8 мин.

Гонщик, за которого мы будем болеть в этом году

Сын Михаэля Шумахера в погоне за первым титулом.

Фамилия «Шумахер» давно стала нарицательной, но вызывает ассоциации исключительно с одним человеком – Михаэлем. Не все помнят о его брате Ральфе (во многом недооцененного из-за пребывания в тени звездного родственника) и сыне Мике, которому, между прочим, уже исполнилось 18 лет. Парень по примеру отца пошел в гонщики и за недолгую карьеру успел занять вторые места в итальянской и немецкой «Ф-4» и провести дебютный сезон в «Формуле-3». Там он выступил за лучшую команду чемпионата «Према» и стал третьим в чарте новичков и двенадцатым в общем зачете.

Казалось бы, гонщик в богатой семье — настоящий пример удавшейся жизни и моментально реализующихся мечтаний, но на самом деле образ счастливого мажора ни капли не подходит Мику.

Он не считается суперталантом, как и отец в начале карьеры

За долгие годы побед и доминирования «Красного барона» фанаты и сторонние зрители привыкли к тому, что парень с фамилией Шумахер просто обязан всех рвать. Любое отклонение от ожиданий непременно вызывает тонну сарказма, насмешек и сравнений с племянником другого великого спортсмена, Бруно Сенной – бразилец поначалу собирал неплохие коммерческие бюджеты из-за ассоциацией с трехкратным чемпионом «Формулы-1», но так ничего и не показал на треках почти во всех гоночных сериях.

Выступления Шумахера-младшего далеки от определения «отжигает», однако прославленного отца в начале девяностых тоже не считали гением и лучшим пилотом поколения. В 20 лет Михаэль стал третьим в дебютном сезоне в немецкой «Формуле-3» – уступив считавшимся более талантливым Карлу Вендлингеру и Хайнцу-Харальду Френтцену, – и лишь после ухода серьезных конкурентов поднялся на первую строчку в итоговом протоколе. При этом в заключительной гонке Михаэль уступил приглашенному из другого чемпионата Мике Хаккинену.

Младший Шумахер попал в конкурентную европейскую «Ф-3» всего в 18 лет и столкнулся с более одаренными или опытными гонщиками – Ландо Норрисом, Фердинандом Габсбургом, Йоэлем Эрикссоном, Максимилианом Гюнтером, Каллумом Айлоттом, Джеханом Дарувалой и Ральфом Ароном. Тем не менее, Мик по примеру отца не рвется в высшую лигу любой ценой, а планомерно учится и работает над ошибками, выстраивая собственную кривую развития.

«Моя конечная цель – «Формула-1», – признает молодой немец. – Но я сосредоточен на себе и не смотрю на других гонщиков. У каждого свой темп прогресса, всех нельзя сравнивать».

Ответственность как семейная черта

За Миком пристально следят не только болельщики – профессиональная среда тоже по-особому относится к молодому Шумахеру: комментаторы постоянно озвучивают положение дел молодого немца, эксперты детально разбирают и оценивают его выступления, снова и снова направляя общественный фокус на парня. Наконец, ему хватает внимания и от руководителей команд, ФИА и прочих официальных лиц. В свои юные годы он уже входит в попечительский совет фонда Keep Fighting, основанного в честь отца, и участвует в благотворительных событиях (шоу-заезде на чемпионском «Бенеттоне» Михаэля перед Гран-при Бельгии, футбольном матче спортивных знаменитостей и так далее). Вряд ли на каждого подростка выпадают такие серьезные и отвлекающие от карьеры обязательства.

Хоть Мик официально и не состоит ни в одной системе поддержки, на его сайте в разделе «друзья» присутствует символика «Мерседеса», да и сам парень совместно с немецким концерном выпустил собственное мини-ток-шоу #quickMick о важности аккуратного вождения по обычным дорогам.

Кажется, младший Шумахер как никто осознает возложенную на него ответственность. Небольшой пример отношения к делу заключается как раз в подготовке к выставочному заезду перед Гран-при Бельгии в честь 25-летия первой победы отца. Обычно в таких ситуациях гонщик просто садится в шоукар и совершает круг почета со средней скоростью и без малейшего риска. Но Мик даже ради такой мелочи организовал тайные тесты за две недели до акции, чтобы изучить технику и гарантировать идеальное выступление.

Реклама 18+

Этот случай прекрасно характеризует Мика как законченного перфекциониста, предпочитающего перестраховаться и сделать все как следует. Еще одним примером того же одержимого подхода стало участие в Гран-при Макао, на котором Шумахер столкнулся с поломкой во время решающего заезда, проторчал в боксах большую часть заезда, сильно отстал от лидеров, но все равно вернулся на трек и даже установил лучшее время круга. Именно таким был и Михаэль: по воспоминаниям его друзей, «Красный барон» регулярно наматывал километраж в абсолютно любых условиях, анализировал способы улучшения пилотажа и искал в себе малейшие недостатки.

«После победы в чемпионате мы стали готовиться к сезону 2001 года, – рассказывал о Шуми-старшем бывший руководитель «Феррари» Жан Тодт. – Он подошел ко мне и скромно попросил провести тесты, потому что хотел удостовериться, что сможет пилотировать на должном уровне. Михаэль всегда сомневался, что он достаточно хорош».

Бесконечная работа на тестах, симуляторах и в боксах является ключом к успеху семикратного чемпиона. Конечно, он обладал талантом, но превзошел конкурентов в первую очередь благодаря невероятному трудолюбию, старательности и стремлению достичь идеала. В отличии от того же Френтцена, Михаэль исправлял недостатки и постоянном искал возможность стать лучше. Эти же качества демонстрирует и Мик:

«Отец всегда был образцом для подражания. Для меня он – лучший, мой кумир, и я стремлюсь к тому, чтобы тоже стать чемпионом мира».

Сложная психологическая обстановка в семье

Вряд ли кто-то из родственников требует мгновенного успеха от молодого гонщика и желает непременно видеть в нем продолжение Михаэля, но расти ребенком гения никогда не бывает просто. Пока Мик занимался обучением в «Ф-3», его сестра Джина-Мария в свои 20 лет успела выиграть чемпионат Европы среди юниоров и взрослый чемпионат мира по ковбойской выездке. Правда, девушка пошла не совсем в отца, а в мать — Коринна тоже увлекалась лошадьми и побеждала на европейских первенствах, – но суть в другом: практически вся ближайшая родня что-то выиграла, а у Мика еще нет никаких титулов.

Но отсутствие побед — не худшая часть жизни парня. За последние четыре года забылся важный момент: именно Мик присутствовал при роковом падении Михаэля во французских Альпах. Парню пришлось наблюдать, как нелепая случайность сокрушает великого отца, и даже рассказывать об увиденном полиции и репортерам — вряд ли такая ноша по силам в 14 лет. Трудно даже представить силу характера парня: столько лет профессионально преуспевать и поддерживать в себе постоянную веру в чудо способен далеко не каждый. Какой бы ни была дружной семья, ужасающая ситуация и связанная с ней атмосфера выбьет из колеи кого угодно, но младший Шумахер держится и не подает виду, что есть какие-то проблемы — и уже за это можно им восхищаться.

Со временем у Мика все получится

Младший Шумахер напоминает старшего не только внешне: похоже, парню по наследству передались некоторые задатки и черты характера, сделавшие Михаэля легендарным чемпионом. Кажется, сын чемпиона на верном пути развития, и доказать это он сможет уже в 2018 году. Пока из официально объявленных участников «Формулы-3» младшему Шумахеру некого бояться, кроме индуса Джехана Дарувалы, обыгравшего немца в прошлом году в споре лучших новичков. Однако Мик умеет прогрессировать и побеждать обидчиков: он уже взял реванш у Джоуи Мэйсона после перехода в «Ф-3», хотя уступил тому титулы в немецкой «Ф-4» и MRF «Ф-2000».

Еще среди оппонентов оказались русский слушатель Академии «Феррари» Роберт Шварцман, чемпион итальянской «Ф-4» Маркус Армстронг и победитель Гран-при Макао Дэн Тиктум, но их Шумахер может победить благодаря опыту. Прошлые лидеры вроде Ландо Норриса, Йоэля Эрикссона, Максимилиана Гюнтера и прочих уже покинули серию либо пока еще не объявляли о желании снова гоняться в «Ф-3». Пусть «Према» пока молчит насчет контракта на 2018-й, все ждут продолжения сотрудничества Мика с итальянской командой – ведь он все равно остается претендентом на чемпионский титул.

В то же время парню и по-человечески хочется пожелать больше радости и удачи. В новом году он явно заслуживает позитивных событий.

Фото: globallookpress.com/Thomas Pakusch/imago, imago/Thomas Suer/HochZwei; Gettyimages.ru/Andreas Rentz/Bongarts; globallookpress.com/Maks Him/ZUMA Press, Thomas Suer/Hoch Zwei/picture alliance