6 мин.

Эволюция Валенсии в «Юнайтед»: от вингера до фулбека

Награда игроку ноября по версии ManUtd.com - ещё одна ступень в потрясающей эволюции Антонио Валенсии, когда-то вингера, но теперь одного из ведущих фулбеков.

20 сентября 2011 года журналисты и поклонники «Манчестер Юнайтед» были взбудоражены составом, выбранным сэром Алексом Фергюсоном на матч Кубка Лиги с «Лидсом». Отбор, проведенный, кажется, не иначе, чем жребием, заставил волосы многих встать дыбом. В команде, накануне победившей «Челси», произошли 11 изменений. Пару Майклу Каррику в центре поля составил опорник Зеки Фрайерс, на флангах расположились Маме Бирам Диуф и Кико Македа, очевидно, превращая расстановку в 4-2-4, а первое появление Антонио Валенсии на правом краю обороны не вызывало ничего, кроме удивления. Даже к концу игры, когда травмы защитников вынудили Димитара Бербатова присоединиться к Валенсии, Фабио и Каррику в обороне, роль эквадорца в произошедшей убедительной победе со счетом 3-0 продемонстрировала лишь тусклый блеск того, что произойдет позже.

Таким недооцененным и качественным было выступление Валенсии, что для замены Эванса, вылетевшего из обоймы с травмой четырьмя днями позже, у сэра Алекса просто не оставалось причин не переместить туда Антонио. Несмотря на один момент, когда недостаток концентрации Валенсии исправил Давид де Хеа, Антонио с честью прошел тяжелое испытание на поле «Британия Стэдиум». И даже после возвращения в строй и убедительно проведенного матча правого защитника Фабио не хватило, чтобы Валенсия не смог принять участия в победе на «Норвичем». И снова, пусть и не без оговорок, он показал себя уверенно.

Несколькими неделями спустя он скажет: «Я был очевидно счастлив во время этого — особенно, когда он [сэр Алекс] сказал, что это ненадолго — но сейчас мне удобно на новой позиции».

В то же время заметно, что тогда он старался на благо команды. Через пять лет можно без страха сказать, что теперь Валенсия - полноценный правый фулбек, оставивший позади себя в составе игрока сборной Италии Маттео Дармиана и голландское дарование Тима Фосу-Менса.

Огромное влияние на смену роли Антонио произвел предшественник португальца, Луи ван Гал. Фергюсон первым отметил оборонительный потенциал вингера уже через три месяца после его трансфера в клуб в матче с «Челси» в 2009-м, в котором Валенсия обнулил усилия своего противника, Эшли Коула. Но Фергюсон использовал его в защите лишь 10 раз за четыре сезона в клубе, Дэвид Мойес и Райн Гиггз задействовали его таким образом лишь раз. Ван Гал же ни разу не выпускал его в атаке за два года, оставляя его сзади. Лишь однажды, в сентябре 2014-го, Валенсия вышел справа в ромбе полузащиты против «Эвертона».

Ранее под управлением голландца Валенсия вежливо выразил озабоченность этим, сказав: «Менеджер видит меня на нескольких позициях. Это его решение, и я их принимаю и выполняю».

Разрушительная череда травм, сократившая выбор ван Гала в обороне, позволила Валенсии появиться на поле 13-й раз на правом фланге. За это время он перестал сопротивляться и признал: «Мне даже это немного нравится. Все идет неплохо, и я много играю в этом сезоне».

Однако он также заметил, что ему нужно еще свыкнуться с этой ролью. «Когда я выдвигаюсь вперед, чтобы перехватить соперника, мне постоянно нужно понимать, что происходит сзади, эта роль намного опаснее» — объясняет он. — «Если я оставляю пространство, это может навредить команде. Я не играл так раньше, мне не нужно было быть таким сконцентрированным на защите. Мне было тяжело переучиваться, но суть в том, чтобы не терять концентрацию все 90 минут. Нужно быть нацеленным на мяч все время».

Как только он согласился с условиями, ему пришлось столкнуться с двумя новыми конкурентами за позицию: в сезоне 2015/16 в команду пришли Маттео Дармиан из «Торино» и ворвавшимся в команду молодым Фосу-Менса; к тому же Антонио был вынужден пропустить матчи с конца октября до середины марта. Несмотря на все это, Валенсия все же смог появиться 12 раз в основе, каждый раз справа, и даже поучаствовал в победе над «Кристал Пэлас», где благодаря его отработке справа Лингард смог забить последний гол.

В этом и скрыт главный секрет успешной конверсии Антонио — его атлетичность. Пока он изучал тактические и позиционные нюансы в защите, многое компенсировалось его поразительным темпом и силой. Его руки такие же большие, как и ноги, а ноги напоминают танковые гусеницы — таких парней «Олд Траффорд» видел очень редко.

Еще более важным это достижение выглядит в свете ужасной травмы, из-за которой Валенсия мог закончить карьеру в сентябре 2010-го. С виду неопасное столкновение с Кирком Бродфутом из «Рейнджерс» обернулось переломом ноги, смещением лодыжки и спрогнозированным сезоном без футбола. Тем не менее меньше чем через полгода Антонио вернулся и появился в 16 из 17 последних игр того года. Многие футболисты, прошедшие через похожие повреждения, сетовали. что именно в этот момент приходится прибегать к различным хитростям; Валенсия же вернулся более сильным и быстрым.

Получить две сложные травмы одним ударом и вернуться лучшим, чем когда-либо? В это почти невозможно поверить, и оттого за эквадорцем интересно наблюдать. То же относится к его позиционному преображению. Обычно такие перемены с игроком происходят либо в раннем возрасте (как у опорника-ставшего-защитником Падди Макнейра) или в позднем (как у вингера-ставшего-полузащитником Райана Гиггза), но Валенсия эволюционировал только к своим 30 годам.

Два с половиной года назад Антонио впервые вышел в старте как вингер, однако теперь даже Гари Невилл видит его игроком защиты. «Я бы сказал, что он скорее фулбек» — говорит легендарный защитник «красных». — «Он достаточно надежен, способен обороняться — переместить его было хорошей идеей. Он блестяще справляется».

«У него есть темперамент защитника, способность и силы справляться с трудностями. В этом сезоне он прошел через тяжесть первого тайма с «Манчестер Сити» — чтобы справляться с их игроками, нужно иметь 300 или 400 матчей опыта, иметь необходимый тайминг и понимание, как и где надо оказываться. Даже мне было бы непросто».

«Его фишка в том, что он прекрасно сложен физически. Он хорош в единоборствах, хорош в отборе. Фулбек должен понимать, каких игроков он точно может закрыть в своей зоне, но в их числе никогда не будут парни вроде Руни, Гиггза или Валенсии, потому что они понимают, как должен играть фулбек. Именно это мы видим сейчас с Валенсией».

Редкий набор качеств выделяет Валенсию из числа современных фуллбеков, а впечатляющая форма вынуждает Андера Эрреру сказать: »Я знаю, что он необычный правый защитник, потому что раньше он был вингером, а сейчас, я думаю, он лучший в мире, может быть, вместе с Дани Алвесом».

Валенсия, впрочем, более скромен в оценках: »Я благодарен Андеру за добрые слова, но я всего лишь стараюсь и много работаю. Я хочу измениться для «Юнайтед», команды, которую я люблю. Я всегда хотел отдавать все силы этой команде. Персональная слава мне совсем неинтересна! Конечно, это мило, что Андер так считает, но я не отвлекаюсь от работы».

Валенсия оказался в интересной ситуации с тех пор, как в последний раз выходил на поле в роли вингера: его считают одним из выдающихся фулбеков в игре, но он ни разу не показал, что считает себя таковым. Его преображение стало одним из важных феноменов постфергюсоновского «Юнайтед» и, пока он не воспринимается таковым, очевидно, что Жозе Моуринью видит его только в роли правого защитника.

Редактура: Андрей Ерёменко

Источник: ManUtd.one

Перевод: Максим Саблин

Редактура: Андрей Ерёменко

Следите за нами в социальных сетях: Вконтакте \ Twitter Facebook Instagram

alt