5 мин.

Северное сияние. Как болеют на «Эмирейтс»

Репортаж Дениса Романцова с северной трибуны стадиона «Арсенала».

У стадиона «Арсенала» неоднозначная слава. Там не бывает свободных мест, хотя цены на абонементы – кусачей всех в Англии (985 фунтов – самые дешевые). Настолько кусачие, что мне дешевле на один вечер превратиться в мистера Гавангджин Гу.

Там любят помянуть «Дух «Хайбери», расплесканные традиции и все в таком роде, хотя на «Эмирейтс», на этом юном и вроде как нигилистическом стадионе и шагу нельзя ступить, не соприкоснувшись со 127-летней историей The Gunners. Про то, что стадион окружают гигантские изображения тридцати двух легенд «Арсенала» – от Лиама Брейди до Тьерри Анри – вы знаете и без меня, но там ведь еще и статуя Тони Адамса, и фрески с культовыми моментами клубной истории, и стены из архивных программок.

Там никто – ни полиция, ни стюарды – не тревожит болельщиков, хотя  в фильме Incendiary с Юэном Макгегором и Мишель Уильямс стадион «Эмирейтс» красочно взорвали и даже объяснили, каким образом. Насчет никто не тревожит – это даже не фигура речи. По пути от метро Arsenal к вашему креслу на Emirates – ноль обысков, ноль металлоискателей и – тут вы наверняка не поверите – ноль просьб показать билет или абонемент: вы сами один раз прикладываете его к турникету и дальше привольно поднимаетесь на трибуну.

Ну ладно-ладно, хватит патоки – если вы болельщик гостевой команды, а особенно «Ливерпуля», вас, конечно, обыщут, причем пристрастно, и билет проверят. Но согласитесь – если вы болельщик «Ливерпуля», то давно уже могли привыкнуть, что лондонцы останавливают вас на пути к цели.

Темпераментный обыск – не самое худшее, что пережили в субботу болельщики «Ливерпуля». Если честно, меня дико интриговал весь этот пестрый стиль Роджерса – итальянская расстановка, самый дерзкий дуэт нападающих Европы (если учесть, что прямо дуэтами в атаке уже мало кто и играет), освежившаяся летом оборона. Но к несчастью так вышло, что в первом тайме «Ливерпуль» был хмур и банален в созидании. Я сперва списал это на отсутствие своего любимца Коутиньо, но второй тайм растоптал мои расчеты. Коутиньо появился, но «Ливерпуль» совсем заглох. Если в первом тайме Суарес еще острил у ворот Шченсного, то после перерыва он только разводил руками и злился.

Пять недель лидерства добавили арсенальцам заносчивости. Расконсервировали победный дух. Атрибутика на Gillespie Road – улице, что ведет от метро к стадиону – вернее всего считывает настроения болельщиков. 

Ваня уже рассказал, что в субботу на «Эмирейтс» болели как никогда в этом сезоне, а я только приведу несколько видео-доказательств.

Номер три в моем чарте лучших песен болельщиков «Арсенала» в субботу – гимн автору первого гола в ворота Миньоле. Исполнялся на мотив Seven Nation Army трижды после голы Касорлы, просто так во втором тайме и перед выходом Дженкинсона.

Oooh Santi Casorla Oooh Santi Casorla!

На втором месте – кричалка с еще более прихотливым текстом. Эти слова хочется перечитывать и перечитывать.

Oooh to, oooh to be, Oooh to, oooh to be, Oooh to, ooh to be, Oooh to be a Goo-ner!

Первая – изящная ода преобразившемуся французскому страйкеру «Арсеналу» – на манер биттловской баллады Hey Jude. Впервые была исполнена, когда во втором тайме, после ошибки защитников «Ливерпуля» Жиру получил верный шанс забить, но пробил в ту часть ворот, в которую способен забивать только Штефан Кисслинг.

«Na Na Na Giroud…»

Хотя чаще и охотнее всего болельщики «Арсенала» включали ретро-пластинку: «We’re the North Bank, Highbury» – дань памяти соперничеству двух трибун North Bank и Clock End и легендарному стадиону, который был на четверть разрушен фашистами во время войны, а в середине нулевых распродан на аукционе вплоть до угловых флажков и тренерского стола Джорджа Грэма. Эту песнь про «Хайбери» я слышал в субботу раз двадцать. И во время матча, и по пути со стадиона на метро.

Этот путь, кстати, растянулся по времени почти на тайм, и стало, понятно, почему на четверть, если не на треть стадион опустел еще за пять минут до финального свистка.

Мне, к сожалению, уже никогда не понять, что такое «Дух «Хайбери», по которому так тоскуют консерваторы Ислингтона, но есть ощущение, что тоска эта все же не только по уютной арене, но и по выигранным там трофеям. Скоро, уже весной чемпионский дух может поселиться и на «Эмирейтс». Вернее он уже там селится.