. При этом Макс Ферстаппен, замкнувший пелотон на стартовом поле, сходу ринулся отыгрывать позиции, и уже на первом круге провел пару яростных обгонов, распихивая соперников и выгрызая позиции  «с мясом».

Загружаю...

Как выяснилось позднее, Даниэль, захватив лидерство на старте, уже никому не отдавал его вплоть до самого финиша. Внешне это был весьма спокойный Гран-при Монако. Пилоты формировали группки, и хотя ехали довольно-таки плотно, просто следовали друг за другом. Было достаточно забавно наблюдать, как Феттель то приближался к Риккьярдо, то слегка отставал, - и тогда позади к нему подбирался Льюис Хэмилтон. Были моменты, когда Хэмилтон отставал от Себастьяна, и уже к нему в свою очередь подбирались два финна, следующие друг за другом – Кими Райкконен и Валттери Боттас. Наиболее ярко таковой характер гонки проявился перед финишем: Хэмилтона догнали Райкконен с Боттасом, к ним в свою очередь практически вплотную приблизилась розовая Force India, пилотируемая Эстебаном Оконом. К слову, Окон отлично выступил и в квалификации, где уверенно опередил своего напарника Серхио Переса, обычно выглядящего в Монако очень сильно, и гонку провел успешно, в то время как у Чеко дела на этот раз не задались. Лишнее подтверждение того, каким отличным гонщиком является Эстебан. Далее, вслед за Оконом вплотную приблизилась следующая группа: Гасли, Хюлкенберг и Ферстаппен. И эта большая группа машин разнообразных цветов летела, преодолевая один за другим повороты Монте-Карло. По-своему, тоже очень красивое зрелище.

По ходу гонки, пожалуй, лишь когда к какой-либо группе приближался Ферстаппен, далее происходили перестановки между пилотами. И здесь воедино сошлись оба необходимых фактора: мастерство гонщика, проводящего обгоны, и соответствующая машина, которая для удачной попытки обгона в Монако должна быть быстрее на 1,5 – 2 секунды преследуемого соперника.

Максу удавалось с завидным постоянством успешно заканчивать обгонные маневры. Когда кто-то пытается провести обгон в Монако, зачастую ожидаешь чего-то такого, как в случае с Лэнсом Строллом, который при попытке обгона проколол шину и повредил переднее крыло. Или как эпизод, встряхнувший монотонный ход гонки незадолго до финиша, когда Шарль Леклер с размаху влетел в зад Toro Rosso Брендона Хартли, перед этим подскочив на бордюре и задев стену, на торможении перед шиканой на набережной. К слову, первый за долгие годы монегаск, выступавший в Формуле-1 на домашней трассе, был весьма неплох, и эта зрелищная авария с Хартли не была, как выяснилось, следствием дилетантской попытки обгона. Просто на Sauber начали выходить из строя тормоза, и Шарль как мог пытался избежать столкновения. А Toro Rosso Брендона со свернутым набок задним антикрылом тоже выглядела по-своему красиво.

Загружаю...

К слову о Брендоне Хартли – совершенно не понимаю начавшихся разговоров о том, что его возможно скоро заменят в составе Toro Rosso. Новозеландец, что в Монако, что вообще выступает вполне не уровне, учитывая весьма высокую конкуренцию в средней группе пелотона. Его результаты совсем не выпадают. А требовать чего-то сверх от гонщика, который еще не провел даже полного сезона в Ф1, это слишком опрометчиво. Есть впечатление, что доктор Марко слишком разбаловался успехами Феттеля, Риккьярдо и Макса Ферстаппена. Еще и Карлос Сайнс прошлый сезон в Toro Rosso провел на высочайшем уровне, чем окончательно разбаловал старину Хельмута, который похоже уверовал, что так должно быть всегда и со всеми, и потому начал понемногу терять связь с реальностью.

Безусловно, Пьер Гасли в Монако выступил превосходно. Квалифицировавшись десятым, он на протяжении всей гонки поддерживал высокий темп, и благодаря тактике с пит-стопом практически на середине дистанции, постепенно улучшал свою позицию, по мере того как ближайшие соперники заезжали в боксы.

Загружаю...

Момент, когда Гасли на Toro Rosso – Honda прессинговал Фернандо Алонсо на McLaren-Renault, имея явно более высокий темп, выглядел каким-то тончайшим троллингом. Впрочем, возможно с болидом Алонсо не все было в порядке, ведь вскоре Фернандо стал первым сошедшим в этой гонке по причине неисправности трансмиссии. Так что может дело было именно в этом. Но в целом этот сезон жестоко развеивает иллюзии McLaren на тему великолепности их шасси. Взять два болида с моторами Renault: McLaren и Red Bull, пусть «красные быки» и брэндируют движки под маркой TAG Heuer. Насколько Ферстаппен был быстрее и Алонсо, и Стоффеля Вандорна.

К слову, еще одна команда с моторами Renault, - заводская, выступила в Монако уверенно, в очередной раз по ходу сезона приведя оба болида в десятку лучших на финише. Но темпу Red Bull Ферстаппена Renault все-таки уступали, хотя не слишком сильно. По крайней мере, Нико Хюлкенберг спокойно сдержал атакующий порыв Макса в концовке гонки, при том, что у обоих была похожая ситуация с шинами. Карлос Сайнс был вынужден уступить и напарнику, и голландцу, но это было больше следствием тактики: испанец провел свой пит-стоп рано, и ближе к финишу его шины были порядком изношены против свежих у Хюлкенберга и Ферстаппена.

Тенденцию останавливаться рано задал Льюис Хэмилтон, на пит-стоп которого был вынужден реагировать Феттель, и далее по цепочке: Риккьярдо, Райкконен, Боттас. Но это и понятно: первая десятка стартовала на наиболее мягком компаунде Pirelli HyperSoft, который был привезен итальянскими шинниками на Гран-при впервые по ходу сезона и давал значительное преимущество на быстром круге в квалификации. Гонщики, квалифицировавшиеся за пределами Топ-10, имели большую вариативность тактики.

Очень обидная неудача постигла Сергея Сироткина. Наш гонщик очень прилично проехал квалификацию, совсем немного уступив Хюлкенбергу и Вандорну, и опередив таких гонщиков как Леклер, Грожан, Магнуссен, а заодно и напарника. По большему счету, Сергей впервые в этом сезоне оказался в ситуации, когда он имел реальные шансы приехать в очки. Но все накрылось из-за крайне глупой оплошности: механики Williams не успели установить шины на болид россиянина до сигнала трехминутной готовности к старту; наказание было суровым – 10 секунд Stop&Go. В начале гонки это означало автоматическое откатывание на последнее место, и далее по ходу дистанции Сергею оставалось только тренироваться и получать удовольствие. К сожалению, Williams в этом году преследуют постоянные неудачи, которые к тому же имеют тенденцию накапливаться.

Загружаю...

Автоспорт, как и любой технический вид спорта, имеет особенность, что здесь зритель видит далеко не все; многие нюансы остаются скрыты от публики. А зачастую нюансы, детали оказываются решающим фактором.

Зрители видели как Даниэль Риккьярдо лидировал от старта до финиша, не дав никому из соперников шанса опередить себя в борьбе за победу. Был лишь небольшой отрезок гонки, когда Себастьян Феттель вплотную приблизился к Риккьярдо, на расстояние менее секунды и прессинговал его, но это не создало Дэну каких-либо проблем. Но на деле на 28 круге у Риккьярдо отказал кинетический рекуператор силовой установки. Даниэль признавался, что в первый момент он испытал отчаяние: он уже был здесь в ситуации, когда был быстрейшим и явно претендовал на победу, но потерял ее не по своей вине. Однако неполадка не привела к сходу, и несмотря на дефицит мощности двигателя, Риккьярдо справился с ситуацией. Машина позволяла ему в некоторых поворотах отрываться от Феттеля. И это тоже Монако. Даже поврежденный движок Renault приехал здесь к победе, благодаря великолепному шасси и аэродинамике Red Bull. Олицетворением этого на подиум в княжескую ложу за призом для команды-победительницы поднялся Эдриан Ньюи. А Дэн Риккьярдо все-таки выиграл Гран-при Монако, опередив триумфаторов прошлых лет Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона, и был этому невообразимо счастлив. Он окончательно преодолел разочарование от упущенной победы в 2016-м. Вкус успеха, который дался не сразу, на пути к которому проходишь через неудачи, разочарования, зачастую гораздо слаще. Мы видим это и в других видах спорта. В целом, это правило жизни.

Загружаю...

Подводя итог Гран-при Монако, следует отметить две вещи. Льюис Хэмилтон сохранил солидное преимущество над Себастьяном Феттелем в личном зачете чемпионата мира, хотя по предстартовым раскладам трасса в Монте-Карло выглядела слабым местом для Mercedes. Интересно, как будет дальше, но предварительно, трассы на которых пройдут ближайшие Гран-при относятся как раз к подходящим для «серебряных стрел».

Даниэлю Риккьярдо все-таки удалось нарушить протокол двора. На церемонии награждения, которая начиналась чинно и вообще выглядела какой-то затянутой, Дэн в конце концов умудрился привести в ужас всех хранителей монарших традиций. Вряд ли когда-либо ранее князю Альберту II доводилось на публике пить шампанское из горлышка бутылки. Тем более, когда его «угостил» австралиец, босый на одну ногу. На этом стоит опустить занавес.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Enjoy Racing