5 мин.

Восходящая звезда

Паломничество в Ченстохова

Начало биографий большинства современных пилотов «Формулы-1» будто писано по единому шаблону: «отец купил мне первый карт, когда мне было шесть лет». Однако в истории Роберта все еще интереснее: миниатюрный вездеход с бензиновым двигателем мощностью в четыре лошадиных силы был подарен сыну Артуром Кубицей в честь четвертого дня рождения. «Я полдня провел за рулем этой машины и совсем не хотел возвращаться домой, – вспоминает Роберт. – Два года я катался на ней по дорогам, ведущим к парковкам, пока не получил в подарок настоящий карт». К несчастью, в начале 1990-х в Кракове, родном городе Кубицы, не было ни одного картодрома, посему приходилось ездить за 150 километров в город Ченстохова, известный ежегодно привлекающей миллионы паломников иконой богоматери. «Поездки занимали кучу времени, а также дорого обходились отцу, и я глубоко признателен ему за все эти жертвы», – рассказывает Роберт.

Однако самым главным препятствием был возраст Кубицы, поскольку местные законы не позволяют участвовать в чемпионате Польши по картингу гонщикам младше 10 лет. Когда настал счастливый день получения лицензии, выяснилось, что регулярные тренировки в Ченстохове не прошли даром – Роберт явно превосходил своих ровесников, что доказали шесть титулов, выигранные всего за три года.

«Отец понял, что в Польше я выиграл все, что возможно, а потому захотел дать мне шанс помериться силами с сильнейшими картингистами мира. А тогда лучшим из чемпионатов был итальянский», – рассказывает Роберт. Первая же гонка на Апеннинах принесла поул и второе место на финише. «Мне повезло, ведь в нашей команде был один из лучших механиков в Польше Юрек Врона», – скромничает молодой гонщик.

Как закалялся Роберт

Итальянский вояж едва не закончился провалом: расходы превысили все ожидания, и после третьей гонки бюджет «Тим Кубица» был исчерпан. Однако талант 13-летнего поляка заметили представители итальянского производителя картов CRG, предложив ему контракт заводского пилота. Уже в том, 1998-м, году Кубица выиграл титул чемпиона Италии, подкрепив его победой в соревнованиях на Кубок Монако. Год спустя поляк повторил это достижение, и занял первое место в знаменитой гонке «Эльф Мастерс» в парижском «Берси».

Но не менее важным чем победы было то, что за время выступления в картинге Кубица закалил свой характер. «Первые два года в Италии семья поддерживала меня, но родители не могли постоянно жить в этой стране. Поэтому с тех пор, как мне исполнилось 16 лет, приходилось рассчитывать только на свои силы, и это было настоящей школой жизни», – говорит Кубица. Раннее взросление поляка проявляется и в том, как он поставил себя в своей нынешней команде «БМВ-Заубер»: он предъявляет четкие требования и добивается поставленных целей. В частности, его общение со своим гоночным инженером Антонио Кукьереллой совсем не похоже на то, как это делают другие гонщики. Гоночный инженер для Кубицы это не нянька и не поводырь: во время соревнований Роберт предпочитает сам запрашивать всю необходимую информацию и ожидает точные ответы.

Именно в Италии сформировался характерный агрессивный стиль пилотирования поляка. Он предпочитает недостаточную поворачиваемость гоночного автомобиля и позднее торможение на входе в поворот, где поведение машины контролируется резкими движениями рулевого колеса и точной манипуляцией педалью акселератора.

Наконец, во время выступлений на Апеннинах началось сотрудничество Роберта и его менеджера Даниэле Морелли. Именно Морелли устроил так, что в 2000 году молодого поляка включили в состав программы поддержки молодых пилотов, проводимой «Рено», еще до начала карьеры в младших формулах. Вооружившись опытом тест-пилота, Кубица выиграл четыре гонки и звание вице-чемпиона итальянской «Формулы-Рено» 2002 года.

Переход на следующую ступень карьеры – Евросерию «Формулы-3» – был осложнен тяжелейшей дорожной аварией, в которую попал Кубица накануне сезона. Пропустив несколько первых этапов, он мужественно вышел на старт гонки на «Норисринге», хотя его левая рука была закована в гипсовый корсет, а плечевая кость была одним целым только благодаря 18 титановым болтам. В свете этого факта становится совершенно понятным, почему прошлогодняя тяжелейшая авария в Монреале, когда «БМВ-Заубер» поляка влетел в стену на скорости 300 км/ч, не повлияла на мотивацию поляка. Тем не менее, выступления в «Ф-3» не задались – итогом двух сезонов стали 12-е и 7-е места в общем зачете, а также исключение из программы поддержки «Рено».

Это, однако, не умерило пыл Кубицы: в 2005 году он блестяще дебютировал в Мировой серии «Рено», и наградой стал не только титул чемпиона, но и поездка за рулем болида «Формулы-1», предоставленные французской командой. Время, показанное Робертом, было столь хорошо, что три недели спустя он подписал контракт тест-пилота с конюшней «Заубер-БМВ», благо переговоры швейцарцев с другими претендентами Алексом Вурцем и Дэном Уэлдоном оказались безуспешными. В «Рено» теперь вспоминают – упустили поляка…

Вспышка сверхновой

Результаты Кубицы на пятничных тестах перед Гран-при убедили новое руководство немецко-швейцарской команды в лице Марио Тайссена – поляку надо дать шанс проявить себя в гонке. Удобный случай представился, когда получивший травму Жак Вильнев вынужден был пропустить Гран-при Венгрии 2006 года, и выпавший шанс Кубица использовал на все сто: первый же старт в «Ф-1» принес два очка за седьмое место. И пусть этот результат был впоследствии аннулирован, поскольку машина после финиша оказалась немного легче положенного весового лимита, Тайссен уже не захотел возвращать в кокпит канадского экс-чемпиона. «Если я бы сказал, что сочувствую Вильневу, я бы соврал, – говорит прямодушный Кубица. – Мне дали возможность проявить себя, что я и сделал». Третья ступенька подиума на следующем этап в итальянской Монце показала, что на небосклоне Больших призов зажглась новая звезда.

Дальнейшая история хорошо известна: Кубица попал в чудовищную аварию на Большом призе Канады-2007 («Первая мысль после того, как останки болида замерли у отбойника была: ОК, я жив, я не получил серьезных травм»), и здесь же, в Монреале, годом спустя одержал свою первую победу в «Ф-1» и вышел в лидеры чемпионата.

Удастся ли Роберту удержать этот темп до конца сезона? Что ж, «БМВ» продолжает набирать ход, и в отличие от «Феррари» и «Макларена» может уже в ближайших гонках ввести разделение на первого и второго пилотов, несмотря на все заверения, что Кубице и Нику Хайдфельду предоставят равные условия. Так что, кто знает, возможно, в конце года «Формула-1» получит первого чемпиона из Польши: скромного, влюбленного в гонки, на равных общающегося с механиками и не испорченного славой. Ну или, по крайней мере, еще не испорченного славой.