2 мин.

Закон и справедливость. Почему Дмитрий Аленичев неправ

Честно говоря, меня здорово удивили всеобщие (почти) восторги по поводу решения Дмитрия Аленичева сыграть против ЦСКА дублем. В этом ярком гусарском порыве много чувства и отваги, но ни грамма здравого смысла.

В этой истории два очень разных пласта. Верхний – про ложные мотивации и посылы. «Арсенал» (или Тулу, или Аленичева, как больше нравится) оскорбили и унизили, и он мстит. И лишает команду хоть каких-то шансов на очень нужные сейчас очки; игроков – шанса показаться в матче против чемпиона; болельщиков – игры как таковой. Попалась на глаза и романтическая аргументация, что туляки, мол, «не хотят играть с Гинером его краплеными картами». Но это все тоже мимо: ничего приятнее трех легких (и гарантированных) очков для ЦСКА сейчас быть не может.

Аленичева в чем-то можно понять: собирать лайки от комментаторов «НТВ-Плюс» приятнее и безопаснее, чем идти к руководству и с таким же жаром спрашивать, как получилось, что команда не может играть дома. Тут напрашивается красивая метафора, и ничего точнее, чем «антисанкции», которые вспомнил коллега Романцов, тут придумать, пожалуй, невозможно.

Но есть в этой истории еще один, по-моему, более важный аспект. Назовем его нравственно-юридическим. Любой, кто говорит о несправедливости наказания Тулы, использует понятный набор аргументов: «нельзя лишать город футбола», «бывали и будут поля и похуже», «можно легко перенести» и так далее. Не буду ни один из этих тезисов оспаривать, потому что все они, как минимум, имеют право на жизнь. Только вот с юридической точки зрения все они ничтожны. Газон был не готов вовремя, и никто, кроме самого «Арсенала», в этом не виноват.

ывп

Любой разговор о справедливости бесконечен априори. Это субъективное понятие, трактуемое каждым по-своему. Всеобщей справедливости – и в спорте, и жизни – быть не может по определению. Законы они ведь и были изобретены для того, чтобы хоть как-то помирить разные взгляды на вопрос справедливости.

Слово «справедливость» – очень сильное, обезоруживает в споре как удар под дых. Только вот грань между жизнью «по справедливости» и жизнью «по понятиям» исчезающе тонка. Понятия и есть справедливость для определенного типа людей. Не знаю, как вы, а я лично очень радовался, когда показалось, что российский футбол начал хотя бы пробовать жить по законам, а не как-то иначе. Не вижу смысла сворачивать с этого пути даже ради очень симпатичной Тулы.

Фото: РИА Новости; rfs.ru