5 мин.

Компаунд-раунд

Главный из них касается поведения шин «Пирелли», постепенно приведших Большой Цирк в полное соответствие с ироничным прозвищем. Нет, ну правда: в былые годы, эпоху дубового «Бриджстоуна», команды хотя бы могли предугадывать поведение покрышек в тех или иных условиях — и, соответственно, вносить коррективы в собственные настройки. Подсказки пилотам относительно модификаций стилей, поправки в настройках, коррективы баланса в большей или меньшей степени окупались нахождением на трассе драгоценных сотых-тысячных. Причем рост эффективности напрямую зависел от мастерства человека в кокпите…

Сегодня, увы, ничего подобного нет и близко. Триумфатор гонки в Монреале признается: бог его знает, почему отрывы от преследователей регулярно росли — шины покатили, и слава Богу. Двукратный чемпион мира даже спустя неделю после этапа не разумеет, почему его компаунды приказали долго жить на порядок раньше, нежели у преследователя, финишировавшего на подиуме, хотя их пит-стопы разделили всего несколько кругов. Пилот, заново переродившийся в топ-конюшне за счет умения находить общий язык с любыми покрышками, всю весну бьется в истерике — его волшебные навыки, похоже, безвозвратно утратили силу. Тогда как руководитель шинного подразделения только знай себе посмеивается: хотели непредсказуемости в работе резины, так получайте ее по полной программе! Ну, а кому не нравится, пусть бросает элитный класс — здесь состязания предназначены для талантливых спортсменов. Тем же, кому секрет «Пирелли» не открывается, делать в пелотоне нечего.

Наверное, Пол Хэмбри в чем-то прав. Ведь если Серхио Перес и Роман Грожан с помощью единственного пит-стопа прорываются на подиум, делать крайней исключительно итальянскую продукцию зазорно. Но в то же время семь победителей в семи стартовых Гран-при — это откровенный перебор. Особенно в контексте «угадайки» температурных окон, захлестнувшей участников розыгрыша: теперь мало просто довести резину до оптимальной кондиции и удержать ее в таковом состоянии — требуется еще и сверяться с изменением кондиций асфальта. Ведь, не ровен час, оставишь томиться компаунд на «медленном огне», а он — бах — и вмиг сцепные свойства потеряет. Оттуда полезут поворачиваемости всякие противные, потеря стабильности на торможениях, пляска отдельных частей машины. Здесь не то что защищаться или атаковать — просто двигаться невозможно будет. Поэтому еще пару этапов, подобных канадскому, — и уйдут в прошлое всякие авантюры, подобные тем, что задумывали «Феррари» и «Ред Булл» на последнем отрезке дистанции. Коллективы просто примутся друг за другом перестраховываться, ибо враз потерять пять-шесть позиций из-за причуд градусов Цельсия и покрышек «Пирелли» покажутся им непозволительной роскошью. В результате вновь пострадают болельщики: борьбы станет меньше, консерватизма больше (это касается и экономии компаундов в квалификации), а доля случайности станет постоянной переменной в расчетах стратегов. Ведь предсказывать коленца покрышек они вряд ли научатся минимум до второй волны обновлений.

По крайней мере, треть дистанции позади, а единства во мнениях «Как? Что? Почему?» в пелотоне по-прежнему нет. Хотя страдают все — от мала до велика. Скажем, в воскресенье вибрации на машине Фелипе Массы в самом дебюте гонки спустя несколько кругов «передались» Полу ди Ресте, хотя стили пилотов разнятся как небо и земля. Тем не менее принявшиеся зерниться задние покрышки беспардонно вмешались в порядок управления транспортным средством. По итогу они добили бразильца разворотом, а шотландца заставили жестко заблокировать переднюю ось в борьбе с парой Росберг — Грожан и спешно ретироваться в боксы.

А зрелища, достойного детального препарирования, уже в Канаде с трудом набиралось на полноценный выпуск нашей рубрики. Спасибо Нико Росбергу, не позволившему зачахнуть «разбору полетов». Пусть атака немца на Серхио Переса проходила в заведомо ущербных условиях для пилота «Заубера» (тот только вырулил с пит-лейна, когда прикатавший резину блондин уже работал с позиции силы), красота эпизода как такового заслуживала наивысшей оценки. Да и место, присмотренное для маневра представителем «Мерседеса» на 42-круге, возвращала заслугам агрессора знаковость. Ведь в третьем повороте мало кто решается на наступление — за его неудачное осуществление можно заплатить высокую цену. Тем не менее Нико нырнул на внутренний радиус прямо перед носом визави — и, избежав коллизии, довел самый лихой маневр уик-энда до блестящего логического завершения.

Росберг вообще в воскресенье выглядел молодцом: помимо описанной атаки, на его счету есть еще одна, не менее эффектная. Немец оставил не у дел Фелипе Массу вне зоны DRS, что для нынешнего «Мерседеса» — феноменальное достижение. Кто не верит, может пересмотреть эпизод, в котором немец, сражаясь с германо-мексиканским дуэтом одновременно, срезал шикану. Там видно, сколь непредсказуема машина «трехлучевых» на поздних торможениях при резкой осадке в сторону.

Дабы восстановить справедливость, упомянем Серхио Переса и в гоночном контексте — правда, уже в исключительно позитивном ключе. В середине 30-х кругов на измочаленных покрышках, с преградой в виде Кими Райкконена впереди, под давлением рвавшегося в группу лидеров Марка Уэббера он добрый пяток минут держал оборону. Да как! Никакие из многочисленных поползновений «Ред Булл» не сбивали его с ритма прохождения круга. Более того, мексиканец, если верить хронометражу, проходил трассу в темп целыми секциями, чего даже опытным пилотам под прессингом делать удается крайне редко. Однако представитель «Заубера» в очередной раз преодолел планку, ставящуюся перед молодыми гонщиками, да еще и завысив ее в несколько раз. Думается, с таким прогрессом промоушн не заставит себя ждать. Хотя стоит ли это делать сейчас? Ведь с резиной хинвильцы нынче работают чуть ли не лучше всего пелетона…

Напарник Переса по команде также отличился на ниве сохранения позиций: если кому что и уступал, то еще в течение круга возвращал обратно. Показательной получилась рокировка на 41-м круге, когда Михаэль Шумахер прижучил Кобаяси в шпильке «Казино». Японец авторитетов не признает давно — и прежде его это подводило, поскольку чрезмерная горячность чистоту контратак нарушала. Однако освоившись в элитном классе, самурай стал куда сдержаннее и расчетливее, благодаря чему ответные выпады теперь почти не знают неудач. Семикратный чемпион мира в Монреале в этом еще раз убедился, когда перегруппировавшийся Камуи снял с него скальп в последней шикане. Возможно, неброско и прагматично, зато «дешево, надежно и практично», как говаривал герой небезызвестной комедии.

…К слову, большинство обгонов в Канаде прошло под этим девизом и поддакиванием хлопающих створок DRS-конструкций. И это, увы, уже тенденция: если ситуация с шинами не стабилизируется, вскорости иные варианты завоевания позиций исчезнут как класс.