«Физико». Как Джанкарло Физикелла исполнил мечту любого итальянца в «Формуле-1»

 

Джанкарло родился в Риме 14 января 1973 года. Физикелла был связан с машинами с раннего детства, когда играл среди автомобилей в гараже своего отца. В возрасте 10 лет он участвовал в соревнованиях по мини-картингу, вскоре перешёл в профессиональный картинг, участвовал в Мировом и в Интерконтинентальном чемпионатах. Перейдя в 1992 году в серию «Формула-3», Физикелла вступил в состав команды «RC Motorsport», и в 1993 стал вице-чемпионом серии. В 1994 Джанкарло стал чемпионом, выиграв десять из двенадцати этапов серии, в том числе престижные гонки в Монако и Макао. На следующий год Физико принимал участие в кузовных гонках ДТМ/ITC за команду Alfa Romeo. Проведя 46 гонок, он не одержал ни одной победы, но 7 раз поднимался на подиум.

Загружаю...

В том же 1995 году Физикелла стал тест-пилотом итальянской команды «Формулы-1» «Минарди». Результаты тестов убедили Джанкарло Минарди заключить с Физикеллой контракт на следующий сезон. Тем не менее, команда вскоре была вынуждена отказаться от продолжения сотрудничества с Джанни из-за финансовых проблем, и посреди чемпионата его место было передано рента-драйверу Джованни Лаваджи. Хотя Физикелла провёл только половину чемпионата, и не набрал ни одного очка, однако выглядел явно быстрее своих партнёров Педру Лами и Джованни Лаваджи. На следующий год Физикелла подписал уже полноценный контракт с командой «Джордан», полностью обновлявшей состав и имидж. Его партнёром стал дебютант Ральф Шумахер, брат Михаэля Шумахера. Сезон стал весьма удачным для обоих, Физико дважды финишировал на подиуме, лидировал на Гран-при Германии и в чемпионате стал сразу восьмым. Это сделало Физикеллу одним из наиболее многообещающих гонщиков по мнению обозревателей.

Результаты Физикеллы были замечены руководством итальянской команды «Бенеттон», в то время одного из лидеров чемпионата. Состав и руководство команды были полностью заменены после 1997 года, «Бенеттон» покинули Жан Алези, Герхард Бергер и Флавио Бриаторе. Партнёром Физико стал тест-пилот команды, австриец Александр Вурц. Переход в «Бенеттон» рассматривался как «повышение», однако оказался не столь удачным. Концерн «Рено» свернул программу двигателей «Формулы-1», оставив без поддержки «Уильямс» и «Бенеттон», выступавшие на его агрегатах. В результате, обе команды были вынуждены пользоваться старой моделью Renault V10, поставляемой компанией Supertec. Тем не менее, Физикелла вновь дважды финишировал вторым, завоевал поул-позишн в Австрии и регулярно боролся с лидерами из «Феррари» и «Макларен». Сезон он закончил девятым — на одну позицию хуже как прошлого года, так и своего партнёра Вурца. Главной проблемой «Бенеттон» была ненадёжность машины.

Загружаю...

Следующие два года Физикелла по-прежнему провёл в «Бенеттоне», испытывавшем всё большие проблемы. В 1999 и 2000 Джанкарло опять несколько раз финишировал вторым, продолжая поддерживать команду на 4-6 местах в кубке конструкторов. Успехи Физикеллы были практически единственными успехами команды — скорость Вурца с каждым годом становилась всё хуже, и по окончании сезона 2000 года австриец был уволен за нерезультативность. Новым партнёром Джанни стал англичанин Дженсон Баттон. К этому моменту «Бенеттон» оказался на грани скатывания в аутсайдеры, и семья Бенеттон приняла решение продать команду концерну «Рено», искавшему возможность создания заводской команды в «Формуле-1». Флавио Бриаторе вернулся к руководству командой и назначил своего протеже, другого итальянца Ярно Трулли, на место Физикеллы.

Загружаю...

Загружаю...

Физикелла произвёл «обмен» с Трулли, заняв его место в «Джордан-Хонда». Партнёром итальянца стал протеже японских мотористов Такума Сато, заметно уступавший Физико в скорости. Возвращение состоялось в неподходящий момент: Джанкарло вновь досталась команда, вскоре лишившаяся поддержки автопроизводителя, на сей раз «Хонды». В японском концерне предпочли сотрудничество с командой «BAR», и с 2003 года «Джордан» вынужден был искать нового поставщика агрегатов. Машина Jordan EJ13 Ford, выступавшая на клиентских двигателях завода Cosworth, покупаемых у «Ягуара», была совершенно неконкурентоспособна. Физикелла и его новый партнёр, ирландский рента-драйвер Ральф Фёрман, с трудом набирали очки.

По парадоксальному стечению обстоятельств, именно в этот год Физикелла одержал свою первую, и самую неоднозначную победу. Это произошло на Гран-при Бразилии 2003 года в Сан-Паулу. Во второй половине гонки Кими Райкконен лидировал, только что дозаправившись в боксах. Физикелла, которому ещё только предстоял пит-стоп, шёл вторым на лёгкой машине и был явно быстрее финна. Джанкарло совершил обгон и вышел в лидеры. В этот момент в тяжелейшую аварию попал Фернандо Алонсо на «Рено», шедший третьим. Гонка была остановлена комиссарами, и победителем объявлен лидировавший за два круга до аварии Райкконен. Физикелла, машина которого, вдобавок, загорелась после финиша, был классифицирован вторым, а Алонсо — третьим, хотя даже не смог подняться на подиум за наградой.

Загружаю...

Однако на следующий день Эдди Джордан подал апелляцию, заявив, что Физикелла после обгона успел закончить круг лидером, прежде чем остановка вступила в силу. Перед судьями Международной автомобильной федерации встала противоречивая задача. За полгода до этого, в аналогичной ситуации в серии «Индикар» Пол Трейси был лишён победы в «Инди-500», и пресса обвиняла руководство американской серии в предвзятости. Власти «Формулы-1» приняли прямо противоположное решение: они пересмотрели результаты гонки и поменяли Райкконена и Физикеллу местами, отдав победу итальянцу.

Десять очков Физикеллы за победу в Бразилии составили большую часть очков «Джордана» в сезоне-2003, и скорость машины продолжала желать лучшего. Поэтому в следующем сезоне Джанкарло подписал контракт с командой «Заубер», заняв место Ника Хайдфельда (который, в свою очередь, вынужден был занять место Физикеллы в составе «Джордан»). Сезон-2004 за швейцарскую конюшню оказался более стабилен, машина позволяла Физико набрать очки более чем в половине проводившихся Гран-при, хотя итальянец так и не поднялся на сей раз в гонке выше четвёртого места. В то же время, он уверенно опередил своего партнёра, протеже «Феррари» Фелипе Массу.

Загружаю...

Его хорошие выступления понравились руководителю «Рено» Флавио Бриаторе. В итоге итальянский пилот в сезоне 2005 года стал напарником молодого испанского гонщика Фернандо Алонсо. Уже в первой гонке сезона в Австралии Физикелла удалось выиграть. Многие заговорили о прогрессе Джанкарло, но на деле все оказалось не так. Физикелла заметно выступал хуже напарника и все дальше проваливался в турнирной таблице. Итальянец был просто медленнее Алонсо.

Загружаю...

Стабильные выступления позволили Алонсо выиграть чемпионат. Корень проблем Физикеллы крылся в неудачах, стоявших очень много очков. На Гран-при Японии итальянец лидировал в гонке, но уже на самом последнем круге его прошел пилот «Макларена» Кими Райкконен. Инженер предупреждал его о финне, но все призывы были четны.

Следующий сезон Физикелла провел точно также. В начале сезона с поула выиграл гонку в Малайзии, но затем уже был не в состоянии поддерживать заданный темп. В двух следующих Гран-при ему даже не удалось пройти в третий сегмент квалификации. В Монако ему выписали штраф за блокировку Дэвида Култхарда, а значит побороться с Алонсо за титул уже не было шансов. Во второй половине сезона ему удалось выступить сильно несколько раз. На Гран-при США итальянец даже оказался быстрее Алонсо. В итоге Физикелла завершил сезон на четвертой позиции в личном зачете – лучший результат в карьере. Джанкарло набрал 72 очка, выиграв гонку и финишировав пять раз на подиуме. На Гран-при Японии он приехал третьим и посвятил этот подиум своему лучшему другу Тонино Висциани, скончавшемуся от сердечного приступа в четверг в преддверии Гран-при.

По окончанию сезона Фернандо Алонсо покинул команду. В новом сезоне ее лидером должен был стать Джанкарло Физикелла. Его напарником стал молодой финн Хейкки Ковалайнен. На роль тест-пилота пригласили Нельсон Пике-младшего.

В 2007 году команда «Рено» уже не могла продемонстрировать тот темп, который позволял выиграть им чемпионат в предыдущем сезоне. До сих пор остается загадкой корень проблем команды: переход от поставщика шин «Мишлен» к «Бриджстоун», уход талантливого Фернандо Алонсо или просто соперники смогли за зиму создать более быстрый болид. Есть предположения, что аэродинамическая труба в конце 2006 года выдала не совсем верные данные, которые повлияли на болид 2007 года. Об этом говорил Пэт Симондс в журнале F1 Racing. На старте сезона Физикелла оказался быстрее напарника, но в Канаде и США Ковалайнен смог выступить лучше. Итальянец же вообще был дисквалифицирован на Гран-при Канады за то, что выехал с пит-лейна на красный сигнал светофора, то есть прямо перед машиной безопасности. Он был не одинок. Фелипе Масса получил аналогичный штраф. Позже Джанкарло сказал, что просто отвлекся и не заметил красного сигнала. На Гран-при Испании итальянцу удалось приехать на подиуме, а ведь именно этот Гран-при демонстрирует скорость машины. Но команде «Рено» не удалось извлечь выгоду от прибавки в скорости из-за проблем с топливной системой. На Гран-при Венгрии Физикелла врезался в пилота «Супер Агури» Энтони Дэвидсона. Британец из-за сломанной подвески был вынужден сойти.

Загружаю...

Загружаю...

Загружаю...

В «Рено» на следующий сезон подписали Фернандо Алонсо и Нельсон Пике-младшего. Физикелла же стал напарником Адриана Сутиля в команде «Форс Индия».  На Гран-при Монако он стал 9-м пилотом в истории, участвовавшем в 200 Гран-при «Формулы-1».

Физикелла, как и «Форс Индия», провел бессмысленный сезон. Итальянец несколько раз имел шанс на попадание в очки и в «Форс Индии» решили за это продлить с ним контракт.

На болиде VJM02, оснащенным двигателем «Мерседес», Физикелла смог занять 15-е место в личном зачете. На Гран-при Бельгии болид был сильно обновлен и Джанкарло удалось завоевать поул-позицию. В гонке он приехал вторым, принеся «Форс Индии» первый подиум в «Формуле-1».

В этот уик-энд по паддоку поползли слухи о том, что Физикелла заменит своего соотечественника Лука Бадоэра в «Феррари». Тот заменял травмированного Фелипе Массу. Прямо перед домашними трибунами на Гран-при Италии Джанкарло дебютировал в качестве пилота «Феррари».

Джанкарло Физикелла подписал контракт с «Феррари» на оставшуюся часть сезона, а с 2010 года стал тест-пилотом команды. В душе же итальянец надеялся вернуться за руль болида «Формулы-1».

Физикелла имел хорошие отношения с командой «Заубер», но все планы рухнули, когда контракт с командой достался Педро де ла Росе. В «Форс Индии» в напарники Адриану Сутилю выбрали Витантонио Лиуцци. В итоге он вместе с Лука Бадоэром в 2010 году оставался тест-пилотом «Феррари». В тестовые пилоты команды записали еще Марка Жене, Жюля Бьянки и даже звезду MotoGP Валентино Росси.

Загружаю...

Уже к концу года в команде решили, что Жюль Бьянки на поприще тест-пилота в 2011 году заменит сразу Физикеллу, Бадоэра и Жене. Однако итальянец оставался частью команды и даже принял участие в ежегодном фестивале «Wroom» в Мадонна-ди-Кампильо.

Загружаю...

«Формула-1» - это не приговор. Эти слова подтвердил Джанкарло Физикелла. В 2010 году итальянец выступал в американской серии Ле-Ман за рулем Ferrari F430 GT, где занял 24-ю позицию в чемпионате. Провел всего три гонки. На этой же машине принял участие в легендарном марафоне «24 часа Ле-Ман», где приехал четвертым. В основной серии Ле-Ман занял вторую позицию в личном зачете. Выступал в классе GT2. В 2011 году уже перешел в класс GTE Pro. За рулем Ferrari F458 Italia приехал вторым в марафоне «24 часа Ле-Ман». Стал победителем основной серии Ле-Ман. В 2012 году выступал в разные сериях, в том числе в WEC. В 2013 году стал вторым в WEC. В 2014 году выиграл марафон «6 часов Рима». Затем перед ним пал марафон «24 часа Ле-Ман». В 2015 году продолжил выступления в различных сериях за рулем Ferrari F458. В сезонах 2016-2017 годов выступает в различных чемпионатах за рулем Ferrari 488.

Не стоит забывать, что Джанкарло уже 44 года, но итальянец, как и Рубенс Баррикелло, живет гонками по сей день. Некоторые считают, что оба этих пилота не раскрыли весь свой потенциал в «Формуле-1». Оба оказались в тени звездных пилотов (Алонсо и Шумахера).

Загружаю...

В «Формуле-1» итальянец выступал в знаковых командах. Думаю, многие помнят их названия до сих пор. Начал он в «Минарди», подарившей автоспорту Фернандо Алонсо. Затем дважды выступал в команде «Джордан», открывшей миру Михаэля Шумахера. Выступал за команду «Бенеттон», принесшую Шумахеру два первых титула. Вместе с Алонсо принес команде «Рено» победу в Кубке конструкторов. Принес первый поул и подиум команде «Форс Индия», которая радует нас розовым цветом в этом сезоне. Вершиной его карьеры стала команда «Феррари». Любой мальчишка хотел бы оказаться ее пилотом.

А в напарника у него были: Педро Лами, Ральф Шумахер, Александр Вурц, Такума Сато, Жолт Баумгартнер, Дженсон Баттон, Ральф Фёрман, Фелипе Масса, Фернандо Алонсо, Хейкки Ковалайнен, Адриан Сутиль и Кими Райкконен.

Загружаю...

Загружаю...

Загружаю...

P.S. Вот сейчас бы Палмера за нерезультативность уволить)))

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
F1 - королева автоспорта!
Популярные комментарии
pan_admiral
Физико и Алези. Мои любимые гонщики. Старая школа рулит.
negative creep
Вообще-то и Физикелла был протеже Бриаторе. Но когда Физико не захотел подписывать однолетний контракт, Бриаторе заменил его на другого клиента своего агенства - Трулли. Забавно, что подпиши Физико этот контракт, то из Бенеттона наверняка бы вылетел Баттон и из Ф-1 тоже, скорее всего, учитывая его кошмарные выступления в том году
Швыдун
Одно фото понравилось. Ничто человеческое Физико и Шуме не чуждо ) Статья классная
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий