android-character-symbol 16.21.30apple 16.21.30@Combined ShapeЗагрузить фотографиюОчиститьdeleteinfoCombined ShapeИскатьsports_on_siteplususeric_avatar_placeholderusersview
Блог Поворот не туда

Самый невезучий пилот «Формулы-1»

Он установил новый антирекорд в гонках.

На Гран-при Сингапура пилот «Рено» Нико Хюлькенберг столкнулся с техническими проблемами: на его болиде произошла утечка жидкости из гидравлической системы. Сперва немец надолго остановился в боксах, разменяв четвертую позицию на десятую, а потом и вовсе сошел. Эта история – словно карьера Нико в миниатюре: он год за годом пытается доехать до подиума, но по разным причинам остается без призового шампанского.

В «Формуле-1» было много гонщиков, которым ни разу не удалось дотянуться до топ-3, но Хюлькенберг превзошел их всех – после сингапурского этапа на его счету 129 проведенных Гран-при, больше, чем у остальных парней, ни разу не поднимавшихся на подиум. И это новый антирекорд.

Но сам спортсмен воспринимает лидерство по этому показателю с иронией, и еще перед стартом эпохальной гонки с удовольствием подыграл журналистам:

«Я долго и упорно работал, чтобы этого добиться: наконец-то отобрать титул у Адриана Сутиля (у него было 128 гонок без финишей в топ-3) и стать обладателем рекорда. Жду этого момента с нетерпением. Его эпоха завершится в эти выходные, после чего начнется эра Хюлькенберга».

Хюлькенберг – настоящий талант...

Не стоит думать, что впечатляющее количество бесподиумных Гран-при скопилось на счету Нико из-за его бездарности – Халк не какой-нибудь рента-драйвер с большим пулом спонсоров: за свою молодежную карьеру он выиграл «Формулу-БМВ», A1GP, «Формулу-3» и главный молодежный чемпионат – GP2, то есть последовательно каждую серию на пути в «Формулу-1». Потому контракт боевого пилота с «Уильямсом» в 2010 году паддок и болельщики восприняли с энтузиазмом, ожидая появления новой молодой звезды.

И уже в первом сезоне немец взял поул на Гран-при Бразилии: проявив недюжинную смелость, он первым рискнул перейти на «сухую» резину и проехать по еще влажной после дождя трассе. Пока остальные гонщики отсиживались в боксах, способности Нико позволили ему закончить квалификационный круг на первом месте и привезти больше секунды будущему чемпиону мира Себастьяну Феттелю.

… но невезучий

Однако в 2010 году болид «Уильямса» ничего не мог противопоставить грандам на длинной дистанции, и ту самую гонку в Бразилии Нико закономерно закончил восьмым. В попытках найти более конкурентоспособную технику немец перешел в «Форс-Индию» и год оставался всего лишь тестовым пилотом.

Надежды оправдались в 2012-м: он занял четвертое место на Гран-при Бельгии и даже поборолся за победу все в той же Бразилии. Нико снова выбрал правильную стратегию на частично дождевую гонку, красиво обогнал Дженсона Баттона в борьбе за первое место и вез целую минуту отрыва остальному пелотону. Тогда-то и включилось невезение: на трассе показался автомобиль безопасности, сожрал все преимущество и столкнул Нико с «Маклареном» Льюиса Хэмилтона. Пилоты боролись вплоть до контакта, после которого англичанин сошел, а немец отправился за штрафом на пит-лейн и пятой финишной позицией.

В 2013-м Хюлькенберг совершил сомнительный переход в утопающий в финансовых проблемах «Заубер», но все же запомнился уверенной защитой в битвах с такими титанами как Алонсо, Хэмилтон и Баттон. Впрочем, эффективности в поворотах болиду все-таки не хватало, и Нико не выпал шанс побороться за подиум — четвертое место в Корее стало абсолютным максимумом способностей «Заубера» в последний успешный для команды сезон.

Возвращение на три сезона в «Форс-Индию» подарило Хюлькенбергу целую россыпь пятых мест и лишь несколько призрачных шансов на подиум, однако их постоянно отнимал либо напарник, либо вездесущее невезение. Как, например, на Гран-при Монако 2016 года, где Нико вместе с другими пилотами не повезло застрять за Росбергом. Трио лидеров (среди которых опять оказался товарищ Халка по команде Серхио Перес) быстро оторвалось и привезло остальным целую минуту. Темп у Нико был, просто мексиканский напарник первым сменил шины, получил преимущество и вернулся на трассу впереди «паровозика Росберга».

В текущем сезоне «Рено» не демонстрирует высокую скорость, но немец по-прежнему выжимает стабильные позиции в топ-10. Ему дважды выпадал шанс побороться за подиум – в Баку и Сингапуре: в первом случае из-за общего хаоса гонки закончить в первой тройке мог кто угодно, и Нико изо всех сил старался стать этим «кем угодно». Видимо, переборщил: атакуя во всю ширину трассы на границе с барьерами, Халк немного зацепил один из них. Обычно такое столкновение заканчивается искрами и продолжением гонки, но не в случае Нико – подвеска не выдержала, и немец вынужден был сойти. В Сингапуре злой рок с неполадками снова вернулся: сперва Халк ехал третьим, уступил две позиции из-за неудачного пит-стопа, но все равно нагонял занявшего подиумное место Боттаса. Тогда-то немца и настигла поломка гидравлики.

Его упорно не берут в топ-команду

Чуть ли не каждый сезон по паддоку ходил слух о переходе Хюлькенберга в «Феррари» или другой заводской коллектив, но ничего не происходило. Говорят, что Халку раньше здорово мешало отсутствие широкого пула персональных спонсоров и богатырские для «Формулы-1» параметры: 184 см роста и соответствующий вес. Раньше масса гонщика действительно имела значение: легкий пилот получал преимущество в несколько сотых секунды на каждом круге и более гибкие возможности балансировки машины. Но с новым регламентом 2017 года максимально допустимый вес пилота и болида увеличили, да и сама техника настолько изменилась, что компактные параметры потеряли свои бонусы. Так что сразу же после оглашения свежего свода прав Хюлькенберг подписал контракт с заводской командой «Рено», которая вернулась в «Формулу-1» в 2016 году.

И даже с этим Нико не повезло. Через несколько месяцев после объявления о переходе Халка к французам Росберг освободил чемпионский кокпит «Мерседеса». Вряд ли немцы обошли бы стороной кандидатуру Халка, будь он без контракта (ведь подписанный ими в итоге Валттери Боттас не считается более сильным пилотом), но судьба оказалась жестокой.

Заслуги Нико неоспоримы

Хюлькенберг обладает невероятной стабильностью при прохождении всей гоночной дистанции, он умеет поддерживать ровный одинаковый темп как никто другой. Именно поэтому заводская команда «Порше» позвала его в свой экипаж на «24 часа Ле-Мана». У Нико была всего лишь одна тестовая шестичасовая гонка на выносливость до суточного марафона, но он справился, подружился с капризным прототипом и победил на «Ле-Мане» с первой же попытки. А ведь действующие пилоты «Формулы-1» не поднимались на первую ступень французского подиума уже более двадцати лет.

Достижения Нико признали именитые коллеги, которые неоднократно выражали восхищение немецким гонщиком.

Например, двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо неоднократно называл Хюлькенберга одним из самых талантливых гонщиков современной «Формулы-1» и позитивно оценил переход немца в «Рено»:

«После «Форс-Индии» Хюлькенбергу нужен был новый вызов. На мой взгляд, это отличный шанс для Нико стать однажды чемпионом мира. «Рено», в свою очередь, получит очень сильного пилота».

Нынешний руководитель «Заубера» Фредерик Вассер тоже выразил уверенность в своем бывшем подопечном:

«Я считаю Хюлькенберга одним из самых талантливых гонщиков, что я видел в юниорских сериях за последние десять лет. Всего трем пилотам удавалось становиться чемпионом GP2 в дебютном для себя сезоне: Хэмилтону, Росбергу и Хюлькенбергу. Думаю, Нико является одним из немногих, кому по силам стать чемпионом».

Молодые гонщики видят Халка одним из топов пелотона, у которого нужно учиться. Например, тестер «Рено» Сергей Сироткин:

«Нико действительно стал лидером команды, и безусловно мне очень интересно и приятно за ним наблюдать. Делая это, ты учишься, понимаешь, как топ-пилот взаимодействует с командой, какую обратную связь предоставляет, как раскладывают приоритеты. Интересно наблюдать, как такие гонщики работают с балансом машины, с оптимизацией настроек, за тем как пилот даже во время своего квалификационного круга работает с регулировками дифференциала, балансом тормозов – чтобы найти оптимальный баланс в каждом повороте на этом круге».

А бывший конструктор «Джордана», «Стюарта» и «Ягуара» Гэри Андерсон и вовсе был весьма категоричен в описании потенциале немца:

«Если бы в подходящий момент для него открылась нужная дверь, то он бы стал чемпионом мира. Я в этом убежден».

Неудивительно, что Халка с самого детства поддерживает немецкая компания «Декра». Та самая, у которая до Нико был лишь один спонсорский проект в «Формуле-» – карьера Михаэля Шумахера (вплоть до второго чемпионского титула). Очевидно, что все ждали от Хюлькенберга повторения пути прославленного соотечественника, но невезение продолжается. К тому же, Нико недавно исполнилось 30 лет, и времени на реализацию своего огромного потенциала у него все меньше.

Фото: Global Look Press/HOCH ZWEI, imago sportfotodienst, Herbert Kratky; Gettyimages.ru/Brendon Thorne, Mark Thompson; REUTERS/Tim Chong

Автор

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы