10 мин.

Сергей Суярков: Хочешь быть сильным - тренируйся и играй с сильными

В этом году молодежная сборная России наконец-то спустя долгие годы, выиграла чемпионат мира. Безусловно, эта победа – повод для радости и гордости. Но есть и оборотная сторона медали.Мы выиграли, мы сильнее всех, значит, мы правильно работаем и все у нас хорошо в детско-юношеском хоккее. Но это далеко не так! Проблем достаточно на детском уровне и уж тем более на молодежном.

На тему детско-юношеского хоккея в России рассуждает главный тренер национальной сборной до 16 лет и ЦСКА-95 Сергей Суярков.  

 Сергей Владимирович Суярков  

О московском хоккее.  

На сегодняшний день московский хоккей находится на первом месте в России и развивать нужно в первую очередь его. Хоть многие и говорят, что весь детский хоккей на Урале, но это не так. Это показали и финальные соревнования первенства России. Во всех возрастах московские команды дошли до финала и боролись за первое место. А где Урал? В лучшем случае на третьем месте. В 94-ом году – на третьем, 95-м тоже, в 96-м на четвертом. Но в результате кадровых перестановок в ФХМ, московский хоккей сделал огромный шаг назад. Во главе Федерации должен быть человек с именем, которого уважают и к которому прислушиваются, такой как Игорь Николаевич Прусов. А в итоге назначили совсем неопытного человека, который, возможно, и хотел сделать что-то хорошее, но стал прислушиваться ко всем и в итоге устроил просто бардак. И если бы это продолжалось дальше, мы бы потеряли весь московский хоккей.

С новым регламентом, если бы ЦСКА-95 не заявилась командой в юниорскую лигу, ребята практически и не играли, было бы по одной игре в месяц с хорошим сильным соперником. Но это неправильно ведь.

Взяли и отцепили на втором этапе Ярославль. Я считаю, это просто преступление. «Локомотив» - сильный клуб, против которого хочется играть. И мальчишки растут в таких играх.

Кто-то говорит, что мы наигрываем другой регион. Но это ведь бред полный! В итоге получается, что мы своих же ребят ослабляем. Я бы с удовольствием играл и с «Ак Барсом». Как было бы здорово, если бы была возможность раз в неделю с казанцами встречаться! И в Ярославль готов часто ездить, лишь бы только дети играли с сильным соперником. Лучше с «Динамо» будем играть каждую неделю, нежели со слабыми командами ДЮСШ. Игры с ними не приносят никакой пользы нам.

У меня не было полсостава, играли мы без сборников, и забрасывали сопернику по 15-17 шайб. Ну, и что это за игры?! Они расхолаживают ребят, и нам пользы нет и тем, против кого мы играем. Дети в этих матчах занимаются ерундой.

Сейчас мы начали шагать назад. Нужно спасать весь московский детский хоккей. И я всегда говорил, что для этого, прежде всего, мы должны играть по возрастам, а не по школьному зачету. Счета с разницей в 10-20 шайб мастерства не прибавляют.

Поэтому считаю, что чемпионат Москвы нужно разбить на три группы по силе, и проводить соревнования по возрастам. В результате со временем группы в каждом возрасте подравняются, исчезнут проходные игры, будет больше интересных сильных матчей. Тогда и у тренеров ДЮСШ будет мотивация готовить ребят. Если хотят играть в первой группе, так пусть и стремятся туда. Если что-то не получается, то нужно либо тренера менять, либо пусть наставник думает: почему у меня мальчишки в третьей группе? Что я не так делаю?

А сейчас получается так, что есть в школе один сильный коллектив, а остальные слабенькие. И приходится им всем играть в слабой группе. Хотя команда хорошая сильная, и в итоге мальчишки начинают уходить, переходить в команды, которые играют в сильной группе. Вроде в той и тренер неплохой, может добиться чего-то, но ребятам неинтересно играть в этой группе. Поэтому и уходят. Даже, может быть, там слабый наставник, но его команда играет в первой группе. Так не должно быть, это неправильно.

Тренеры должны быть заинтересованы в своей работе. Если ты хорошо работаешь, ребята у тебя неплохие, значит и должны играть на высоком уровне. Сейчас такого нет. И причину называют в том, что это затратно. Но если мы хотим поднимать наш хоккей, то нужно вкладывать средства.

Я всегда говорил и говорю: если ты хочешь быть сильным, то играй против сильных и тренируйся с сильными. Например, в Канаде и Америке – это главный лозунг. Не случайно у них все команды разделены на дивизионы ААА, АА, А. Дети играют по своим возможностям. Если мальчишка не тянет в сильной команде, сидит в запасе, пусть идет в более слабую, но зато там он будет играть.

Считаю, что играть по возрастам и делить команды на три группы – это лучший вариант для детского московского хоккея. Также стоит отменить платные переходы игроков внутри региона, и разрешить их делать только один раз в год – с мая по август.

Разрешить заявлять только 22 игрока, но с возможностью аренды. Ребенок может тренироваться в сильной команде, а играть за слабую. Тогда не будет коллективов, которые приезжают на игры с составом 8-11 человек. И самое главное – тренер должен заключать контракт на один год с командой с определенным составом, который нельзя менять в течение сезона. Нужно работать! Кого тренер выбрал летом, с теми и должен трудиться весь сезон. И если он работает хорошо, то, следовательно, следующим летом к нему придут сильные игроки, из которых он сможет выбирать.  

О юниорских и молодежных хоккейных лигах.  

Также необходимо уделять внимание юниорской лиге, развивать ее. Всех интересует вопрос: почему в младших возрастах мы всех обыгрываем, и финнов, и чехов, и даже канадцев с американцами, а в более старших возрастах уступаем им? Так все логично. Вы посмотрите, сколько игроков мы теряем в старшем возрасте! У меня мой 95-й год в следующем сезоне выпускной. И я знаю, что ребятам нужно еще дать поиграть годика два. Есть очень интересные, перспективные мальчишки, но они просто поздно повзрослели, еще не готовы физически. Им еще нужно играть, а уже почти не осталось времени.

Обязательно надо развивать юниорские лиги в России. У нас была создана Молодежная хоккейная лига. Но там достаточно большой возрастной разброс: от 17 до 21 года. Это ведь большая разница. Взрослые ребята могут и травму нанести 17-летнему мальчишке. А если с тренера требуют результат, то, конечно, он будет ставить на игру более рослых, опытных. А может, этот парнишка перспективный, но из-за того, что молод, получает мало игрового времени, и соответственно не растет, как игрок. А мог бы играть в юниорской лиге и через годик уже занять свое место в МХЛ.

В юниорке могли бы играть ребята 17-18 лет, а в молодежке уже постарше 19-21-летние. Также надо и в других регионах создать юниорские лиги. И проводить обязательно финал регионов среди лучших команд. Жаль, что пока это никому не нужно, кроме самих ребят и тренеров.  

Об отъезде молодых игроков за океан.  

Получается, что мальчишкам просто негде играть после окончания спортивной школы. Поэтому и уезжают многие хорошие перспективные ребята в Америку, Канаду. Мне, как тренеру сборной, обидно. Я теряю игроков. Их уже не вызвать из-за границы. Они играют, у них свой чемпионат, плей-офф.

На днях в Германии проходил юниорский чемпионат мира. За океаном играет много интересных игроков для нашей сборной, но они не смогли приехать, просто потому что у них там идет свой чемпионат. А чтобы наши мальчишки уезжали за океан, нам нужен свой интересный юниорский турнир.

Даже если взять МХЛ, ходил на матчи команд, там ведь скукотища. И был В Квебеке в 2008 году. Там игры юниорских команд посещают по 20 тысяч человек! И сами матчи интересные, очень динамичный хоккей, ребята играют с желанием, бьются, высокие скорости. А пришел посмотреть матчи МХЛ, - ну заснуть ведь можно.

Мы должны что-то делать, и всем нужно это понимать. Мы берем пример с НХЛ, КХЛ ведь полностью скопирована с нее, и МХЛ частично. Ну, так давайте и дальше работать. Нужно брать пример с их юниорских лиг. Мы – тренеры обсуждаем это постоянно, что нужно, необходимо просто развивать юниорскую лигу. Да, мы выиграли молодежный чемпионат мира. Ребята молодцы, был коллектив. Хорошо, что появился такой тренер, который смог сделать команду. Это большой шаг вперед, и я надеюсь, что мы будем двигаться дальше.

Поэтому нужно именно сейчас очень много начать менять. Если ничего не сделаем, мы так и будем терять ребят в 16-17 лет. Они будут уходить во дворы, у них начнутся появляться другие интересы. Просто потому что им негде играть. Я боюсь, что с моими ребятами возникнет такая же ситуация. Ну, возьмут несколько человек в МХЛ, но зачем возьмут? Лавку полировать? Или выберут их на драфте Хабаровск или Новосибирск. Ну, разве захотят мальчишки уезжать туда из Москвы?

И драфт КХЛ – большая ошибка. Доходит до того, что ребят драфтуют клубы, в которые они не хотят ехать, и им просто начинают угрожать. Но это же безобразие!

И еще эти контракты пятилетние. Зачем это нужно? Вообще незаконно то, что 17-летние подписывают их, чаще всего без родителей. Возможно, сделано это, чтобы ребята подписали сейчас контракт и не смогли встать на драфт НХЛ, когда им 18 лет исполнится. Ко мне сейчас подходят родители и спрашивают: Сергей Владимирович, а как откупиться от драфта КХЛ? Не хотят, чтобы его ребенка драфтовали. Поэтому они уже сейчас, за год до окончания школы, пытаются уехать. Лишь бы только не попасть на этот драфт, убежать в Америку. Это абсурд просто!

И будут игроки уезжать, пока у нас такое творится в хоккее. Понимаю, что ребята уезжают за границу еще и потому что там условия для занятий спортом и учебы намного лучше. И совсем не обязательно цель отъезда – попасть в НХЛ. Для многих это возможность получить хорошее образование. В России же, играя в хоккей, можно учиться лишь заочно.

За океаном ледовые дворцы особой архитектурой не блещут, но в среднем, это три арены и фитнес-зал.

Фоксборо (Бостон) – средняя и высшая школа: - 8 кортов; - 8 игровых полей (бейсбол/софтбол); - 2 баскетбольные площадки – 1 коробка.

Ловрентсвиль (Нью-Джерси) – высшая школа: - искусственный лед; - 12 кортов; - 3 футбольных поля; - 4 игровых поля (софтбол/бейсбол).

Хилл-Скул (Пенсильвания) – колледж: - 2 ледовые арены; - 2 легкоатлетических зала; - бассейн; - 2 футбольных поля; - фитнесс-зал; - 20 кортов; - игровые поля.

Университет Баффало: - университетский зал (баскетбол/волейбол), вместимость 6000 зрителей; - бассейн, вместимостью 1000 зрителей; - футбольный/легкоатлетический зал, вместимость 29000 зрителей; - 4 арены с искусственным льдом; - 13 кортов; - 5 полей для бейсбола/софтбола.  

Об отсутствии физкультуры.  

И в целом, я считаю, что у нас совсем не физкультурная нация. Мы вообще не занимаемся ей, не развиваемся.

Мы были в Финляндии, в Виерумяки – это небольшая деревушка вокруг озера. Как раз застали выходные дни. Туда приезжают семьи с детьми, снимают домики. Температура воздуха -20, но все на улице. Кто в футбол играет, кто на лыжах катается. У нас же в такую погоду никто на улицу не выйдет. В том же Подмосковье в доме отдыха люди предпочтут в номере сидеть и пить, либо еще чем-то заниматься. Там же все семьи спортивные. Мы в этом им очень проигрываем. А уж с канадцами и американцами вообще не сравниться. Дети за границей занимаются не только хоккеем, но и другими видами спорта. Они развиваются разносторонне. У них спорт на первом месте.  

Заключение.  

Сейчас вопросами подготовки регламента следующего сезона поручили заниматься Игорю Николаевичу Прусову. Думаю, он наведет порядок в московском хоккее. Это человек с большим опытом работы, его уважают. Надеюсь, он поднимет наш московский хоккей. То, что было при нем, и что стало сейчас, просто несравнимо. И об этом говорят многие специалисты.

К примеру, год назад сборные Москвы собирались по 3-4 раза в году. В этом же лишь сборная 1997 года рождения тренировалась.

Этот год был просто провальный для нас. Все тренеры это видят и говорят об этом. Еще бы вышестоящее руководство обратило внимание на все наши проблемы в детско-юношеском хоккее в России и задумалось. Некоторые обижаются на меня, но я ведь всего лишь говорю правду. Мне не безразличен детский хоккей. Нужно многое менять уже сейчас, иначе потом будет поздно.  

Редакция газеты «Хоккей Москвы».