22 мин.

Города ЧМ-2018. Часть пятая

Сегодня мы совершим путешествие в Самару

САМАРА

В Самару мы прибываем на поезде. Ультрасовременный железнодорожный вокзал построен в 2001 году и представляет собой самое высокое здание вокзала в Европе: по одним данным его высота вместе со шпилем составляет 100 (!) метров. Безусловно - это визитная карточка города.

Но есть здесь и своя ложка дёгтя. Красивое старое здание самарского вокзала, построенное в далёком 1876 году, было снесено. Типичная русская вокзальная архитектура второй половины XIX века в бело-салатной окраске смотрелась очень органично, особенно на фоне пасмурного неба.

Железнодорожный вокзал имеет смотровую площадку. Это большой балкон вокруг купола вокзального комплекса, откуда открывается прекрасный вид на Самару от набережной Волги до районов Безымянки. Планируется совмещение вокзального комплекса с метрополитеном.

Вокзал находится в пешеходной доступности от исторического центра города. К слову, именно здесь, в районе речного порта, на стрелке рек Волга и Самара будет построен новый стадион вместимостью 44 042 человек (хотя изначально его собирались строить на острове Коровий). Место, конечно, живописное, никто не спорит. Но каким образом в этом бутылочном горлышке планируют разместить футбольную арену, парковки для автомобилей и прочую инфраструктуру я не представляю.

При этом местные власти отклонили два хороших варианта для строительства новой арены: Завод имени Масленникова и Ипподром. Впрочем, самарские болельщики в любом случае будут рады новому стадиону. Сам проект арены, вызвавший множество нареканий со стороны любителей футбола, скорее всего будет пересмотрен.

В Самаре как ни в одном другом городе любят футбол! Вряд ли во время матчей на новом стадионе трибуны будут пустовать.

По заявлению организационного комитета: одна из главных составляющих плана развития территории вокруг будущего стадиона - создание транспортной инфраструктуры. В зоне предполагаемого строительства в речном порту проходят железнодорожные пути, которые могут быть переоборудованы под легкое метро, связанное с железнодорожным вокзалом и существующей первой очередью метрополитена. К тому же строительство арены даст существенный импульс для развития исторической части Самары. Особое внимание будет уделено сохранению объектов культурного наследия, которые находятся в так называемом "старом" городе.

Самара, которую мы теряем...

К сожалению, состояние богатейшего архитектурного исторического наследия города просто катастрофичное. От былой Самары осталось совсем немногое.

На протяжении долгого времени безжалостно уничтожались и явно ещё будут уничтожены деревянные дома с редкой, прекрасной резьбой.

Жалко видеть, как роскошные купеческие дома разрушаются и застраиваются без сохранения уникальной архитектуры. Самара теряет не только свой облик. Может ли кто-то утверждать, что в бетоне, стекле и пластике сохранится душа города?

Стая голубей и Дом культуры железнодорожников. Здание построено в 1903 году.

А рядом находится здание XXI века. Чудеса российской архитектуры!

Улица Садовая

Показательный пример: разрушающийся фасад. Некогда богатый купеческий особняк превратился в жалкое зрелище...

Главная пешеходная улица Самары - Ленинградская. Несколько лет назад на ней был рынок, потом рынок убрали, а саму улицу долго ремонтировали. Кажется, в прошлом году открыли последнюю отремонтированную часть, однако есть еще много не оконченных работ.

Дождь...

На Ленинградской стоит камень-обелиск, говорящий об истории города. Самара была основана в мае 1586 года по указу царя Фёдора Иоановича.

Отель "Азимут". Несмотря на рост в городе номерного фонда, до сих пор на гостиничном рынке ощущается дефицит предложения во всех категориях. Самара не получила большого развития как туристический центр, но постоянно расширяет деловые связи с российскими и зарубежными партнерами, поэтому именно бизнесмены являются основными клиентами самарских отелей. Сейчас в Самаре насчитывается всего 2.5 тысячи номеров при установленном минимуме ФИФА - 5.5 тысяч. Это одна из главных организационных проблем города.

Улица Куйбышева

Особняк на улице Куйбышева

Лютеранский Храм Святого Георга на улице Куйбышева. Первая кирха - протестантская церковь - была открыта в 1865 году в здании костёла. В протестантской общине в начале 60-х годов XIX века было около 150 человек, преимущественно немцев. Фасады кирхи выдержаны в готическом стиле, восходящем к немецким средневековым базиликам. Кирху закрыли в 1930 году, и долгое время здесь размещалась мастерская художников-монументалистов. С 1992 года в кирхе снова проводятся богослужения.

После подавления польских восстаний конца XVIII - начала XIX века в Самарском крае появились первые католики - поляки. В середине XIX века в Самаре проживало 134 поляка. Католик Адам Арцимович в это время был губернатором Самары. В 1858 году купцом Егором Аннаевым было подано прошение на открытие первого костёла. Храм Пресвятого Сердца Иисуса был построен в готическом стиле. С 1941 по 1994 год в здании работал музей краеведения. В настоящее время храм возвращён католической общине.

Панорама

Но давайте ненадолго покинем историческую часть города и перенесёмся в Национальный парк - Самарская Лука. Это чудный памятник истории и природы, который находится на западе от Самары.

Это огромный полуостров с Жигулёвскими горами, поросшими густыми лесами (их высота составляет около 300 метров), с равнинными террасами, глубокими ущельями, пещерами, а также степными холмами.

Неповторимые формы рельефа, своеобразный микроклимат, удивительная красота гор, голубое ожерелье обрамляющей их Волги, уникальная флора и фауна снискали Жигулям и Самарской Луке в целом мировую известность.

Теплоходы

Молодецкий Курган

Гора Лепёшка. После спуска можно искупаться в Жигулёвском море...

Покой и тишина...

Невозможно перечислить всех красот Самарской Луки! Но, к сожалению, сейчас под угрозой исчезновения находятся уникальные растения и животные.

Возвращаемся в город. Одна из главных достопримечательностей Самары - Самарский академический театр драмы имени Горького. Строительство здания завершилось в конце сентября 1888 года. Торжественное открытие состоялось 2 октября 1888 года. На весь проект изначально отводилось 84 900 рублей, но вследствие изменений плана окончательная стоимость составила 169 464 рубля 99 копеек. Чувствую, такая же история может произойти и с самарским стадионом...

Первым спектаклем, поставленным на сцене театра, стал "Ревизор" Николая Гоголя в 1888 году

Напротив театра стоит памятник Василию Чапаеву

В случае сдачи Москвы гитлеровцам Куйбышев должен был стать столицей СССР. Для Верховного главнокомандующего Сталина был построен Бункер Сталина, пользующийся популярностью у туристов. Это одна из самых ярких городских легенд.

Площадь Славы

Стелла Славы и вид на город

Рядом находится здание администрации Самарской области

На площади Славы стоит и Храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Построен в 2001 году архитектором Юрием Харитоновым. Храм удивительно хорош, как снаружи, так и внутри.

Памятник войнам, павшим за родную землю во время Великой Отечественной Войны

А так храм выглядит ночью

Общая панорама

Неподалёку располагается Самарский цирк

Салют на День города

Самарская филармония - одно из самых красивых зданий города

Площадь Кирова и Дворец культуры имени Виктора Литвинова. Одна из самых замечательных сценических площадок Самары

Памятник Кирову

Струковский сад - старейший парк Самары, расположенный на берегу Волги, рядом с Самарским драматическим театром.

Фонтан в Струковском саду

Памятник Горькому

Струковский сад спускается прямо к набережной

Фонтаны, неподалёку от набережной

Богатые местные купцы и промышленники часто инициировали проведение конкурсов на проекты своих особняков

Вид на город. Стелла Ладья.

Стела Ладья была установлена в 1986 году в честь 400-летия образования Самары архитекторами Игорем Галаховым и Анатолием Янкиным на Октябрьской набережной.

Архитектурный колорит Самары...

Если как следует оборудовать самарские пляжи, создать вокруг хорошую инфраструктуру, то они могут быть привлекательными и для иностранных туристов.

Парк имени Юрия Гагарина. Тихое и уютное место для отдыха.

Сакура расцвела. Это Ботанический сад Самарского государственного университета - государственный памятник природы, расположенный в Октябрьском районе города. Единственный сад во всём среднем Поволжье, имеющий оранжерею.

От первых трёх голубых елей сада по всей Самаре разошлось их молодое потомство. Эти деревья украшают сегодня волжскую набережную, их можно увидеть в скверах и парках, во дворах жилых домов. А это местная обитательница - утка.

Ещё тут водятся знаменитые самарские белки

Аквапарк "Виктория" в культурно-развлекательном комплексе "Московский" является первым крытым аквапарком на территории СНГ

Монумент штурмовику ИЛ-2 - один из символов Самары

Улица Победы, район Безымянка - Родина Александра Анюкова

Памятный комплекс ракеты-носителя "Союз". Памятник представляет собой настоящую ракету Р-7, удерживающую конструкцию и металлическое здание. Высота ракеты вместе со зданием - 68 метров, вес - 20 тонн. В 2007 году возле памятника была разбита "Аллея любви".

Ну и, конечно, нельзя не сказать про ещё одну достопримечательность Самары, ставшую культовой. Это пивбар "На дне". Быть в Самаре и не побывать там - почти преступление. Питейное заведение на берегу Волги, где пиво наливатся прямо из трубы, ведущей из расположенного за стеной Жигулёвского завода.

Что может быть прекраснее удивительных волжских закатов...

Теперь поговорим об общественном транспорте. Самарский трамвай был запущен в эксплуатацию 12 февраля 1915 года. На сегодняшний день в городе действует 23 маршрута, что достаточно много. Самарская трамвайная сеть по праву считается одной из лучших в стране.

И лучше заплатить за проезд, иначе не поздоровится...

Троллейбусная сеть Самары насчитывает 15 маршрутов. Вдобавок в городе действует более 50 маршрутов автобусов.

Станция Российская. Самарский метрополитен насчитывает одну линию (8 подземных станций и одну наземную). Планируется как продление первой линии, так и строительство второй. Что ж, посмотрим, многое ли изменится к 2018 году.

Всей Самары мы не увидели, но пора отправляться домой. Держим курс на север, в аэропорт "Курумоч", а по дороге можно заехать в Сокольи горы, чтобы напоследок ещё полюбоваться волжскими просторами.

Парусники

Название Сокольи горы появилось благодаря наблюдавшемуся здесь ранее гнездованию птиц семейств соколиных.

Гора Тип-Тяв

Автомобильный мост в устье реки Сок

Аэропорт "Курумоч" - это один из главных минусов Самары. Во-первых, он располагается на страшном расстоянии от города - в 35 километрах, а путь от аэропорта до будущего стадиона составит более 50 (!) километров. К слову, расстояние между английскими Ливерпулем и Манчестером и того меньше.

Во-вторых, МЕЖДУНАРОДНЫЙ! аэропорт, построенный в начале 1960-х, сильно изношен и морально устарел. Это самый настоящий "совок" со всеми вытекающими последствиями. Разумеется, "Курумоч" нуждается в немедленной реконструкции и модернизации.

Однако ничто не может испортить впечатлений от такого потрясающего города как Самара!

 

Если вам понравился блог, не забывайте добавлять его в ленту=)