7 мин.

Почему хоккейная сборная снова облажалась на Олимпиаде

Зинэтула Билялетдинов не стремился к роли главного тренера сборной

Давайте по-честному, у главного тренера «Ак Барса», взявшего два Кубка Гагарина и имевшего явно неплохой контракт с казанским клубом, не было особого резона подставляться под такой удар. Но общественное давление, которое будет иметь определенный вес до самого определения олимпийского состава, сделало свое дело. «Хоккей будущего» в исполнении Быкова-Захаркина после 3:7 и неудачного чемпионата мира всенародно был признан несостоятельным, и считалось, что национальной команде поможет только тщательно продуманная оборонительная тактика.

Были привлечены все силы: болельщики, эксперты, депутаты. Вопрос о трансфере Билялетдинова из «Ак Барса» в сборную России решался даже на уровне тогдашнего премьера Владимира Путина и президента Татарстана Рустама Минниханова. Как вы думаете, мог Зинэтула Билялетдинов в таком случае отказать?

«Я был весь душой здесь, даже Москва меня меньше интересовала. Очень трудно покидать клуб, надо самого себя перебороть. Но вопрос решался на уровне Путина и Минниханова, и отказать в этой ситуации было нельзя. Это решение надо было принять, и я его принял», – заявлял тогда Билялетдинов в интервью «Татар-информ».

«Без меня меня женили» – это как раз про нынешнего главного тренера. Что, впрочем, не снимает с него ответственности за результат.

Зинэтула Билялетдинов: «Ну съешьте сейчас. И меня не будет»

Команду задавили ответственность и, как следствие, страх

Может быть, в других видах спорта и не так, а в хоккее сборная России не умеет играть под грузом ответственности. Главные хоккейные победы последних лет наша команда одержала в Канаде, США и Берне. И при любом давлении начинала психовать, зажиматься и терять себя. Поэтому-то при подготовке к Сочи тренеры сборной приняли единственное известное им средство от давления – закрылись от журналистов по максимуму.

А тут ведь Олимпиада – во-первых, домашняя, во-вторых, после оглушительных провалов на прошлых Играх и последнем чемпионате мира. Ситуация, когда проигрывать нельзя вообще. Это только говорят, что зажатый в угол соперник опасен вдвойне. На самом, гораздо чаще он уже обречен. Примерно такой и выглядела сборная России, начиная где-то с первой пропущенной от финнов шайбы.

И все это время было стойкое ощущение, что страх ошибки и поражения парализовал все умения наших игроков. Они плохо понимали, как этим финнам забивать, и еще хуже – как играть, когда совсем нельзя ошибаться. А если ты только и думаешь о том, чтобы не ошибиться, будь уверен – это вот-вот случится.

Травмы Соина и Кокарева

На Олимпиаде изначально должна была играть совсем другая команда. В ее составе не должно было быть Семина, в третьем или четвертом звене «центрил» бы Сергей Соин, а один из флангов взрывал Денис Кокарев. И это было бы настоящее сдерживающее звено, а не то его подобие, которое пришлось сколачивать наспех из тех, кто был под рукой – Ничушкина, Терещенко, Попова.

И тогда все было бы по-другому.  Радулов не хватал бы удалений в матче с американцами, Оши не был бы так уверен в себе при исполнении буллитов, словаков бы мы растерли по бортам. А нарвавшись в четвертьфинале на финнов, мы выпускали бы звено Соина против связки Гранлунд-Селянне и те были бы выключенными из игры.

Но увы, Соин и Кокарев выпали из обоймы и Билялетдинову пришлось идти на поводу у общественного мнения. Вместо отработанных, хоть и не всем интересных, ему пришлось импровизировать по ходу турнира, подхватывать идеи с «тракторным» большинством, использовать Тарасенко в третьем звене. Не удивительно, что в решающий момент рухнуло все.

Хоккей Билла для внутреннего потребления

На мировой арене играть в то, во что играет Билялетдинов, могут позволить себе какие-нибудь датчане. И то эффекта это не даст. Потому что так можно было играть в прошлом веке, но никак не в 2014 году, когда все ведущие сборные играют в тотальный хоккей, меняя акценты по ходу игры по ситуации.

А что делала сборная России? Даже со слабенькой Норвегией играла в откат от обороны, что совсем ни в какие ворота. И в четвертьфинале ни на йоту не отступила от излюбленной тактики Билялетдинова, которая на деле характеризуется фразой «наступить на горло собственной песне».

Сборная России обладает целым рядом суперзвезд, но играет в хоккей, который идет ей только во вред. Можно было набрать сборную целиком из КХЛ, и они показали бы точно такую же эффективность. И это при том, что главная задача тренера – раскрыть сильные стороны подопечных, а не запирать их в узкие тактические рамки в ущерб их умениям.

Кто бы объяснил, как так вышло, что финны в первом периоде держали шайбу в зоне атаки на минуту дольше, чем сборная России в их зоне? Да, защитники слабые, но зачем усиливать и без того неслабое давление на них, откатываясь вчетвером аж в круги вбрасывания?

И как можно постоянно играть в атаке 3 на 5, с защитниками, привязанными к синей линии? Апофеозом тактического торжества был пас на синюю линию Медведеву во втором периоде, который на тот момент уже откатился к красной.

Хоккей Билялетдинова имел успех в Суперлиге и даже сейчас приносит его в КХЛ, потому что большая половина команд играет точно так же, но постепенно он все же выдавливается, потому что у руля в клубах не сплошь слепые.

Печально, что все это просматривалось задолго до Олимпиады. И даже немного жаль, что фантастическая форма Малкина позволила выиграть ЧМ-2012, на котором сборная России играла ровно в такой же неэффективный хоккей.

Варламов проиграл дуэль Раску

Честно говоря, никто из нас не считает Семена главным и даже ключевым виновником этого поражения. Потому что защитники, такие старательные и такие ответственные в прошлых играх, на этот раз – скорее всего, от дрожи в коленях – никак не помогли своему вратарю. В эпизоде с первым голом Варламов не выручил – это был вполне рабочий момент, надо было тащить. Но во втором и третьем ему могла помочь только удача. А она от него отвернулась.

Еще раз: Семен не главный виновником этого поражения. Но то, что финский вратарь Туукка Раск сыграл сильнее, чем он – это, безусловно, один из решающих факторов. Раск был хорош, Раск брал свое и еще немного спасал. Он вез, и ему везло. А еще ему куда больше помогали свои защитники и чужие нападающие, которые почти все свои броски наносили из удобной для него, Раска, позиции.

Мы не учимся на ошибках, а занимаемся популизмом

Главное, почему наша хоккейная сборная выступает на Олимпиадах все хуже и хуже – мы меняем тренеров, а не исправляем ошибки. Подразумевая, что уходящий тренер уносит за собой грехи игроков – привычку паниковать в стрессовых матчах и раздолбайство в обороне. А он ничего не уносит. С каждым новым тренером мы просто начинаем новую жизнь, с новыми ошибками. Никакого развития и критического осмысления пережитого.

Крикунова, подхватившего сборную после самоотвода Билялетдинова, съели с говном после четвертого места в Турине, Быкова сменили посреди олимпийского цикла, причем сменили по принципу «лишь бы не Быков». Что за тренер Билялетдинов известно примерно с конца девяностых, что его хоккей, прямо скажем, противоположен тому, куда нас пять лет вели Быков с Захаркиным – тоже. Но все равно сменили.

Руководство ФХР сменило тренера меньше чем за три года до Олимпиады с той же целью, с которой продавило двухнедельный перерыв перед Сочи и лимит. Чтобы снять с себя ответственность, чтобы переложить ее на кого угодно, на тренеров, на КХЛ, на игроков, но в любом случае умыть руки – ФХР сделала все, что могла: нашла тренера, который еще не проигрывал Олимпиады, обеспечила время для подготовки и широкий круг кандидатов в КХЛ.

А толку-то?

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко/Алексей Филиппов, Фото: REUTERS/Brian Snyder

 

Приобрести книги для домашней бибилиотеки по отличным ценам вы можете, если заглянете на страницу Лабиринт скидки.