Китай атакует «Формулу-1»

Автоспорт накачают деньгами.

Китайский консорциум собирается создать команду «Формулы-1» – эта новость выглядела бы невероятной, если бы не пришла из недр авторитетного издания Auto Motor und Sport (которое, например, предсказало сотрудничество «Заубера» и «Хонды» за три месяца до подписания контракта). Подтвердили информацию и серьезные управленцы: спортивный директор «Ф-1» Росс Браун признался, что Liberty Media получила несколько запросов на создание новой команды, а руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер сообщил, что многим сотрудникам его конюшни делали предложение о переходе на другое место работы.

Загружаю...

Да еще и в документах, опубликованных Британской регистрационной палатой, какие-то маньяки от бухгалтерии нашли официально зарегистрированную компанию под названием China F1 Racing Team Limited (как и твиттер-аккаунт на то же имя). Это серьезная заявка.

Как китайцы могут войти в «Формулу-1»?

Основание новой команды

Опыт в НАСКАР помог последним по счету новичкам «Ф-1», конюшне «Хаас», правильно расставить приоритеты и заработать хорошие очки в первой же гонке. Но даже с «Феррари» в партнерах им потребовался целый год для подготовки. Если китайцы захотят повторить успех американцев, то им придется серьезно поработать над всеми процессами – от технических до финансовых, – и потому в сезоне-2018 новую конюшню мы не увидим.

Также серьезным препятствием на пути в «Формулу-1» стал Договор согласия, о несправедливости которого частные команды стенают всю последнюю пятилетку. Возможных инвесторов его условия совершенно не устраивают, а изменить их можно только после истечения текущего соглашения в 2020 году. В таком случае у китайцев достаточно времени на подготовку — и они его уже используют, заручившись поддержкой нескольких бывших сотрудников «Манора».

Работа с действующей командой

Единственный шанс оказаться на стартовой решетке уже в следующем сезоне — купить существующую команду «Формулы-1». Теоретически доступных для новых владельцев конюшен не так уж и много: «Форс-Индия» и «Торо Россо». Проблемный «Заубер» уже продали Longbow Finance всего год назад, и цена на него не выросла — инвестиционную компанию новая сделка вряд ли заинтересует. Заводскими командами торговать никто не станет, как и «Хаасом». В продажу «Ред Булл», несмотря на постоянные угрозы австрийцев покинуть серию, все равно не верится.

Загружаю...

У «розовых» и «телят» совершенно разные ситуации. Владелец «Форс-Индии» Виджай Маллья мог бы уступить команду, но стоимость самой эффективной частной конюшни пелотона видится немаленькой. При этом «Форс-Индия» открыта для взаимовыгодного сотрудничества по части названия или других партнерских отношений.

«Ред Булл» в свою очередь уже не первый сезон ищет покупателя на младшую команду. Остальные варианты их просто не устроят — продолжать финансирование конюшни, которая рекламирует другие компании, было бы странно. При этом у «Торо Россо» хороший состав пилотов, неплохой болид и технический штаб — цена тоже будет солидной.

Китайцы уже присутствуют в «Формуле-1»

Свой Гран-при

Только одна местная компания поддерживала гонку в Шанхае с 2004 года – «Синопек». Достаточно быстро стало понятно, что местный Большой приз не оказался событием мирового масштаба, и нефтяники ушли, а после них Гран-при поддерживали только зарубежные компании, которые хотели закрепиться на китайском рынке — UBS, «Пирелли» и «Хайнекен». Благо посещаемость всегда была неплохой — в 2016 году на трибуны пришли 160 000 человек.

Пилоты

Загружаю...

Ближе всех к машине «Формулы-1» подобрался Ма Цинхуа, который несколько раз поучаствовал в тренировочных сессиях за «ХРТ» и «Катерхэм» в сезонах 2012-2013.

Кроме него, на данный момент двое китайских пилотов состоят в молодежных программах команд «Формулы-1» – Чжоу Гуаньюй в «Феррари» (проигрывает сотню очков товарищам по команде после первой трети сезона «Формулы-3», хотя выступает за чемпионскую «Према») и Сунь Юэян в «Рено» (не заработал ни единого балла в «Формуле-Рено» за 4 этапа).

Что интересно, китайских пилотов в своих системах держат именно автопроизводители. Судя по их выступлениям — на первом месте стоят маркетинговые цели: обоих приняли в систему поддержки перед стартом сезона-2017 на волне китайской спортивной экспансии.

Спонсоры

Компания Weichai поддерживает «Феррари», Hisense спонсирует «Ред Булл», а w66.com покупает рекламную наклейку на ливрее у «Форс-Индии». Похоже, главные сделки как раз впереди.

Плацдарм для создания команды в «Формуле-1»?

«Формулу-Е» называют главным конкурентом Королевы автоспорта — если не сейчас, то в будущем. В моносерии электрокаров затраты на участие намного ниже, и две китайские команды там уже есть – NextEV NIO и Techeetah. Причем они не продвигают пилотов только по национальному признаку – пробовали уже упомянутого Ма Цинхуа, но быстро заменили после неудовлетворительных результатов. В основном честь красного флага народной республики защищают серьезные фамилии — Пике, Вернь, Сарразен, Гутьеррес и другие. Виден взвешенный подход владельцев к управлению.

Загружаю...

Не исключено, что опыт организации команды в «Формуле-Е» будет полезен в серии посильнее — по примеру «Хааса».

Зачем Китаю это нужно?

Если кратко, то автоспорт стоит на пороге того же процесса, который происходит в футболе.

Чайна-таун: почему миланские футбольные гранды меняют владельцев.

«Нас интересуют только деньги». Китаец, который меняет спорт.

Собрав все факторы воедино, можно перечислить причины: на спорте можно зарабатывать, он помогает продвинуть бренд по всему миру или на какой-то конкретный локальный рынок, а также может возбудить интерес китайской аудитории к спортивному продукту через отличные результаты своей команды.

«Китайское правительство всячески поддерживает развитие спорта, на медиарынке появилось больше свободы и конкуренции, а самое главное – рост нового среднего класса, – рассказал Филипп Блаттер, работающий в крупнейшей китайской спортивной компании Wanda Sports – Сейчас в Китае к среднему классу относятся 110 миллионов человек, эти цифры уже как в США, а в ближайшие 2-3 года число удвоится. Китайцы все сильнее заботятся о своем здоровье, позитивнее настроены в отношении будущего, ищут новые возможности в развлечениях и спорте».

А если фактор роста зрительского интереса совпадает с желанием какого-нибудь китайского автопроизводителя типа «Чери» начать экспансию на мировой рынок — то шаг в сторону «Формулы-1» кажется беспроигрышным.

Самый реалистичный сценарий

У Китая есть отличительная черта при ведении инвестиционных дел. Сперва заключаются мелкие сделки, чтобы осмотреться на новом рынке и посмотреть, как пойдет. Затем они идут дальше и дальше, шаг за шагом — пока не станут заметным игроком. Эту схему можно применить и на закрепление в «Формуле-1».

Загружаю...

С учетом последних заявлений «Форс-Индии» о смене названия — китайский консорциум может воспользоваться ситуацией. «Розовые» принимают любые партнерские отношения, вне зависимости от того, что надо рекламировать — хоть форекс-брокера (FXTM), хоть портал с онлайн-казино (как раз w66.com). Сотрудничество можно углубить и выкупить название команды вместе со схемой самых эффективных процессов для построения успешной команды — сделка вполне в духе китайской инвестиционной модели. Суть походит на франшизу, как в ресторанном бизнесе — описание рецептуры блюд, список необходимого оборудования и менеджерских паттернов. У китайцев будет полно времени, чтобы применить полученные знания к собственной конюшне и как следует подготовиться к дебюту после 2020 года. Если добавить к ним еще и персонал из топовых команд (допустим, кого-то удастся сманить) — потенциал может быть огромным.

Остальное будет зависеть от условий Договора согласия 2021 года и нового технического регламента.

Фото: twitter.com/timholmesdesign; Gettyimages.ru/Clive Rose, Clive Mason, Ker Robertson, Vladimir Rys/Bongarts

Популярные комментарии
Нетрезвый гусляр Садко
Если у нового болида под капотом будет 2000 китайцев, то есть шанс на успех.)
Adams
Где-то в очередной раз всплакнули сотрудники Тойоты
Ответ на комментарий V3ttel
И "Хонды" вам было мало. Все эти люди до сих пор еще не поняли, что огромный бюджет команды не гарантирует успеха...
python3
"официально зарегистрированную компанию под названием China F1 Racing Team Limited (как и твиттер-аккаунт на то же имя). Это серьезная заявка" Ничего серьезного, это же не инстаграм. Вот был инстаграм, то другое дело!
Еще 19 комментариев
22 комментария Написать комментарий