Бывший механик «Лотуса»: «Сенна был умнейшим человеком из тех, что я встречал»

Механики «Лотуса» Роберт Дэнс и Крис Диннедж, трудившиеся в английской команде во времена выступлений в «Формуле-1» Джима Кларка, а позже и Айртона Сенны, в интервью Auto Motor und Sport поделились впечатлениями от работы легендарных гонщиков. 

- Сенна или Кларк: кто был лучше? 

Дэнс: Меня всегда об этом спрашивают. Но сравнивать их невозможно. Они выступали в разные эпохи, и каждый сильно выделялся в свою эру. Что скажешь, Крис? 

Диннедж: Верно. Айртон был личностью, а не просто гонщиком. Невероятной личностью. Наверное, он был умнейшим человеком из тех, что я встречал. Он знал, как пользоваться накопленным опытом, как работать с окружающими его людьми. У него была фотографическая память, которую он тоже применял с умом. 50 процентов своих способностей он тратил на то, чтобы на 100 процентов опережать соперников, а остальную половину использовал для контроля окружающих вещей: где он на трассе, кто едет позади, насколько сильно отстают конкуренты, что с шинами, будет дождь или нет? 

Дэнс: Вспоминаются тесты в Рио, когда Сенна впервые испытывал болид с двигателем «Рено». У нас было десять маленьких экранов в кокпите – для контроля температуры, давления и так далее. И он проверял половину на одном круге, а другую – на следующем. И четко знал, что происходит. 

Диннедж: И это на скорости 290 км/ч. В те годы только-только появилась телеметрия. И инженеры «Рено» хотели сравнить, совпадают ли данные из кокпита с информацией в боксах. Сенна был уникальным парнем. 

Дэнс: И весьма общительным. 

Диннедж: Да, он отлично понимал, как добиться от механиков максимума. Он оставался в боксах до поздней ночи, не исчезал после технических разборов, в отличие от многих его коллег. Он хотел знать все – разговаривал с разными людьми и командами и с легкостью помогал улучшать болид. 

- Каким был Кларк? 

Дэнс: Он вел себя заметно тише. И не понимал, почему быстрее остальных. Но он наслаждался гонками, а Колин Чепмен знал, как полностью раскрыть его талант. Они вместе очень плотно сотрудничали, были как друзья. 

На старте гонок Джим просто хотел уделать всех вокруг, но при этом пилотировал с умом. Помню, на Гран-при Великобритании 1965 года в его машине закончилось масло и внезапно отказал двигатель. Чтобы сберечь технику, Кларк отпускал газ в «Вудкоте» (Если точнее, двигатель глох несколько раз, но шотландец отпускал сцепление, чтобы поберечь подшипники, а также чтобы мотор вновь завелся уже накатом, и при этом проезжал круги всего на 4 секунды медленнее, чем преследовавший его Грэм Хилл – прим. Sports.ru). Его преимущество таяло, но он все же удержался впереди Хилла и финишировал первым. Затем, уже после заезда, он рассказал, как после падения уровня масла берег двигатель.

Источник: auto-motor-und-sport
Популярные комментарии
HardEdge
Умнейший человек это тот, кто перевел и выложил такой интересный материал утром 1 января, когда практически весь сайт еще в спячке. Реально спасибо, очень интересно было почитать.
shamic
То что Сенна глубокий человек было понятно даже по его проникновенному взгляду. Он стал спортсменом, но явно был способен добиться успеха во многих сферах деятельности. Вообще очень часто гении не живут долго.Сгорают как яркая вспышка, оставляя после себя навсегда яркий свет.
18mai
Интересно, Сенне кто нибудь это говорил при жизни? Или как всегда о хорошем узнают только после смерти.
Еще 10 комментариев
13 комментариев Написать комментарий