5 мин.

Трек, запустивший карьеру Шумахера, чуть не уничтожили ради добычи угля. Теперь на него вернутся гонки – благодаря деньгам Михаэля

Впервые за 20 лет.

История восхождения Михаэля Шумахера началась на маленьком картинговом треке в Керпене, когда его отец Рольф нашел там работу управляющим. Параллельно семья владела закусочной Gaststatte – пришлось совмещать и выживать.

«В финансовом плане семья Шумахеров была… Рольф начал каменщиком и строил печи, а потом только стал управляющим трассой. Элизабет всегда оставалась до конца рабочего дня [в ресторане], пока не разойдутся все гости», – вспомнил один из первых спонсоров Михаэля Герхард Нок в документалке от Netflix.

Но именно на том треке Михаэль впервые сел на карт, помогал отцу с обслуживанием машин и оказался чуть ли не главным активом команды-компании Нока Noack Motorsport. Она строила, настраивала и обслуживала карты на заказ, и помогали в бизнесе именно Шумахеры: Рольф – разрешением базироваться и тестироваться в Керпене, а Михаэль – ролью гонщика и механика. К середине 80-х компания Нока стала одним из ключевых игроков на региональном рынке, а его суммарные вложения в карьеру будущего семикратного составили около 50 тысяч марок (что-то в районе $20-25к).

Все юношество Михаэль гонялся именно на родном треке – и знал там все: даже места, где можно бесплатно достать расходники.

«У нас всегда было самое дешевое оснащение, – цитирует архивное интервью Михаэля Netflix. – Я выуживал истертые шины из мусорки, ставил на свой карт – и побеждал. И всегда радовался, что побеждал именно на худшей, а не лучшей технике. Сражение с такими обстоятельствами всегда было для меня дополнительным источником мотивации.

В те годы я был уверен, что навсегда останусь в картах, потому что и представить не мог переход в «Формулы» – как минимум из-за финансовой ситуации».

Шумахер начинал без денег: таскал шины со свалки, гонял под чужим флагом и отдавал трофеи в обмен на помощь казино

Но все-таки будущий Красный барон прорвался в «Формулу-1», с первых же гонок поразил мир, стал чемпионом и заработал сотни миллионов за карьеру. Практически сразу же после финансового успеха Михаэль выкупил тот самый трек и назначил Нока управляющим и главой местного картингового клуба.

Однако даже самый легендарный гонщик Германии во владельцах и инвесторах не гарантирует стопроцентной безопасности: с 2016-го трек фактически находился на грани закрытия и даже уничтожения.

Тогда землю вокруг него выкупила энергетическая компания RWE – она собиралась расширять добычу бурого угля в близлежащем лесу Хамбах. Гоняться рядом с шахтой было бы… весьма затруднительно. Общественные протесты привели только к предложению выкупа и самого трека с солидной денежной компенсацией – сделку хотели закрыть в январе 2018-го.

Однако владельцы трека (предсказуемо) отказались, а борьба за сохранение первой трассы Шумахера продолжилась. Со временем сменилась и общая энергетическая политика Германии – с более радикальным общественным разворотом к декарбонизации и«зеленой энергии» вместе с отказом от угля RWE пересмотрела планы. В 2020-м местное сообщество приняло закон о сохранении территории, и компания отказалась от угольных планов.

Тем не менее, глобально проблема сохранилась: ведь энергетики остались владельцами земли, а окрестности все еще официально считались «районом добычи полезных ископаемых» со всеми вытекающими ограничениями.

И в январе 2022-го ситуацию все-таки разрешили – теперь трек спасен! И даже вновь примет гонки в будущем.

«Мы заключили лизинговую сделку на 10 лет с опцией продления на пять лет, и теперь можем вкладываться в необходимую реновацию, – поделился с локальным изданием Kölner Express Нок. – Полный моментальный выкуп невозможен из-за его юридического статуса. Треть денег заплатит картинговый клуб, две три – семья Шумахеров.

Все подъездные пути и сам автодром пройдут через перекладку асфальта, мы построим новые поребрики и двойные ограждения по спецификациям ФИА. После сможем вновь принимать гонки международного уровня – вроде чемпионатов Европы и мира по картингу. И добавим новую трассу для электрических картов».

Да, раньше Керпен считался не просто локальным центром западногерманского автоспорта, а входил в календари мировых мейджоров. Но последнее событие международного масштаба прошло здесь аж 20 лет назад – в 2001-м: тогда сам Шумахер гонялся против юных звезд вроде Нико Росберга, Льюиса Хэмилтона, Лоика Дюваля и Витантонио Лиуцци.

Все это время там проходили только детские тренировки и частные заезды – например, Мик Шумахер катался в Керпене перед Гран-при в Бельгии и Нидерландах.

Теперь же Керпену планируют вернуть былое величие – Нок расcчитывает на инвестиции в размере €450 тысяч. Хотя изначально у Шумахера в 2013-м были даже более грандиозные планы: устроить полную перестройку с привлечением к проектированию архитектора треков для «Ф-1» Германа Тильке. Тогда намерения Михаэля срезало правительство округа Кельн, и семикратный чемпион остановился на схожей программе реновации – но не смог сам ее реализовать из-за печального инцидента на курорте во Французских Альпах.

«Мы воплотим в жизнь мечту Михаэля, – пообещал Нок. – И сохраним трек, на котором он учился ходить, на долгие годы».

Михаэлю Шумахеру – 53. А у нас – 25 текстов о его здоровье, пилотажном гении, скандальных трансферах и могучем наследии в «Ф-1»

Рассказ жены Шумахера о жизни с Михаэлем: покорил юмором, а она следила, чтобы он высыпался (даже запиралась в туалете во время бессонницы)

Шумахер – не супермен, как все считают: почти не спал после смерти Сенны, отмечал гибельные места на трассе, вечно сомневался в себе

Фото: kart-club-kerpen.deessentiallysports.com