14 мин.

Частичная дорожка шагов. Важность и сложность. Неидеальная «идеальная» частичная дорожка шагов Синициной и Кацалапова

Здравствуйте.

Сегодня я постараюсь в максимально доступном виде рассказать читателям настоящего блога об относительно новом элементе в Танцах на льду - частичной дорожке шагов в позиции (иными словами - дорожка шагов, во время исполнения которой партнеры НЕ ТЕРЯЮТ контакт). 

 

Что такое Частичная дорожка шагов?

Согласно "Communication No. 1932" Частичная дорожка шагов (далее - ЧДШ), она же Partial Step Sequence (PSt), в сезоне 2015/2016 является обязательным элементом Короткого танца (далее - КТ). Здесь сразу хочу оговориться, я полузуюсь ТОЛЬКО английскоязычной редакцией релизов ИСУ, переводить буду своими словами по смыслу, не всегда дословно. Поэтому кому-то, возможно, будет непривычно читать мои посты, т.к. перевод правил может быть слегка отличен от того, что выложено на русскоязычном сайте. Уверяю вас, смысл и суть отличаться не будут, только формулировки. 

ЧДШ - это дорожка шагов по кругу, которая начинается непосредственно после обязательной остановки (продолжительность которой не может превышать 10 секунд), следовательно, КТ не может начинаться с ЧДШ. ЧДШ должна начинаться и заканчиваться в одной точке (все мы понимаем, что это примерно).

Интересная черта ЧДШ - постоянный контакт между партнерами (в том числе во время исполнения смены позиций и твиззлов!) По своему опыту могу сказать, что сделать это СЛОЖНО, нужен полный контроль над собой, полная сосредоточенность, иначе - потеря баланса.

Еще одна важность, о которой редко упоминают - партнеры НЕ ДОЛЖНЫ находиться в позиции рука в руке на полностью вытянутых руках. Это довольно простая позиция, поэтому ИСУ решили уточнить об этом в правилах.

Кроме того, в правилах заложен еще ряд ограничений, а именно:

- остановки в ЧДШ не допускаются;

- движение назад (ретрогрессии) - не допускается (в любой момент ЧДШ парнеры должны двигаться вперед);

- так называемые "петли" - не допускаются (под "петлей" в данном случае понимается движение партнеров вокруг любой воображаемой оси по ходу дорожки с возвратом назад и затем движением вперед).

То есть, в кратце, в ЧДШ партнеры движутся по периметру катка, находясь постоянно в контакте, без остановок, ретрогрессий и петель, исполняя сложные и простые шаги, постоянно меняя позиции (но при этом, не переходя в позицию рука в руке с вытянутыми руками даже во время смены позиций). Вроде ничего сложного.

 

        

 

Уровни, критерии, оценки

Согласно все тому же "Communication No. 1932", ЧДШ является дорожкой шагов, которая оценивается набором характеристик для дорожек шагов Стиля Б* (Style B*). При этом "снежинка" после Б означает, что ретрогрессии и петли запрещены (о чем я пояснял выше).

Что же такое этот самый Набор характеристик Стиль Б? Тут все очень просто: АБСОЛЮТНО ВСЕ дорожки шагов (за исключением паттерн-дэнсов) оцениваются по двум различным вариантам - по наборам характеристик Стиль А и Стиль Б. Подробно об этом я, если кому-нибудь будет интересно, расскажу позже. Сейчас - коротко:

- основное, на мой взгляд, отличие Стиля А и Стиля Б - секция поворотов на одной ноге. В дорожках Стиля А есть требование о наличии секции поворотов на одной ноге (one foot section), для Стиля Б такого требования НЕТ.

- количество шагов разное: для Стиля А - каждый из парнеров должен исполнить определенное количество сложных шагов на уровень; для Стиля Б - каждый из партнеров должен исполнить определенное количество ТИПОВ сложных шагов на уровень.

Более отличий нет. О сложных шагах расскажу далее, кратко. Иными словами, например:

- для получения 4 уровня в дорожке по Стилю А каждый из партнеров должен чисто исполнить не менее 9 сложных шагов и поворотов (можно, например, чисто исполнить 2 чоктау, 2 наружных моухока, 2 скобки, 2 двойных твиззла и 1 крюк - итого 9 шагов, выкрюк можно не исполнять совсем);

- для получения 4 уровня в дорожке по стилю Б каждый из партнеров должен чисто исполнить не менее 5 ТИПОВ сложных шагов и поворотов: по одному чоктау, наружному моухоку, крюку, скобке и двойному твиззлу (можно так же выкрюк добавить, или заменить им любой другой шаг или поворот, кроме двойного твиззла).

Важным условием получения 4 уровня, однако, для обоих стилей является требование "Все шаги/повороты исполнены чисто". Это значит, что сделай ты хоть 33 сложных шага подряд чисто (вместо 9), но если ты "чиркнул" зубцом на простой тройке или сделал плоское шоссе, то 4 уровня ты не получишь.

Ладно, я отвлекся. О дорожках, может быть, расскажу позднее и полнее. Сейчас о ЧДШ.

Характеристики уровней дорожек шагов Стиля Б (также актуально для ЧДШ)

Уровень 1

- дорожка шагов не прервана более чем на 50% рисунка в сумме, вследствие спотыканий, падений или других причин

И

- дорожка включает в себя хотя бы 1 тип сложных шагов;

И

- присутствует хотя бы 1 смена позиции.

 

Уровень 2

- дорожка шагов не прервана более чем на 25% рисунка в сумме, вследствие спотыканий, падений или других причин

И

- дорожка включает в себя хотя бы 3 типа сложных шагов (один из которых Твиззл или Двойной твиззл);

И

- присутствует хотя бы 2 смены позиции;

И

- присутствует хотя бы 2 разные танцевальные позиции.

 

Уровень 3

- дорожка шагов не прервана более чем на 10% рисунка в сумме, вследствие спотыканий, падений или других причин

И

- дорожка включает в себя хотя бы 4 типа сложных шагов (один из которых Двойной твиззл);

И

- присутствует хотя бы 2 смены позиции;

И

- присутствует хотя бы 3 разные танцевальные позиции.

 

Уровень 4

- дорожка шагов не прервана вследствие спотыканий, падений или других причин

И

- дорожка включает в себя хотя бы 5 типа сложных шагов (один из которых Двойной твиззл);

И

- повороты выполняются в разных направлениях;

И

- ВСЕ ПОВОРОТЫ И ШАГИ ИСПОЛНЕНЫ ЧИСТО*;

И

- присутствует хотя бы 3 смены позиции;

И

- присутствует хотя бы 3 разные танцевальные позиции.

*Здесь имеется в виду, что именно ВСЕ повороты и шаги, простые и сложные, в т.ч. тройки. Да, да. В дорожке шагов 4 уровня ВСЁ должно быть идеально, никаких сбоев, потери баланса, спотыканий, никакого "снега" из под зубцов даже в самых простых шагах и поворотах. Нынче это большая редкость. Идеальных дорожек ЛИЧНО я в этом сезоне еще не видел. Ни у взрослых, ни у юниоров.

ВАЖНО: в случае потери контакта между партнерами в ходе ЧДШ уровень элемента понижается на 1 единицу за каждую потерю контакта.

Теперь пару слов об этих самых сложных шагах. Честно говоря, чтобы подробно о них рассказать, потребуется еще один гигантский пост. Постараюсь коротко и по существу. Всего ИСУ выделяет 6 видов сложных шагов:

- крюк (он же 'rocker') - поворот на одной ноге с внутреннего лезвия на внутреннее, либо с наружного на наружное, причем сам поворот выполняется по ходу дуги, которую оставляет конек фигуриста на льду;

- выкрюк (он же 'counter') - поворот на одной ноге с внутреннего лезвия на внутреннее, либо с наружного на наружное, причем сам поворот выполняется против хода дуги, которую оставляет конек фигуриста на льду;

- скобка (она же 'bracket') - поворот на одной ноге с внутреннего лезвия на наружное, либо с наружного на внутреннее, след от конька фигуриста после поворота похож на фигурную скобку;

- твиззл (он же 'twizzle') - поворот на одной ноге, думаю все знают, можно не пояснять;

- чоктау (он же 'choctaw') - шаг, в результате которого меняется направление движения, опорная нога и ребро (наружнее - внутреннее, либо наоборот); глубина дуг должна быть одинаковой, свободная нога ставится максимально близко к опорной ноге в момент шага.

- наружний моухок (он же 'outside mohawk') - шаг, в результате которого меняется направление движения и опорная нога, но не меняется ребро (наружнее - наружнее); глубина дуг должна быть одинаковой.

ВСЁ. Больше сложных шагов НЕТ. Их всего 6! При этом, например, внутренний моухок (второй и третий ключевые шаги Равенсбургского вальса, например) не является сложным шагом. Это простой шаг. В дорожках для уровня он не учитывается. То же относится к различным тройкам, шоссе, петлям, забцовым шагам, кроссоверам и т.п. Эти шаги считаются простыми.

Конечно это все очень кратко, многое не сказано, но суть понятна. Если уж кто захочет, то выучить как выглядят 6 типов сложных шагов будет не сложно, в интернете есть масса информации по этому поводу. В конце концов их всего 6, правда? Не сорок же штук.

Далее, перед разбором ЧДШ Синициной/Кацалапова, кратко о том, какой сложный шаг/поворот будет считаться чистым, а какой - нет. Тут все просто:

1) для поворотов на одной ноге (крюк, выкрюк, скобка):

- четкие входное и выходное ребра (на протижении всей дуги, а не только вначале или в конце);

- сам поворот должен быть выполнен корректно (без подпрыжки и скобления льда).

2) для шагов с использованием двух ног (чоктау и наружний моухок):

- четкие входное и выходное ребра (на протижении всей дуги, а не только вначале или в конце);

- это должен быть именно шаг, а не перепрыжка и одной ноги на другую, т.е. в любой момент времени хотя бы одна нога должна находиться на льду.

3) для твиззлов:

- необходимое число оборотов должно быть выполнено с продвижением вперед (если оборот выполнен без продвижения - то есть уже пируэт).

Сложный шаг НЕ ЯВЛЯЕТСЯ чисто исполненным, если:

- входное или выходное ребро "плоское" (кроме твиззла);

- была подпрыжка или скобление.

Ну, вроде все понятно: ребра должны быть четкими, никакого снега из под коньков и никаких прыжков. Важное пояснение, любой из этих поворотов/шагов любой фигурист СОЛО исполнит с закрытыми глазами. Легко и просто. Даже я. НО! Когда ты находишься в постоянном контакте с партнером, который может тебя лишний раз потянуть/подтолкнуть, при этом движешься по льду на приличной скорости и пытаешься расставить музыкальные акценты руками и, пардон, туловищем, то исполнить данные шаги как по учебнику ОЧЕНЬ тяжело. Именно поэтому я обеими руками "ЗА" инициативу ИСУ включить дорожку шагов в позициях взамен параллельной дорожки шагов без контакта между партнерами. Танцевальные позиции - то, что делает танец танцем, и то что делаем танец сложным. У ЧДШ только один минус по сравнению с параллельной дорожкой шагов - она практически не позволяет парам показать мастерство катания на одной ноге. Но это танцы, верно? Парные танцы. Так что пусть уж они держутся друг за друга по максимуму. И именно поэтому, даже пять типов сложных шагов в позиции сделать сложнее, чем 10 сложных шагов в соло.

Ну, вроде с ЧДШ теперь более менее понятно. Я рассказал что это такое, как она оценивается и в чем ее сложность.

А теперь ДЕСЕРТ! Несколько человек попросили меня разобрать ЧДШ Синициной/Кацалапова на Чемпионате России 2015 года, так щедро оцененную судьями. Заслужила ли она 4 уровень? Какие шаги были исполнены? Что получилось, а что нет? Кто сильнее: Никита или Вика? Все это я постараюсь пояснить далее.

 

Неидеальная "идеальная" частичная дорожка шагов Синициной и Кацалапова на Чемпионате России 2015.

Коротко о себе: я НЕ фанат ни одной из пар. Никого грязью поливать не собираюсь. Поэтому прошу уважительного к себе отношения, даже если вы со мной по какой-то причине не согласны, а я буду уважать вас и ваше мнение. Спасибо.

Итак, ЧДШ Синициной/Кацалапова была исполнена под ритмы польки, на неплохой скорости, к презентации у меня претензий нет.

Посмотрим на шаги (использовано видео https://www.youtube.com/watch?v=vIjMttXYCxs ):

ЧДШ начинается на 2:21 минуте.

Виктория Синицина - исполнила 5 типов сложных шагов: Двойной твиззл - крюк - твиззл - наружный моухок (с перетяжкой и твиззлом на выходе) - чоктау (с твиззлом на выходе) - выкрюк.

Между этими сложными шагами были простые шаги (тройки, кроссоверы, зубцовые шаги, танцевальные прыжки).

Двойной твиззл (2:24) - чисто: твиззл сделан в 2,5 оборота, второй твиззл на грани, честно говоря, похож то ли на недо-петлю, толи на недо-тройку. Ну да ладно, засчитано. 

Крюк (2:28) - чисто. Здорово, как в учебнике.

Твиззл (2:31) - чисто. Красиво.

Наружный моухок (2:35) - чисто. Просто отлично, с чудесной перетяжкой на выходном ребре и еще и твиззл скрутила. Зуева - чудо, если её рук дело. Больше никто так не делает в этом году.

Чоктау (2:46) - чисто. Хороший чоктау, не выдающийся, но чистый с четкими ребрами. НО! К чоктау привязан еще один твиззл (2:48), на выходе из которого Вика потеряла баланс! И хотя твиззл как тип шага уже засчитан Технической бригадой, но о 4 уровне уже можно забыть. 

Выкрюк (2:51) - грязно. Последний сложный шаг Вики в ЧДШ выполнен с ошибкой. Во время поворота она подпрыгнула, Техническая бригада не должна была засчитывать выкрюк. Это очень хорошо видно на видео, просто поставьте скорость 0,5х или 0,25х, и все вопросы отпадут.

 

Никита Кацалапов - исполнил 5 типов сложных шаговКрюк - наружный моухок (с перетяжкой и твиззлом на выходе) - двойной твиззлчоктау (с твиззлом на выходе) - скобка.

Между этими сложными шагами были простые шаги (тройки, шоссе, кроссоверы, зубцовые шаги, танцевальные прыжки).

Крюк (2:31) - чисто. Хорошо, очень глубокие ребра, ну прямо очень. Посмотрите, не поленитесь в замедленном повторе. Возможно была микро-подпрыжка, но т.к. я не уверен, то в пользу спортсмена. В любом случае гораздо лучше прыжка на выкрюке у Виктории.

Наружный моухок (2:35) - чисто. Лучший элемент танца в плане задумки, очень здорово придумано с перетяжки в твиззл. Исполнение параллельное с Викой.

Двойной твиззл (2:42) - чисто. Хорошо, но без блеска. Все-таки твиззлер он не очень хороший. На фоне лучших разумеется.

Чоктау (2:47) - грязно. На грани на самом деле, но угол камеры очень удачный и на малой скорости хорошо видно, как Ник жульничает: входное ребро четкое наружное, но в последний момент прямо прямо перед самым шагом он полностью переходит на плоскость лезвия. Хоть это и произошло на доли секунды, но видно хорошо в угла с которого идет съемка, поэтому я бы ему этот сложный шаг не засчитал. Девочки, которые прыгают "флутц" делают примерно тоже самое, в последний момент уходят с ребра. Чисто техническая ошибка.

Входное ребро на чоктау Никиты

На рисунке выше - входное ребро Ника перед его чоктау. На мой взгляд, очевидно, что "видимого" наружного ребра тут нет. Смотрите на конёк, не на ногу.

Скобка (2:54) - чисто. Неплохо. Можно лучше, но неплохо. Ребра четкие, прыжка и снега из-под коньков не летит, дуги ровные. Я сам скобки терпеть не люблю, мой нелюбимый поворот, все время скоблю лед лезвием.

Еще на что бы хотел обратить внимание у Никиты: один из простых шагов также исполнен с ошибкой - посмотрите тройку на 2:40. На выходе он сделал хороший такой шкряб, выехал на зубце. Снова техническая ошибка, и хотя шаг простой и на уровень с 1 по 3 не влияет, но 4 уровень с таким браком на нормальных соревнованиях получить НЕЛЬЗЯ. Просто исключено. Ну, будем считать, что судьи не заметили.

ИТОГО имеем количество чистых сложных шагов:

Вика - 4;

Никита - 4.

Танцевальные позиции:

ребята прошли через Килиан (и его вариации) - Фокстрот - Вальс - Каллиан (и вариации) - Фокстрот - Килиан (вариации). Между ними были рука в руке (довольно много, кстати) и рука в руке крест накрест (не знаю точно как называется сиё чудо), а также руки, пардон, на бедрах.

Количество разных танцевальных позиций, рассматриваемых на уровень - 3 шт. (все видны были четко).

Количество смен позиций - я насчитал 5 шт.

УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ (согласно критериям Стиля Б) - 3 уровень!

Каким образом Тех. бригада закрыла глаза на некоторые косяки данной ЧДШ я не имею ни малейшего понятия. Даже хотя бы одной из перечисленных мной ошибок и неточностей (выход с твиззла и выкрюк у Вики, а также чоктау и тройка "со снегом" у Никиты) должна понизить уровень дорожки до 3 уровня. У меня есть теории по этому поводу, но делиться я ими не буду.

Итог, дорожка хорошая, и по задумке и по исполнению, но она далеко не идеальная. У данной ЧДШ есть еще один минус, но на самом деле много кто этим грешит - все сложные шаги сосредоточены в первой части дорожки, вторая при этом выглядит пустовато. Дорожка начинается на 2:21, последний сложный шаг (скобка Никиты) заканчивается на 2:55, сама дорожка заканчивается на 3:10. То есть где-то 15 секунд они мало что интересного делают. Ну да ладно, к уровням это ровным счетом никакого отношения не имеет.

Вообще, советую всем желающим просмотреть дорожку в замедленном повторе БЕЗ музыки, можно даже параллельно с моими комментариями. Может что-нибудь еще увидите.

 

Ну что же, за сим пожалуй все. Если есть какие-то вопросы, можете уточнять в комментариях. Также если считаете, что в чем-то я не прав, исправляйте, я тоже не аккредитованный судья, могу чего-то не знать. 

И конечно же, всех с Новым Годом и Наступающим Рождеством!